– Виктор Викторович, можно ли ожидать экспансии иностранных игроков на рынок металлопроката Казахстана?
– На казахстанский рынок зайдут сначала единицы, что связано с настроениями инвесторов: пока они будут видеть, что стройки стоят, они будут выжидать. Но мы думаем, что строительство опять возобновится, пусть даже не в прежних масштабах. Какие бы в мире ни происходили негативные процессы в экономике, у богатого природными ресурсами Казахстана есть все условия для преодоления спада и продолжения стремительного роста. У инвесторов вновь появится желание развивать здесь бизнес. В первую очередь к вам придут крупные металлотрейдеры. Наверное, попытаются и небольшие компании, которые займутся разовыми заказами по снабжению строек. Но, думаю, их быстро вытеснят крупные игроки. Потому что сегодня, когда цены скачут, причем больше в сторону роста, потребитель часто находится в неопределенном состоянии: то готов покупать, то не готов. Что вполне естественно – как можно планировать и развивать строительный бизнес в условиях ценовой неопределенности? Например, девелопер или застройщик продал на этапе строительства многоквартирный дом в расчете на стабильные цены или их небольшой рост, теперь, если в течение года-двух, когда ведется строительство, цены на сталь и цемент вырастут на 40–60%, что вполне реально, то можно оказаться в большом убытке или недополучить запланированную прибыль.
Российские производители не смогут удовлетворить все потребности Казахстана, поскольку в России – собственный строительный бум и экспорт сокращается. Здесь дело даже не в том, что Россия не хочет, а в том, что в перспективе ближайших трех-пяти лет будет трудно конкурировать по ценам с китайскими поставщиками и внутренний рынок будет более привлекательным.
На рынке Казахстана, по-моему, только Китай может претендовать на большую долю, чем Россия, несмотря на то что отношение к китайскому металлу здесь находится пока на уровне недоверия. Если не брать в расчет политические причины, это связано с тем, что первыми поставщиками китайского металла были небольшие компании, связанные с такими же небольшими китайскими производителями, которые в принципе не способны производить качественный металл. Когда на рынок придут крупные игроки, ситуация изменится. Так как они производят качественный металл, они смогут выдержать конкуренцию и со своими мелкими поставщиками, и с Россией. Конечно, очень обидно, что Россия может потерять здесь свои позиции, но это почти состоявшийся факт, который мы признаем в ближайшем десятилетии. Сегодня же казахстанские потребители все как один предпочитают российских или украинских производителей.
– Участники рынка говорят, что Казахстан может стать поставщиком стального лома для российских металлургов.
– С одной стороны, в России в основном вводятся электросталеплавильные производства, им нужен лом. Спрос только внутри России будет расти минимум на 10% в год. Лом дорожает на мировых рынках, и его будет выгоднее продавать в Россию, Турцию, другие страны, чем выпускать из него арматуру здесь – я говорю это не с позиции сегодняшнего дня, а опять с позиции будущего. В перспективе ближайшего десятилетия это будет связано в первую очередь с укреплением позиций Китая на местном рынке. К тому же качественная арматура из лома недешевая.
С другой стороны, оптимистичные заявления по Казахстану по большим запасам лома основаны на советских нормативах потребления металла. Но мы все знаем, что в 90-е годы потребление металла резко упало. Значит, сейчас Казахстан будет использовать советские запасы, а что будет дальше? И казахстанские ломозаготовители, как и российские, тоже пойдут по пути модернизации и закупки нового оборудования, чтобы обрабатывать и доставать труднодоступный лом. Также стоит признать, что строительство новых электросталеплавильных мощностей в Казахстане будет вестись несмотря ни на что.
– Можно ожидать, что в перспективе на рынках СНГ металлотрейдеры вследствие низкой рентабельности будут вытеснены торговыми домами меткомбинатов?
– Практика показала, что любая сбытовая структура крупного комбината менее эффективна, чем независимый крупный трейдер. Да, благодаря административной поддержке, гарантированным объемам металла, торговые дома более жизнеспособны. Но по эффективности показатели у них хуже. А металлотрейдеры, как правило, предлагают потребителям лучшие условия по оплате.
– Каковы перспективы развития сервисных подразделений у казахстанских металлотрейдеров?
– Полноценных сервисных компаний даже в России нет. Хотя в последнее время ситуация меняется. Россия выходит на качественно новый уровень – Северсталь, Евраз и другие создают такие подразделения. В Казахстане же сервисные компании пока на нулевом этапе развития. Конечно, они будут создаваться. Но для этого понадобятся большие инвестиции, со сроком возврата не менее 15 лет. Поэтому, мне кажется, в Казахстане сервисные центры будут реализовываться как совместные проекты с широким привлечением иностранного капитала.