Национальное рейтинговое агентство – РА РФЦА – было создано в ноябре 2007 года на бюджетные средства, что вызвало у профучастников довольно скептическое отношение к заявляемой независимости и объективности его оценок. Государство же с самого начала планировало свести к минимуму свое присутствие в его капитале, с тем чтобы оно действительно стало независимым. С этой целью государственная доля со временем будет продана частным акционерам. Сразу после учреждения РА начался поиск стратегического инвестора, который бы помог наладить все операционные процессы. В качестве потенциальных стратегов рассматривались чуть ли не все рейтинговые агентства, включая «большую тройку». Оказалось, что мировые агентства в ближайшие пять-шесть лет не планируют заходить на рынки Центральной Азии, в частности в Казахстан. В свою очередь с предложениями об участии в рейтинговом агентстве РФЦА выходили российское РА Global Rating и украинское Credit Rating. АО «РФЦА» выбрало малайзийскую модель рейтингового агентства. Главным аргументом в пользу этого решения стала близость развития рынка ценных бумаг двух стран, к тому же в Малайзии создание РА инициировало также государство. Переговорный процесс с рейтинговым агентством Малайзии (RАМ) занял чуть меньше года. Наконец, 12 июня РА РФЦА и RAM подписали договор о стратегическом партнерстве. Согласно этому документу RAM Holdings купила 15% акций национального рейтингового агентства за 26 млн тенге (215 тыс. долларов). Таким образом, капитализацию всего РА РФЦА можно определить в 1,4 млн долларов. Как объяснил накануне подписания сделки исполнительный директор RAM Holdings Суреш Менон: «Наша стратегия состоит также в том, чтобы диверсифицировать нашу деятельность в пределах региона, и наш выход на рынок Казахстана – один из шагов реализации этой стратегии». В интервью «Эксперту Казахстан» г-н Менон поделился своим прогнозом относительно будущего РА РФЦА.
Катализатор для рынка
– Господин Менон, когда и почему возникла необходимость создания в Малайзии рейтингового агентства? Как это повлияло на развитие рынка?
– Рейтинговое агентство Малайзии было создано в 1990 году по инициативе Центрального банка Малайзии. Но деньги – 3,5 миллиона долларов – в него вложили частные инвесторы. По решению Центробанка, участники рынка, в том числе банки, должны были приобрести акции рейтингового агентства, причем участие ограничивалось 4,5 процента.
Правительство, инициируя создание RАМ, преследовало цель – развитие рынка облигационных займов. К 1990 году рынок акций был достаточно развит, как и банковский сектор. Единственным недостающим звеном развитого финансового сектора был именно рынок облигаций: рынок заемных ценных бумаг как таковой не существовал. Начиная с 1990-х годов в Малайзии произошли очень большие изменения. В частности, опережающими темпами стал развиваться сегмент облигаций на фондовом рынке страны. Сегодня данный сегмент рынка ценных бумаг Малайзии является одним из самых больших и эффективных рынков в Азиатском регионе – вторым после Японии.
– Получается, что рейтинговое агентство стало стимулом для развития рынка, а не наоборот?
– RAM выступило своеобразным катализатором этого процесса. Правительство провело аналитическую работу на основе большого информационного материала и предложений деловых кругов. RAM также вышло с предложением к правительству изменить налоговое законодательство и предусмотреть преференции и другие стимулирующие меры для развития рынка облигаций.
– Рейтинговые оценки RAM действительны только для внутреннего рынка или имеют международный статус?
– Рейтинги RAM в основном, конечно, признаются властями Малайзии и ориентированы на внутренний рынок. Для местных компаний и эмиссий обязательно получение только рейтинга РАМ. В том случае, когда ценные бумаги номинированы в евро или доллары, нужно для них получать рейтинг международного уровня. В целом обязательность оценки корпоративных облигаций стала гарантией успеха РАМ.
– Можно ли провести аналогии между созданием RAM и рейтингового агентства в Казахстане?
– Безусловно, прослеживается аналогия между Малайзией 1990-х годов и Казахстаном сейчас. Ваш фондовый рынок сегодня претерпевает те же изменения, что и Малайзия 18 лет назад: сегмент акций у вас развивается, эмиссии есть, а рынок облигационных займов небольшой – на уровне двух-трех миллиардов долларов. В основном идут сделки по акциям. Развитие рынка облигаций послужит толчком для развития инфраструктурной составляющей рынка ценных бумаг – именно через облигационные займы будут финансироваться инфраструктурные проекты. Особенностью вашего рынка является активная позиция государства, что роднит Казахстан в этом смысле с Малайзией. Правительство пытается вывести принадлежащие государству акции на рынок, такой же процесс проходил у нас в начале 1990-х годов. То есть государство сегодня старается снизить свое участие в компаниях посредством продажи своей доли через фондовый рынок.
