Без лишнего шума Роберт Плант и Элисон Краусс выпустили прекрасный совместный альбом, многими несправедливо оставшийся незамеченным.
С момента выхода Raising Sand прошло почти полгода, за это время альбом успел снискать и чартовый, и коммерческий успех, а также победить на пятидесятой, юбилейной церемонии вручения «Грэмми» в номинации Best Pop Collaboration with Vocals за песню Gone Gone Gone (Done Moved On). Но о пластинке до сих пор хорошо знают только по ту сторону Атлантики и отчасти в Старом Свете – у нас же Raising Sand остался неоцененным. Почему? Сложный вопрос. То ли из-за специфического жанра непопулярной у нас фолк-музыки, то ли из-за отсутствия должной информации об альбоме, то ли просто из-за дурного вкуса местного слушателя. Но Raising Sand, безусловно, заслуживает внимания, даже спустя столько времени после релиза.
Имена исполнителей, безусловно, громкие. С Робертом Плантом все и так ясно. Великий музыкант, один из лучших вокалистов в истории рок-музыки, человек, вместе с Джимми Пейджем символизирующий Led Zeppelin, голос нескольких поколений, настоящий рокер, каких сейчас уже, к сожалению, не делают. Одно его имя на обложке альбома гарантирует интерес со стороны слушателей и, что важнее, достойную музыкальную составляющую внутри. Пока слухи о воссоединении Led Zeppelin остаются только слухами, сам Плант гастролирует в поддержку Raising Sand, оказать внимание легенде можно, только слушая этот альбом.
Об Элисон Краусс вряд ли кто-то слышал за пределами Северной Америки – между прочим, она ценится в определенных кругах не меньше (если не больше) Планта. Краусс является возродительницей жанра блюграсс – по сути, очень консервативного варианта кантри, с небогатым постоянным набором инструментов: банджо, скрипки, добро-гитары. Бас и тем более ударные используются в блюграссе нечасто. Именно из блюграсса, кстати, в кантри пришел фирменный высокий вокал. Исполнители этого жанра ориентируются на традицию, их репертуар наполнен вариациями на тему канонических композиций – хоть какой-нибудь примеси других жанров здесь почти не допускается. Элисон Краусс стала одной из тех, кто не дал блюграссу, словно коренному американскому аборигену, кануть в Лету под напором современной тенденции к упрощению музыки и стиранию границ между жанрами. Помимо прочего, песни Краусс звучали во многих известных фильмах (например, в «О, где же ты, брат?» и «Горбатой горе»), на ее счету – 21 «Грэмми», больше, чем у любой другой женщины. Это сопоставимый по величине (как имени, так и таланта) дуэт, составленный представителями несопоставимых, кажется, направлений: многоисточная рок-музыка Планта, вобравшая в себя кроме блюзовых и восточные мотивы, и традиционная «белая» музыка Краусс, не подвергавшаяся изменениям, кажется, с момента зарождения – тем восхитительнее то, насколько гармоничную пару они составили.
Здесь, правда, обязательно надо упомянуть Ти-Боун Бернетта, замечательного музыканта и продюсера, создавшего легкий, невидимый, но крепкий скелет звучания Raising Sand. Бернетт, кстати, отдал полтора десятка лет своей творческой жизни только кинематографу и продюсированию, подбирая музыкальное сопровождение к фильмам (к тому же «О, где же ты, брат?») и находя родное звучание для многих музыкантов. Вполне возможно, именно благодаря ему, широте его взглядов и вкусов, дуэт Плант – Краусс на Raising Sand звучит и выглядит столь естественно. Не забудем и о гитаристе Марке Рибо, еще одном мастере и экспериментаторе, работавшем с Томом Уэйтсом.
Raising Sand – это сборник кавер-версий старых замечательных песен, среди авторов которых есть Сэм Филлипс, Джин Клар и тот же Том Уэйтс. Есть здесь и Please Read The Letter – песня с совместного альбома Планта и Пейджа Walking Into Clarksdale конца прошлого века. Вся магия пластинки заключается в том, что Краусс и Плант перепевают классику не с желанием показать ее в новом свете, а просто так, как они на это способны – в два прекрасных гармонизирующих голоса, с уважением к исходному материалу, с легкостью и виртуозностью. Музыка здесь вообще звучит естественно, без надрыва – будто она родилась такой и никакой другой быть не может. Эти люди никак не могли остаться в рамках заявленного фолк-рока и народной американской музыки, своеобразным трибьютом которой эта работа и является.
Грэмминосная Gone Gone Gone (Done Moved On), например, вобрала в себя нотки рокабилли, а открывающая альбом Rich Woman заставляет вернуться к ней сразу же – настолько эти блюзовые интонации влекут за собой. Stick With Me Baby – один из самых лучших номеров Raising Sand – искренний, гармоничный и честный гимн близости двух людей. Кажется, что этот час музыки, совершенно лишенный суеты и не имеющий ничего общего с тем безумием, что творится за окном, записан совершенно другими людьми в совершенно другом месте – будто бы это саундтрек к старому несуществующему фильму о свободной и просторной Америке, которую мы уже никогда не увидим.
Ну и главное. В Raising Sand, как в хорошем сборнике рассказов Марка Твена, каждый раз можно найти что-то только свое, звучащее именно для тебя здесь и сейчас. Эти 13 песен звучат из иного измерения, куда нам нет уже дороги, именно поэтому возможность соприкоснуться с ним посредством музыки упускать нельзя.