Цукими мацури для энергетики

Сергей Смирнов
23 июня 2008, 00:00

Откладывание решения проблем в электроэнергетической сфере грозит возвратом к веерным отключениям и усугублением ситуации в южной зоне ЕЭС РК

Энергетика должна расти, опережая запросы своих потребителей. Пока этого не происходит. Но резервы действующих электростанций практически исчерпаны и экономике предстоит работать в условиях отсутствия в стране резервов мощностей. Об этом свидетельствует баланс производства и потребления в завершившийся осенне-зимний период.

За 2007 год произведено 76,4 млрд кВт/ч электроэнергии, потреблено – 76,3 млрд кВт/ч. Однако в первом квартале этого года при производстве 22,8 млрд кВт/ч потребление составило 23 млрд кВт/ч. Таким образом, объем потребления превысил объем производства. Если так пойдет и дальше, то уже в этом году дефицит электрической мощности превысит 200 МВт. Куда все прошедшие годы смотрели лица, ответственные за энергоотрасль – остается только гадать. Казахи в таких случаях говорят: «Ай багып журсе де, озi бiлсiн» («Как знать, может, он в это время наблюдал за луной»). Безусловно, любование луной – занятие приятное и не требующее никаких усилий. Но если в Японии праздник любования луной – цукими мацури – отмечается лишь раз в году (15 сентября, когда заканчивается уборка урожая), то у нас он затянулся более чем на 15 лет. Итог его стал для правительства страны таким же неожиданным, как урожай осенью для советских властей.

Особенно критическое положение складывается на юге Казахстана. В апреле в Кызылординской области был введен режим экономии электричества с присущими ему веерными отключениями. В начале июня ограничения по поставкам электроэнергии начались в Южно-Казахстанской области (ЮКО). По данным генерального директора ТОО «Онтустик Жарык» (региональная распределительная компания) Гани Жауторгаева, на сегодняшний день в ЮКО фактический дефицит составляет от 10 до 30 МВт/ч.

А ведь такую ситуацию можно было спрогнозировать еще несколько лет назад. Мощности Жамбылской ГРЭС (ЖГРЭС) не обеспечивают потребности региона, а восполнить дефицит импортом электричества из оставшихся в этом году без воды Таджикистана и Киргизстана невозможно. Первый закрыл поставки, второй ввел ограничение на экспорт. Положение усугубило нежелание энергогенерирующих компаний продавать электроэнергию по ценам, установленным правительством: северные источники обязали продавать южанам электроэнергию по фиксированной цене – от 2,12 до 2,30 тенге за кВт/ч, в то время как другим потребителям продажа электроэнергии может осуществляться по свободной цене.

По словам г-на Жауторгаева, из-за дефицита электроэнергии в Восточно-Казахстанской области ТОО «AES-Экибастуз» ограничивает «невыгодных» потребителей в пользу «выгодных». В частности, «направило в наш адрес дополнительное соглашение, где пересматривается действие договора до 1 июня 2008 года вместо 31 декабря 2008-го». Следует отметить, режим экономии вводится, когда на улице жара свыше 30 оС, а что будет зимой, когда ударят морозы?

Электроэнергетическая резина

Проблема грядущего дефицита электроэнергии, словно buble gum, жуется не один год. Она постоянно обсуждается, но не решается. Точнее, решается только на бумаге. В прошлом году правительство наконец-то определило перечень прорывных проектов, в том числе строительство ряда электростанций и линий электропередачи. Был подсчитан объем необходимых инвестиций в электроэнергетическую отрасль: 23,4 млрд долларов к 2015 году. Правда, без конкретизации их источника. Согласно плану мероприятий по развитию электроэнергетической отрасли до 2015 года, утвержденному премьер-министром Каримом Масимовым 31 мая 2007 года, намечено строительство 22 новых электростанций. Готовятся к ремонту и замене оборудования на работающих уже более 40 лет 23 станциях. Но что делать в предстоящем отопительном сезоне?

Качественный ремонт и модернизация существующих (не говоря уж о строительстве новых) генерирующих мощностей требует не только денег, но и времени. С первым – полная неясность с источниками (во-первых, ни в одном законе не определен порядок инвестирования средств в развитие; во-вторых, из-за финансового кризиса сегодня даже крупному бизнесу не хватает оборотных средств), последнего просто нет.

Эксперты считают, если бы власти Казахстана электросетевое строительство и модернизацию энергоблоков начали хотя бы на два-три года раньше, сегодня не происходило бы обесточивание целых регионов страны.

На прошедшем 30 мая IV республиканском совещании энергетиков было заявлено, что действующие электростанции могут обеспечить потребности населения лишь до 2009 года. Стагнация же в экономике не предвещает ничего хорошего. Основным источником средств, безусловно, станет население, которому поднимут тарифы на энергоносители. Однако, к примеру, в АО «Алматинские электрические станции» для модернизации существующих мощностей необходимо поднять действующие тарифы в 2–2,5 раза, что сегодня просто неподъемно для населения.