У нас тоже было много скептиков
– Зачем Казахстану собственное рейтинговое агентство, когда существуют международные рейтинговые агентства, чьи оценки признаны во всем мире?
– Национальное рейтинговое агентство дает независимые оценки существующих на рынке рисков для инвесторов, которые смогут ориентироваться на рейтинги, принимая решения об инвестициях. В Малайзии тоже было много скепсиса по поводу создания собственного рейтингового агентства: кто это такие, почему мы должны ориентироваться на их рейтинги и так далее. Но время показало, что для внутреннего инвестора, да и инвестора вообще, интереснее оценки локального рейтингового агентства, которое знает и понимает специфику экономики страны, финансового рынка и рынка ценных бумаг. Его оценки с большой объективностью отражают положение дел в компании, им можно больше доверять. Причем рейтинговые оценки позволят подходить к этому вопросу диверсифицированно. Консервативный инвестор выберет бумаги и эмитентов, имеющих рейтинги высшей категории, агрессивный, который готов рискнуть, но получить большую прибыль, будет ориентироваться на более низкие рейтинги.
– Вы все время делаете акцент на слове «независимый». Многие профучастники казахстанского фондового рынка сомневаются, что у нас можно создать независимое рейтинговое агентство, тем более на государственные деньги. Как RAM удалось стать подлинно независимым? Возможно ли это у нас?
– Обязательным условием существования любого рейтингового агентства в мире является объективность предоставляемых рейтинговых услуг. Ведь по существу РА продает свою репутацию. Для обеспечения принципа объективности и независимости в Малайзии использовался комплексный подход. Независимость деятельности достигается, во-первых, большим количеством акционеров – их 32, причем в основном это миноритарии, хотя есть и держатели крупных пакетов. Это гарантирует пул разных интересов. Во-вторых, процесс рейтингования нужно правильно выстроить. Решения должны приниматься коллегиально и должны быть многоуровневыми. Организационная структура подразумевает привлечение независимых аналитиков: им, конечно, приходится много платить, но и уровень оценок они гарантируют высокий. Еще одна составляющая независимости рейтингового агентства Малайзии – абсолютная прозрачность деятельности. В различных информационных источниках, в том числе на сайте рейтингового агентства, публикуются все сведения о методологии, которую RAM использует, рассказывается о том, как проходят процессы оценки. Эта информация должна быть доступна инвестору, доступна рынку.
Спустя примерно пять лет после начала работы рейтингового агентства на основании накопленной статистики по ошибочным рейтингам можно уже строить собственную дефолтную карту.
Для инвестора интереснее оценки локального рейтингового агентства, которое знает и понимает специфику экономики страны, финансового рынка и рынка ценных бумаг
Как заработать на рейтинге
– Как будут сотрудничать RAM и РА РФЦА? Какие технологии, методы работы RAM могут быть интересны в Казахстане, планирует ли RAM обучать наших специалистов?
– Я бы выделил четыре основные цели, которые преследуются рейтинговым агентством Малайзии в кооперации с РА РФЦА. Это, как вы правильно сказали, обучение специалистов, проведение тренингов для аналитиков казахстанского агентства. Второе – развитие методологии, которая будет адаптирована к казахстанским условиям. Мы не можем прийти и принести свою методологию, потому что она должна учитывать особенности страны, ее экономики, различных отраслей. Еще одна цель – наладить операционные процессы с точки зрения ведения бизнеса. Рейтинговое агентство – предприятие, которое должно приносить прибыль. Это требует понимания сути и специфики бизнеса и управления бизнес-процессами. Этому RAM тоже может поспособствовать. Еще одна важная часть деятельности – участие RAM в рейтинговом комитете при принятии решений, особенно в первое время. И четвертый момент – управление базой данных рейтингового агентства и ее постоянное обновление. База данных является основным источником информации для РА, помимо тех сведений, которые оно получает от компаний. На ее основе нужно строить всю аналитическую часть, а также развивать и модифицировать методологию. Всем этим премудростям мы будем учить специалистов рейтингового агентства РФЦА как стратегические партнеры.
– Планирует ли RAM увеличить долю в РА РФЦА? Как будет представлено RAM в органах управления казахстанского агентства?
– Мы рассматриваем возможность увеличения нашего участия. Тем же самым договором, по которому мы приобрели 15 процентов акций РА РФЦА, нам предоставлен опцион на покупку еще 15 процентов. Прямого участия в управлении развитием рейтингового агентства РФЦА мы принимать не будем, но оставляем за собой стратегическое вмешательство через совет директоров, в котором, конечно, будет участвовать наш представитель.
– Когда можно ожидать первых рейтингов РА РФЦА?
– Это вопрос больше к менеджменту РФЦА, тем не менее думаю, что до конца этого года уже появятся первые рейтинги казахстанских эмитентов.