Новая мобилизация

Валентина Палаичева
23 июня 2008, 00:00

Насыщение рынка мобильной связи приведет к тому, что не только операторам, но и сотовым ретейлерам придется искать новые пути для дальнейшего развития

Прибыль от продажи мобильных телефонов за первые пять месяцев нынешнего года снизилась практически вдвое. Об этом сообщила консалтинговая компания iKS-Consulting. При этом объемы продаж растут, но не так быстро, как раньше, а предпочтения покупателей смещаются в сторону нижних ценовых сегментов. Аналитики расходятся во мнении, что же стало причиной данного спада: одни уверены, что виной тому кризис в стране, другие же считают, что рынок мобильной связи уже близок к своему насыщению, это, следовательно, отражается и на темпе роста рынка сотового ретейла.

Рост был. Рост будет?

По данным консалтинговой компании iKS-Consulting, в прошлом году в Казахстане было продано порядка 2,3–2,5 млн мобильных телефонов (для сравнения в 2005 году этот показатель составлял 1,3–1,5 млн). Таким образом, общую емкость рынка мобильного ретейла в 2007 году можно оценить в 250–270 млн долларов. Причем, по оценкам iKS-Consulting, в последние несколько лет продажи мобильных ретейлеров росли достаточно быстрыми темпами – на 10–12% в год, что было обусловлено высокими темпами роста рынка сотовой связи. Реплейсмент (замена старого телефона новым) играл не слишком большую роль в увеличении продаж, если сравнивать Казахстан с другими странами, где уровень проникновения превышает 100% (например, с Россией).

Однако сейчас и наш рынок приближается к насыщению. Еще в апреле уровень проникновения сотовой связи в Казахстане составлял 86%, причем вырос этот показатель на 6% с начала года, а совокупная база зарегистрированных абонентов увеличилась на 6,5%, составив 13,4 млн абонентов. По прогнозам экспертов, уже к концу 2008 – началу 2009 года уровень проникновения мобильной связи в республике будет 100%. Таким образом, замедлятся темпы роста сотового ретейла. В нынешнем году будет продано лишь на 6–7% «мобильников» больше, нежели в прошлом.

Сами участники рынка склонны давать более оптимистичные прогнозы. «Процент годового роста оборотов на рынке мобильных телефонов за последние три года составлял в среднем 15–20%. Сейчас рынок мобильных телефонов стагнирует, продажи в количественном выражении упали. В таких условиях вполне естественно, что мы не ожидаем увеличения, но предполагаем, что процент роста будет не меньше, чем за предыдущий год», – заявила «Эксперту Казахстан» Лилия Чагай, директор компании «Мобильная зона “MZone”».

Производители мобильных телефонов считают, что казахстанский рынок сотового ретейла стабилен. «Кризис американских банков, оказавший влияние на ряд секторов в Казахстане, к счастью, не отразился на продажах наших дистрибьюторов. Nokia сегодня уделяет особое внимание странам юга СНГ как одним из самых динамично развивающихся рынков. На юге СНГ Казахстан является самым большим и самым стратегически важным рынком для Nokia», – говорит Марек Вацлавик, генеральный менеджер Nokia в странах юга СНГ.

Правда, насколько выросли продажи Nokia в Казахстане за первый квартал нынешнего года, нам не ответили, сославшись на конфиденциальность информации.

Дешевле не значит популярнее

В то же время другие игроки рынка отмечают, что кризис стал еще одной причиной снижения продаж в данной сфере. Хотя в целом телекоммуникационный рынок оказался наименее подвержен влиянию кризиса – доходы компаний, работающих в этом секторе экономики, за первый квартал нынешнего года выросли на 28,1% – ретейлерам повезло меньше. С одной стороны, казахстанцы предпочли оставить приобретение мобильника до лучших времен, таким образом, сократилась доля реплейсмента. С другой – по данным компании «Евросеть», изменились предпочтения потребителей. Если ранее наиболее популярной ценовой категорией была 130–199 долларов, то сейчас – лишь 69 долларов.

Между тем международные аналитики уже давно прогнозируют, что в мире вырастет популярность именно дешевых мобильных телефонов. По уверениям экспертов агентства ABI Reseach, мировой рынок «крайне дешевых» сотовых телефонов (стоимостью менее 20 долларов) к 2011 году составит 330 млн, т.е. каждый четвертый мобильный телефон будет именно таким. Особенно популярны будут ультрадешевые мобильные телефоны в развивающихся странах. Вряд ли эти прогнозы могут оправдаться в силу казахстанского менталитета. «Ценовой диапазон от 100 до 200 долларов – самый востребованный конечным потребителем. Хотя идет рост продаж и в ценовом сегменте от 200 до 400 долларов в связи с усовершенствованными функциями телефонов. Основная потребительская группа в этом сегменте – работающие студенты и менеджеры среднего звена, интересующиеся новыми технологиями и не жалеющие средств на “продвинутую” технику», – считает г-жа Чагай.

В движении

Еще два-три года назад казахстанский рынок мобильного ретейла был одним из наиболее динамично развивающихся среди рынков стран СНГ. Именно это и привлекало иностранных игроков. О своей готовности прийти в Казахстан заявляли российские компании, такие, к примеру, как DIVIZION и «Связной». Однако точки продаж этих компаний так и не появились в республике.

Понятно, что рынок сотового ретейла практически полностью зависит от рынка мобильной связи. Поэтому, после того как уровень проникновения достигнет 100%, ретейлерам придется принимать новые правила игры и либо несколько менять формат своих точек продаж, либо предоставлять какие-либо дополнительные услуги потребителям. При первом варианте возможно расширение ассортимента. В этом случае сотовые ретейлеры станут конкурировать не только между собой, но и с уже давно работающими сетями, такими как Sulpak или LogyCom (в зависимости от того, какой формат изберут ретейлеры). Естественно, увеличение продуктовой линейки повлечет за собой и расширение собственно площади магазина, ведь подобные точки продаж зачастую располагаются на небольших площадях. И сейчас, когда цены снизились, наиболее подходящий момент для расширения торговых площадей.

Кроме того, есть еще один вариант – отвоевание доли у «серых» дилеров. В данное время из общего числа дилеров свыше 50% являются «серыми». Понятно, что официальным дилерам будет сложно конкурировать с ними по ценам. Таким образом, этим компаниям придется завоевывать лояльность потребителей за счет предоставления каких-либо дополнительных сервисов и услуг. В этом же направлении, кстати, будет двигаться и рынок мобильной связи. Аналитики iKS-Consulting отмечают: «Казахстанский рынок сотовой связи близится к насыщению и готовится к технологическому рывку за счет новых возможностей 3G, однако текущее потребление абонентами дополнительных услуг, а в особенности “тяжелого” контента еще далеко от активного. Сотовые операторы не торопятся продвигать неголосовые сервисы, еще только присматриваясь к ним и включая их в арсенал своих услуг скорее как обязательный элемент имиджа, нежели потенциальный источник повышения своих доходов. В настоящее время доходы от дополнительных услуг уже приносят операторам ряда стран СНГ (России, Украины, Белоруссии) гарантированные 13–15% ежегодных доходов, в то время как аналогичный показатель для рынка Казахстана составляет всего 7%».

Внедрение сетей 3G станет поворотным этапом не только для операторов мобильной связи, но и для ретейлеров. Вероятнее всего, это приведет к увеличению продаж дорогих – более технологичных – моделей телефонов.