Бег из USSR

Юрий Дорохов
9 февраля 2009, 00:00

Ставка на развитие перерабатывающей промышленности и усиление внутри- и межотраслевой интеграции позволят Акмолинской области создать новую, конкурентную модель экономики

Акмолинская область до сих пор не избавилась от всех родимых пятен социалистического хозяйства. Как, впрочем, и вся страна в целом. В Советском Союзе Казахской ССР была отведена роль житницы и минерально-сырьевой базы. И до сих пор одни регионы выполняют роль нефтяных скважин, а другие – Акмолинская область в том числе – житниц. Даже несмотря на перенос столицы в Астану, регион не превратился в казахстанское Подмосковье – благополучную область с высоким уровнем жизни населения. За постсоветское время отраслевая структура региональной экономики осталась неизменной, как и формируемые здесь цепочки добавленной стоимости. Неудивительно, что качественного скачка в своем развитии область пока не сделала. Она развивалась в русле республиканских тенденций – а значит, ее конкурентоспособность относительно других регионов не росла. Сдерживающими факторами были и остаются нехватка квалифицированных кадров, проблемы с инфраструктурой (прежде всего – плохое состояние дорог с твердым покрытием) и недостаточно высокий уровень развития человеческого капитала. Как и во всем Казахстане, в Акмолинской области не хватает качественных образовательных и медицинских услуг, высока степень износа объектов коммунального хозяйства, иногда доходящая до 100%.

Но ситуация меняется. На карте области начали появляться новые точки роста. Включая их в существующие и формируя новые производственные и сбытовые цепочки, региональные власти создают новую модель экономики области – экспортно ориентированную, ставящую во главу угла эффективность и конкурентоспособность. Чтобы добиться успеха, понадобится обновить инфраструктуру региона и сделать акцент на развитии социальной сферы.

Впереди – большие перемены

В разговорах с акмолинскими чиновниками и бизнесменами нечасто можно услышать слово «кризис». Возможно, потому что нынешние проблемы региональной экономики возникли задолго до нынешних потрясений на мировых рынках. Кризис тут ничего не добавил – лишь ярче высветил их. Например, низкую степень переработки продукции в сельском хозяйстве. Из 4 млн тонн зерна, собираемого в области, на месте перерабатывается лишь 6%. Поэтому, хотя селяне добились роста производства даже в условиях кризиса (рост составил от 0,1% до 8% по разным секторам), они недополучат значительную (до 50%) часть прибыли, которая оседает в карманах переработчиков из других регионов. В период общего спада на потребительском рынке это особенно неприятно.

У промышленников дела обстоят хуже. Объем производства у них за прошлый год упал на 9%. Сказалось снижение объемов производства на золотодобывающих предприятиях АО «Васильковский ГОК» и АО «КазахАлтын», которые заняты модернизацией производства и выходом на новый уровень развития. СП «КАМАЗ-Инжениринг» работает эпизодически. В прежние годы оно специализировалось на выпуске грузовиков для строителей и дорожников, которые по понятным причинам снизили спрос. Сегодня предприятие представляет гораздо более широкую продуктовую линейку – для сельского хозяйства, нефтяников, коммунальщиков.

В период кризиса стало окончательно ясно, что прежние методы работы больше не приносят успеха. Рассчитывать на доступные дешевые внешние кредиты тоже больше не приходится. В этой ситуации остается одно – превратить минусы в плюсы. Расшивать «узкие» места, превращая их в факторы роста, причем заставить их работать в синергии, усиливая и дополняя друг друга.

По большому счету, именно в этом суть «Стратегии повышения конкурентоспособности Акмолинской области на 2009–2015 годы», принятой местным акиматом в качестве руководства к действию. Причем хотя ни сам аким области Альберт Рау, ни его чиновники не говорят о создании интеграционных связей нового типа в региональной экономике, но, по сути дела, работа ведется именно в этом направлении.

