На вкус и цвет...

22 декабря 2008, 00:00

В алматинской галерее «Тенгри--Умай» открылась выставка «Наглядная поэзия», организованная известными алматинскими литераторами Ильей Одеговым, Айгерим Тажи и Юрием Серебрянским.

Главная идея мероприятия – привлечь избалованных кино и телевидением современников к поэзии. Ведь настоящим поэтам трудно смириться с мыслью, что поэзия как вид искусства потеряла былую значимость.

У входа посетителей встречали пирогом и чаем. Но это были не просто чай с пирогом, но плюс еще и поэзия.

За стойкой Юра Серебрянский в костюме официанта разливает чай. Вспоминается Остап Бендер и его мечта о белых штанах и Рио-де-Жанейро. Посетители жуют пироги и узнают спрятанные в них поэтические секреты.

«Нам хотелось выйти за рамки привычной поэтической формы, – говорит один из создателей проекта, поэт и писатель, победитель конкурса “Современный казахстанский роман” Илья Одегов, – насытить ее образами, запахами, цветами, тактильными ощущениями. Насытить в буквальном смысле. Наши стихи, те, которые мы представляем на выставке, можно потрогать, понюхать, проникнуть в само стихотворение, своими руками изменить его. Нам хотелось создать ситуацию, когда зритель – он же читатель – получит новую степень свободы воспринимать стихотворения всеми органами чувств».

Одна из работ поэтессы, лауреата международного литературного конкурса «Ступени» и почетного дипломанта Международного конкурса литературы им. А.Н. Толстого Айгерим Тажи называется «Ловушка». Это стихи, написанные зеркальным письмом прямо на зеркале.

– Почему ты используешь зеркальное письмо? К нему обычно прибегают колдуны и маги? – спрашиваю я.

– Стихотворение говорит о зеркале, об отражениях, о воде, которая живое зеркало, и называется эта инсталляция ловушкой, ловушкой для взгляда. Зеркало часто ловит взгляд. Вы заметили, насколько люди внимательно читают. Не так просмотрели, и ясно о чем речь. Стихотворение – не такой текст, из которого выходит информация. Но это слова, которые желательно внимательно прочитать. Зеркало показывает не отраженное, а верное прочтение стихотворения, – отвечает поэтесса.

 pic_text1 Фото: Агния Левская
Фото: Агния Левская

Айгерим признается, что создатели выставки решили немного похулиганить со своими стихотворениями, поиграть с читателем и со смыслами, «оживить» тексты. В некоторых экспонатах содержание не перекликается на первый взгляд с формой, в которой зритель будет видеть стихотворение. А в некоторых, наоборот, взаимосвязь заметна сразу. В любом случае неожиданное сочетание формы и смысла способно дать новое направление для воображения.

На поэзию не только можно было поглазеть и услышать, но и пощупать. В углу посетителей ждала огромная коробка с отверстием, куда можно засунуть руку и прочитать стихотворение, которое выпуклыми буквами написано на внутренней стороне.

Стих об улитке тоже написан (или изображен?) необычным способом. Из кожаного жгута свернута улитка, ползущая по костяным шестам, изображающим гору. Дергаешь за шнурок – и хитрый механизм приводит ее в движение – как вниз, так и вверх.

Лицо в грязи,
Улитка ползет по склону,
Кожа да кость.

«А лицо в грязи где?» – спрашиваю у автора поэтической экспозиции Ильи Одегова. В ответ он улыбается и пожимает плечами. Мол, догадайтесь сами. В грязи оно, видимо, у зрителя. Скорее всего, стихотворение вовсе и не про улитку. Но так для читателя, ставшего в современной культуре зрителем, интереснее. Это обычные стихи, но представленные в разных необычных формах. «Это когда ребенка пытаются накормить и говорят: смотри, летит самолетик прямо в ротик», – объясняет замысел Илья. Только обычно так говорят, когда кормят полезной, но невкусной пищей. На выставке же все было очень вкусно – и стихи, и пирог, и чай.

Шуточная инсталляция Серебрянского посвящена старой любви советской молодежи Modern Talking: золотой микрофон на стойке, а вокруг священный алтарь, фотографии былых кумиров:

Был у нас в школе школьный подвал,
Там дискотека, бар, паленую водку пили.
Я Черри леди с Салтыковым замиксовал,
Чего некоторые мне до сих пор не простили.


Читаешь строки, вспоминаются картины школьной юности. Поклонник подрос, а запросы не изменились, зато поменялись возможности:

В общем, у меня юбилей, дорога оплачена.
Будет куча старых друзей, девочки, дача.
Так что давайте в марте ко мне… на гастроли.
Простите, Юрий, боюсь, не получится,
Дитер болен.



Выставка получилась веселой и зрелищной: насыщенной запахами, вкусами, звуками, а главное, зрителями, пришедшими на это необычное мероприятие. И хотя его организаторы сами стихов не читали, но декламировать их стал кто-то из посетителей, собрав вокруг себя толпу, быстро переключившуюся с экспонатов на спонтанного чтеца.