В альбоме «Blue» грузинская певица Нино Катамадзе вместе с группой Insight попыталась объединить джаз и симфоническую музыку. Новая работа может стать самой коммерчески успешной в карьере артистки
На Западе женщина, поющая джаз, – явление вполне рядовое. Пластинки исполнительниц получают престижные музыкальные награды, продаются миллионными тиражами, песни с них занимают верхушки хит-парадов. При этом сами джазовые дивы имеют среди поклонников не только зрелых людей, интересующихся Гершвиным и Эллингтоном, но и обычных подростков, увлекающихся поп-музыкой. Имена Норы Джонс, Дайаны Кролл, Кейти Мелуа, Кассандры Уилсон и многих других певиц значатся в списках крупнейших звукозаписывающих лейблов, часто ориентированных совсем не на джазовую музыку. Причина такого успеха в том, что женский джаз нового поколения – это некая смесь лирических поп-баллад, легкого соул-джаза и фолк-музыки. Он написан на языке, понятном каждому слушателю, вне зависимости от его возраста и уровня культурной подготовленности.
По такому же пути идет Нино Катамадзе: она старается максимально приблизить джаз к популярной музыке, используя чистый звук и мягкие гармонии. При этом она обладает незаурядными вокальными данными и хорошо владеет теорией джазового пения – в свое время Катамадзе окончила Батумский музыкальный институт. Сразу после поступления певица стала участвовать в выступлениях любительских коллективов, а в 2000 году начала карьеру профессиональной джазовой вокалистки. К этому времени к ней присоединился грузинский инструментальный ансамбль Insight. Музыканты начали активно гастролировать, в том числе и по Европе – в 2002 году в рамках дней грузинской культуры в Великобритании Нино Катамадзе пела в прямом эфире радио BBC в Лондоне. После этого были туры по Франции, Австрии, Украине, России. И уже через несколько лет песни Катамадзе обосновались в кофейнях, магазинах, такси и эфирах радиостанций.
Комфортный, расслабленный джаз Нино Катамадзе основан на фанке, роке, народной грузинской музыке, психоделии – теперь к этому списку добавится еще и симфоническая музыка. Альбом «Blue» был записан как продолжение «цветной» линии певицы, открытой в 2006 году двумя пластинками Black и White. «Я считаю, что давать название альбому словами трудно, – объясняет Нино выбор названия пластинок. – Музыка с закрытыми глазами – это цвет». Первая «цветная» пластинка родилась в студии буквально с первого дубля – это импровизационная, жесткая, напоминающая концерт запись. На втором альбоме вместо акустики используются электронные эффекты, он намного спокойнее и светлее «черного» собрата. При этом часть песен на обоих дисках совпадала – однако разница в подходах к аранжировке делала их кардинально отличающимися друг от друга. Практически сразу после двойного релиза Катамадзе решила составить концертную программу с оркестром и записать семь новых песен в симфоническом сопровождении. Постепенно идея трансформировалась в запись номерного альбома. Свежий материал дополнили кавер-версии на саму себя – новые прочтения уже знакомых слушателям композиций Once In The Street, Olei и Violets.
Работа над новым альбомом шла, когда певица ожидала первенца – и музыка в какой-то мере отражает ее личные переживания. Запись полна эмоциональных спадов и взлетов, динамики, напряжения; в обрамлении симфонического оркестра (киевского Collegium Musicum под управлением композитора Звиада Болквадзе) ее драматическая глубина воспринимается еще более остро. «Blue» – альбом контрастов. Умиротворенные, лиричные композиции соседствуют с плотным джаз-роком, наполненным колючим звуком электрогитар. Простой аккомпанемент акустической гитары контрастирует с насыщенной вокальной партией. Жаркая боссанова сопровождается классическими струнными пассажами. Но главное осталось тем же, что и раньше: стихийный, страстный и вместе с тем очень нежный поток гортанного голоса Катамадзе – голоса, ради которого иные слушатели бросали все дела и покупали билет в Тбилиси на концерт певицы.
Объединение джазовой и симфонической основ – эксперимент довольно смелый. С одной стороны, нужно избежать искушения залезть на территорию легкомысленных шлягеров, которыми грешили джазовые оркестры 70-х, с другой – не уйти в академизм, от которого публика может отшатнуться. Нино Катамадзе удалось найти некий баланс: оркестр появляется на альбоме порционно, чаще всего тактично ограничиваясь скрипками и флейтами. Строго расписанные для каждого оркестранта партии органично уживаются с вокальными импровизациями певицы. Оркестр придает нужную силу звучанию, дополняет энергичный напор голоса или тонко подчеркивает его. Альбом Blue звучит как всеобъемлющий призыв к миру, особенно сейчас. Хотя записывался он значительно раньше августовского конфликта между Россией и Грузией, да и сама певица не раз подчеркивала свою аполитичность.
Единственным минусом новой записи является ее чрезмерная сладость: своей музыкой Нино Катамадзе несет свет и покой, лирику и нежность – и от этого пластинка периодически начинает походить на голливудский ретро-мюзикл. Внеси певица в этот отполированный джаз толику хаоса, на мой взгляд, можно было бы говорить о лучшем альбоме Катамадзе.