Их другие зовут города

О каких направлениях интеграции тут может идти речь? Во-первых, об интеграции в производства сырья и переработки. Прежде всего, в сельскохозяйственном кластере. Переработка пшеницы в муку, выпуск макаронных изделий в регионе позволит удвоить добавленную стоимость по отношению к сбору и экспорту зерна.

Выпуск готовой продовольственной продукции позволит усилить внутриобластную интеграцию города и сельской местности. Астана (в большей степени) и Кокшетау (в меньшей – в силу меньшей численности населения) и так постепенно становятся главными рынками сбыта для аграриев. Вокруг обоих городов будут сформированы так называемые продовольственные пояса – причем проект столичного «пояса» поддержан на уровне республиканского правительства. Щучинско-Боровская курортная зона, хоть и с коротким сезоном наплыва отечественных и иностранных туристов, также является потребителем продуктов и услуг.

 pic_text1

Рост товарообмена между столицами (республиканской и областной) и селом будет способствовать созданию вокруг городов агломерационных поясов, стимулировать строительство в пригородной зоне транспортно-логистических центров, дорожной инфраструктуры, сервисных объектов. Не стоит забывать, что процессы урбанизации сегодня захватывают не только собственно городские поселения – на определенном этапе горожане начинают переезжать в пригороды, более благополучные с экологической точки зрения, и этот процесс в Астане уже начался. Вокруг столицы РК формируется цепь коттеджных поселков. Пока это «спальные» районы, куда астанчане приезжают переночевать. Но ведь в них возможно создание и развитие торговой и рекреационной инфраструктуры – магазинов в шаговой доступности, парикмахерских, торгово-развлекательных центров и т.д. В решении этих задач не обойтись без участия малого и среднего бизнеса, а также без поддержки местных властей. Акиматы Астаны и Акмолинской области уже договорились о координации своих действий при разработке планов по созданию агломерационного пояса вокруг столицы РК.

Съесть плоды запретные

Насыщение внутреннего рынка области сельскохозяйственной продукцией должно произойти достаточно быстро, его емкость не столь велика. Ожидается, что с 2011–2015 годов аграриям придется выходить на рынки внешние, искать потребителей в других регионах РК и за пределами Казахстана. Прежде всего – в Китае и России. Не случайно в планах областных властей – создание экспортно ориентированной экономики (под экспортом здесь подразумеваются любые поставки за пределы области). Уже сегодня более трех миллионов тонн зерна уходит за пределы области – прежде всего в южные районы республики или в Узбекистан, Таджикистан, Афганистан. Развитие переработки позволит выйти на внешние рынки с новыми видами продукции. Например, с глютеном Акмолинская область рассчитывает войти в десятку ведущих мировых поставщиков этого вида продукции. Ранее рассматривался вариант со строительством завода по выпуску биоэтанола. Сейчас от этой идеи пока отказались. Понятно почему – снижение цен на нефть сделало биотопливо неконкурентоспособным. От себя заметим, что когда цены на «черное золото» вновь полезут вверх (в том, что так и будет рано или поздно, сомневаться не приходится – запасы нефти в мире ограничены, а ведь она остается наиболее востребованным энергоносителем), вероятнее всего, интерес к биоэтанолу вспыхнет снова.

Свою лепту в развитие экспортного потенциала области должны внести представители других отраслей экономики – машиностроительной и горнодобывающей. В регионе планируется построить железорудный ГОК, нефтехимический завод и предприятие по переработке бытовых отходов. Что касается уже работающих предприятий, то, несмотря на кризис, Степногорский подшипниковый завод (входит в состав Европейской подшипниковой корпорации) постепенно расширяет номенклатуру выпускаемой продукции.

 А Васильковский ГОК, расположенный на севере области, уже заканчивает реконструкцию. Благодаря ей производство золота на предприятии сразу вырастет в следующем году с 1 тонны в год до 12 тонн (также золотодобычей в области занимается АО «ГМК Казахалтын», добывшее за 2007 год более 6,7 т драгметалла). «Конечно, вклад золотодобытчиков в валовой региональный продукт никакое молоко или мясо не перекроют», – признают в обладминистрации. Всего инвестиционный портфель области включает 45 проектов на сумму 2 млрд долларов.

