Железнодорожники сверили часы

Казахстанский бизнес
Москва, 22.12.2008
«Эксперт Казахстан» №50 (197)
Конфликт между Первой грузовой компанией и «Казахстан темир жолы» прекращен – стороны договорились о принципах использования грузовых вагонов

9 декабря в Астане в рамках II международного бизнес-форума «Стратегическое партнерство 1520: Центральная Азия» генеральный директор ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК, «дочка» АО «РЖД») Салман Бабаев и президент НК «Казахстан темир жолы» (КТЖ) Аскар Мамин подписали договор, позволяющий КТЖ использовать российские вагоны на территории РК.

Договор позволяет организовать так называемую обратную загрузку вагонов ПГК, следующих из Казахстана в Россию, а также использовать их для осуществления перевозок по территории Казахстана. По словам заместителя начальника управления корпоративных коммуникаций – начальника отдела по связям со СМИ ПГК Екатерины Герасимовой, на территории РК ежесуточно находится около 1,5 тыс. вагонов ПГК. Соглашение позволит эффективнее использовать их, снизить остроту дефицита вагонов в Казахстане. Согласно прогнозам ПГК, объемы перевозок грузов в вагонах ПГК из Казахстана в Россию могут составить порядка 1,2 млн тонн.

КТЖ закроет дыры

Подписание соглашения означает прекращение конфликта между двумя компаниями. Напомним, что в минувшем октябре ПГК обвинила КТЖ в несанкционированном использовании российских вагонов, задержке их на своей территории. Россияне ввели в отношении казахстанских железнодорожников ограничительные санкции (подробнее см. «Чужое – и на время», «Эксперт Казахстан», № 43 от 3 ноября 2008 года).

По завершении торжественной церемонии заключения соглашения Аскар Мамин с удовлетворением заявил: «Использование вагонов ПГК позволит более полно удовлетворить потребности казахстанских грузоотправителей и грузополучателей в перевозках грузов железнодорожным транспортом. Данное соглашение позволит нам более эффективно использовать подвижной состав, урегулировать вопросы взаиморасчетов и отрабатывать вопросы повышения качества предоставляемых услуг при оперировании вагонами двух железнодорожных администраций».

В КТЖ «Эксперту Казахстан» сказали, что договор наладит учет российских вагонов на территории РК. Раньше казахстанские железнодорожники знали лишь примерное количество российских вагонов, а их действия по использованию подвижного состава ПГК обычно трактовались российской стороной как «несанкционированная загрузка». Теперь КТЖ сможет на законных основаниях использовать вагоны ПГК не только для их загрузки в обратном направлении, но и во внутренних перевозках.

Оперативный простор

По словам источника в КТЖ, соглашение дает широкое поле для маневра. «К примеру, пришел в нашу компанию бизнесмен с просьбой дать ему 20 грузовых вагонов для перевозки груза из точки А в точку Б, – поясняет он. – Мы оцениваем собственные возможности и, если вагонов не хватает, используем вагоны ПГК».

С другой стороны, соглашение упорядочивает взаимоотношения КТЖ с российскими партнерами: будет составлен график работы, и вагоны будут быстрее оборачиваться.

Еще одним немаловажным фактором, стимулирующим казахстанских и российских железнодорожников работать сообща, является грузопоток из Китая в Европу. По сведениям нашего источника из КТЖ, на одной из панельных дискуссий в рамках бизнес-форума его участники говорили о снижении грузопотоков практически по всем направлениям. При этом приводились различные параметры такого снижения: от 15 до 45%. В ходе выступлений экспертов стало известно, что Китай не стал вносить коррективы в текущую XI пятилетку, что означает сохранение не только темпов промышленного производства, но и объемов экспорта на внешний рынок. Если принять во внимание, что граничащий с РК Синьцзян-Уйгурский автономный район выпускает до 40% всей промышленной продукции Китая, то Казахстан должен быть готов весь этот поток переварить.

ОАО «Первая грузовая компания» – крупнейший оператор железнодорожных перевозок в России. Основным учредителем и владельцем обыкновенных акций ПГК является ОАО «РЖД».

ПГК создана в июле 2007 года, с ноября самостоятельно управляет вагонным парком. В настоящее время в собственности ПГК – свыше 200 тыс. единиц подвижного состава разного типа (75 тыс. цистерн, 47 тыс. полувагонов, 15 тыс. платформ, 14,3 тыс. крытых вагонов и около 49 тыс. прочих вагонов). Доля компании в структуре вагонного парка РФ составляет 21%.

Объем грузовых железнодорожных перевозок между Россией и азиатскими странами СНГ – Казахстаном, Узбекистаном, Туркменистаном, Таджикистаном и Киргизией – за девять месяцев 2008 года увеличился на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 85,8 млн тонн. Транспортировка грузов между Россией и Казахстаном выросла на 17% – до 77,2 млн тонн.

Новости партнеров

    «Эксперт Казахстан»
    №50 (197) 22 декабря 2008
    Итоги года
    Содержание:
    Сглаживая волны

    В условиях кризиса управление финансовым сектором экономики все больше переходит в «ручной» режим. Непредсказуемость изменений макроэкономической ситуации приучает гибко реагировать на любые изменения

    Реклама