О том, что отрасли необходимы серьезные вливания и в текущий ремонт, и в развитие станций, все прекрасно знали, но, к примеру, воз проблем энергообеспечения наиболее энергодефицитного южного региона республики с места не двигается. Так, выделяемых из бюджета средств Жамбылской ГРЭС хронически не хватает: цены на мазут превышают расчетные, а низкая температура вызывает увеличение расхода топлива. Более того, рост цен на газ и мазут привел к тому, что оптовые цены ЖГРЭС оказались столь высокими, что поставщики оказались не в состоянии приобретать электроэнергию. В январе текущего года себестоимость производства на ГРЭС доходила до 9,7 тенге за кВт/ч, и это без учета затрат на модернизацию и замену изношенного оборудования.

Правительство предполагало покрывать растущие потребности региона в электричестве за счет увеличения транзита электричества из энергообеспеченного северного региона, импорта из Кыргызстана, а также максимального использования имеющихся на юге собственных электростанций. Увы, расчеты оказались неверными, и ожидаемых перетоков электроэнергии с севера и Киргизии не произошло. Главное – выполнение планируемых правительством объемов строительства требует восстановления соответствующей проектной базы, системы строительно-монтажных организаций и подготовки специалистов для них, а это даже в среднесрочной перспективе сделать невозможно.

Проблема грядущего дефицита электроэнергии, словно buble gum, жуется не один год

Безусловно, запуск Балхашской ТЭС (ввод первой очереди в 2013 году), Мойнакской ГЭС (2011 год), расширение Экибастузских ГРЭС-1 (2011-й) и ГРЭС-2 (2012-й) значительно повысят энергообеспеченность страны. Однако закрытие дефицита генерирующих мощностей – дело затратное и долговременное. Все проекты предполагают привлечение частного капитала, что при нынешних ценах на электроэнергию очень сложно. Для реализации проекта строительства Балхашской ТЭС правительству предстоит искать компромисс с будущим инвестором по поводу госрегулирования тарифов или сооружать станцию за государственный счет.

Странным образом распределяются и финансовые средства. Ярким примером является ситуация с Мойнакской ГЭС мощностью 300 МВт на реке Чарын. Решение о возобновлении ее строительства, начатого еще в 1985 году, правительство РК (несмотря на экологические изъяны проекта) приняло в 2005 году. Одноименной компании были выданы гарантии на получение кредита, предназначенного для строительства ГЭС.

При этом 49% акций АО «Мойнакская ГЭС» принадлежат частному АО «Бірлік», в декабре 2002 года приватизировавшему объект начального цикла строительства Мойнакской ГЭС и Бестюбинского водохранилища на реке Чарын с обязательством «завершить строительство объекта в течение 5 лет с внесением необходимых инвестиций для его завершения». Остальными акциями владеет государство, но управляет существующее с 2005 года АО «КазКуат», объективно не имеющее необходимого опыта ни в строительстве, ни в эксплуатации электростанций. (Этой же компании правительство, выделив 2 млн долларов из республиканского бюджета, поручило и разработку технико-экономического обоснования проекта строительства Кербулакской ГЭС.)

Для финансирования второго этапа строительства подписано кредитное соглашение на сумму 200 млн долларов между АО «Мойнакская ГЭС» и Банком развития Китая, на 100 млн долларов предоставляется гарантия правительства Казахстана. Частной фирме «Бiрлiк» такие условия, при которых она фактически не несет прямых затрат по реализации инвестпроекта, зато в будущем будет получать почти половину дохода, безусловно, выгодны.

Улита едет…

Понятно, что для реализации заявленных масштабных проектов необходимы немалые средства. Однако сооружения новых станций за счет бюджета не предусматривается. Вкладываться в строительство должен частный инвестор. Для этого необходима привлекательная инвестиционная среда, что в первую очередь означает понятное и прозрачное тарифообразование, ориентированное на долгосрочные капиталоемкие проекты. Главное – инвесторы, без гарантий государства на возврат вложений и полагаясь лишь на расчеты министерства, вряд ли будут финансировать крупные объекты.

Нацкомпания Казахстана по управлению электросетями KEGOC привлекла синдицированный заем без обеспечения на сумму 255 млн евро для реализации второго этапа проекта модернизации национальной электрической сети. Планируется замена и обновление оборудования на 55 подстанциях, строительство линий электропередачи. Проект рассчитан на 8 лет и затронет лишь высоковольтные линии Национальной электросети.

Региональные электросетевые компании (РЭК), успевшие сменить не одного хозяина и содержащие распределительные сети 110 кВ и ниже, остаются со своими проблемами: хроническим недостатком денежных средств не только на развитие, но и на поддержание необходимого для нормальной работы состояния оборудования. На реабилитацию и развитие распределительных сетей необходимо не менее 963 млрд тенге. А ведь значительные резервы скрыты в сокращении потерь энергии при их передаче по сетям. В отдельных регионах нормативные потери составляют 20–22%. Помимо них имеются коммерческие потери, в среднем составляющие 7% от общего энергопотребления. Вот где широчайшее поле для развития инноваций. Здесь бы развернуться институтам развития, но, увы, им это не интересно.