Рост доходов участников рынка должен прямым образом сказаться на развитии межотраслевых связей. Развитие сельского хозяйства должно помочь более полному использованию рекреационных ресурсов области. Хотя руководство региона достаточно косо относится к непрофильным вложениям средств, логика рынка будет подталкивать аграриев и игроков из других сегментов к инвестициям в другие сектора экономики. Например, в туристическую отрасль – в строительство новых отелей, домов отдыха на территории акмолинских курортов. Новыми звеньями интеграционных цепочек должны стать специальная экономическая зона (СЭЗ) «Бурабай» и курортные территории: Щучинско-Боровская зона, Зеренда и другие (подробнее см. стр. 58 «Завтра туриста»). Кстати, их тоже можно рассматривать как эспортно ориентированный турпродукт: значительная доля отдыхающих (до 30%, по неофициальным подсчетам) приходится на россиян.

Помимо финансовых перетоков возможно появление новых каналов сбыта. Ожидается, что емкость одной только Боровской зоны удвоится, вырастет с 10 тыс. койко-мест (включая места в частном секторе) до 20 тыс. Учитывая, что в СЭЗ разместится игорная зона с казино и развлекательными центрами, можно ожидать, что количество гостей Борового возрастет, превысив миллион человек в год. Всех их нужно будет кормить. И наоборот – доходы, полученные от игорного и туристического бизнеса, тоже нужно будет куда-то инвестировать. Если в Акмолинской области появятся многопрофильные холдинги, работающие как в сельскохозяйственном и промышленном секторах, так и в секторе услуг (подобные примеры уже есть), то межотраслевые товарные связи будут подкреплены связями инвестиционными.

Летят туда, где принимают

Реализации планов по развитию экономики должно предшествовать опережающее развитие человеческого капитала. Без создания нормальных (комфортных!) условий для жизни, насыщения рынка труда местными квалифицированными кадрами вышеописанной схеме суждено остаться на бумаге. Поэтому в качестве первоочередных задач областной акимат поставил для себя решение проблем в здравоохранении, образовании и жилищно-коммунальной сфере. Эти зоны традиционно являются «болевыми» для нашей страны.

 pic_text2

Работа уже начата. В медицине особый акцент делается на снижение материнской и детской смертности: для этого будет реализована программа «Базовые технологии ведения беременности и родов», предусмотрено переобучение врачей и переоснащение медицинских центров. В целом региональные власти планируют внедрить в области здравоохранения принципы бюджетирования, ориентированного на результат. Для этого перед акмолинскими врачами поставлены конкретные задачи. В образовательной сфере хотелось бы особенно отметить акцент на профтехобразовании. Ведь очевидно, что если в области нет своих технических кадров, то на планах развития высокопередельных производств можно смело ставить крест.

Что касается транспортной инфраструктуры, то тут из намеченных к реализации проектов хотелось бы отметить реконструкцию аэропорта Кокшетау, который сможет принимать международные рейсы. Потеснить астанинский аэропорт на рынке авиаперевозок он вряд ли сможет, а вот увеличить поток туристов в курортные зоны Бурабая и Зеренды – вполне. Для автомобилистов предназначена программа развития придорожной инфраструктуры на магистральных трассах – по отзывам международных грузоперевозчиков, нехватка кафе, мотелей и станций СТО пока что заметно снижает привлекательность маршрутов через Казахстан.

Создание внешних условий, благоприятных для развития экономики, и собственно реализация инвестиционных проектов, укрепление интеграционных связей идут параллельно. На наших глазах в Акмолинской области возникает новая модель экономики. В отличие от модели, оставшейся с советских времен, она акцентируется на развитии переработки, создании внутри- и межотраслевой синергии, интеграции городских и сельских территорий. От доступности внешних источников инвестиций, которая, в свою очередь, определяется макроэкономической ситуацией в глобальном масштабе, будет зависеть лишь скорость складывания новой модели. Но не направление движения. Его отныне задает сама Акмолинская область.