Наполненный ожиданием

Сергей Смирнов
9 февраля 2009, 00:00

Прошедший в конце января в Венгрии саммит по газопроводу Nabucco стал очередной безуспешной попыткой реанимации проекта его строительства. Проекту не хватит газа – европейские страны зря рассчитывают на партнеров из Средней Азии, в том числе на Казахстан

В последнее время о проекте газопровода Nabucco, который, пройдя по территориям Турции, Болгарии, Румынии, Венгрии и Австрии, должен доставить каспийский газ в Европу, стали забывать. Очередной всплеск российско-украинского газового конфликта, оставив многие промышленные предприятия Восточной и Южной Европы почти без топлива, а жителей – без тепла, послужил удобным поводом для реанимации существующего уже почти семь лет проекта. Безусловно, сделать это непросто: кроме политического консенсуса и источников сырья, проект требует восьми миллиардов евро, чтобы с 2013 года можно было запустить 31 млрд кубометров каспийского газа по трубе длиной 3,3 тыс. километров.

26–27 января в Будапеште состоялся саммит, на котором была сделана попытка реанимировать проект строительства газопровода Nabucco. Организаторы постарались собрать на саммит представителей стран – учредителей проекта (Австрии, Румынии, Болгарии, Турции и Германии), потенциальных поставщиков энергоносителей (Азербайджана, Казахстана, Туркмении, Ирака и Египта), а также европейских финансовых институтов. Основной целью саммита стал поиск источников финансирования и ресурсов для заполнения трубы. Однако несмотря на общий позитивный фон, никаких конкретных договоренностей (кроме намерения до середины июня подписать межправительственное соглашение по сооружению газопровода) участникам саммита достичь не удалось.

Между предполагаемыми участниками проекта сохраняются серьезные разногласия относительно его финансирования и его целесообразности. Так, спецпредставитель ЕС по Центральной Азии Пьер Морель высказал сомнение в том, что Nabucco будет запущен в 2013 году. «Надо проявлять осторожность в обозначении конкретных дат. Многие подобные проекты сталкиваются с задержками. Требуется немало времени – 5–12 лет – для строительства такого важного трубопровода», – отметил он в опубликованном «Независимой газетой» интервью. Экс-канцлер Германии Герхард Шредер вообще считает, что ЕС должен перестать пытаться реализовать эфемерные проекты и сосредоточиться на развитии партнерских отношений с Москвой.

Денег не дали

Организаторы саммита очень надеялись на финансирование проекта из источников в Евросоюзе. В частности, премьер-министр Венгрии Ференц Дюрчань заявил: «Мы хотим, чтобы ЕС предварительно финансировал проект Nabucco за счет своих капиталов и займов, посредством своего бюджета и различных организаций». Увы. По словам еврокомиссара по энергетике Андриса Пиебалгса: «ЕС не намерен участвовать в капитале Nabucco, но может постараться организовать предоставление ему кредита и выступить с рядом гарантий».

Предполагалось, что инвесторами могут стать Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Но их представители также отделались обещаниями оказания финансовой поддержки. Так, президент ЕИБ Филипп Майстдадт сказал, что «банк с удовольствием поддержит любую страну, которая заинтересована в Nabucco, однако пока рано говорить, каким будет окончательный ответ». По его словам, ЕИБ возьмет на себя 25% расходов, необходимых на первом этапе, но после выполнения его технико-экономического обоснования и, как минимум, заключения межправительственного соглашения. Президент ЕБРР Томас Миров уточнил: «Мы хотим видеть контракты по поставкам газа, гарантии по инвестициям, технические параметры». Таким образом, можно констатировать, что ведущие страны Евросоюза весьма прохладно отнеслись к желанию неофитов активизировать реализацию проекта: в целом поддерживая идею газопровода, прямо финансировать его строительство не торопятся.

Газа тоже нет

Трубопровод Nabucco рентабелен только при ежегодной прокачке по нему не менее 30 млрд кубометров газа. Но в обозримом будущем таких объемов «свободного» газа просто нет. В качестве потенциальных поставщиков энергоресурсов рассматриваются Азербайджан, Туркменистан, Казахстан и Иран. Попытки добиться от обладателей ресурсов гарантий загрузки трубы предпринимаются настойчиво и регулярно, но остаются безрезультатными.

Центральноазиатские государства, весьма обтекаемо говоря о заинтересованности в диверсификации своих экспортных возможностей, конкретных обещаний подключиться к проекту Nabucco не дают. Положительно решенный еще в прошлом году с Москвой вопрос о новой формуле цены, привязанной к европейской, лишил адептов этого виртуального газопровода практически всех шансов переманить их на свою сторону.

Более того, Туркмения – основной поставщик среднеазиатского газа – выступила с инициативой «увеличить мощность Прикаспийского газопровода, в том числе за счет углеводородного сырья с туркменских месторождений». А ведь по соглашению от 25 июля 2008 года об участии «Газпрома» в инвестиционных проектах в газовой сфере на территории Туркменистана уже предусмотрено увеличение мощности туркменского участка Прикаспийского газопровода до 30 млрд кубометров газа в год вместо прежде запланированных 20 млрд.

Что касается Казахстана, то в прошедшем году объем его газового экспорта (без учета объемов карачаганакского газа, направляемого по СВОП-операциям на внутренний рынок) составил всего 5,7 млрд кубометров. Увеличение этих объемов в стране связывается с освоением шельфовых месторождений, в частности, промышленной разработкой Кашагана (которая пока намечается на конец 2013 года). Однако с целью повышения нефтеотдачи и утилизации серы предусматривается закачка большей части добываемого на Кашагане попутного газа обратно в пласт. Строящийся на побережье газоперерабатывающий завод будет иметь мощность около пяти миллиардов кубометров в год. Учитывая, что Казахстан имеет соглашения с Россией и Китаем о поставках газа соответственно по Прикаспийскому газопроводу и газопроводу Туркменистан–Китай, то на Nabucco газа, скорее всего, просто не останется. Снижает привлекательность Nabucco и большое количество транзитных стран, каждая из которых будет брать плату за транзит газа.

На определенном этапе в качестве страны – производителя газа фигурировал Узбекистан, но в ходе недавно прошедших переговоров в Ташкенте с российским президентом Дмитрием Медведевым глава Узбекистана Ислам Каримов однозначно заявил, что весь предназначенный на экспорт узбекский газ будет продаваться России. Эти обязательства властей Узбекистана уже закреплены соответствующими соглашениями. Таким образом, все центральноазиатские государства выбрали маршрут через Россию.

Неожиданную поддержку саммит в Будапеште получил от Азербайджана: президент Ильхам Алиев лично пожаловал в Венгрию и заявил: «Азербайджан готов принять на себя важную роль в деле диверсификации европейского газового обеспечения». Но инвесторами, умеющими считать деньги, Азербайджан, располагающий фактически лишь одним крупным газовым месторождением «Шах Дениз», не может рассматриваться в качестве серьезного партнера по проекту Nabucco. Газа «Шах Дениза» не хватит для загрузки даже половины его мощностей.

Альтернативным поставщиком может рассматриваться Иран. Но, даже если решится проблема с санкциями, потенциал экспорта страны остается ограниченным, поскольку Иран потребляет практически весь добываемый (460 млн кубометров в сутки) газ. При этом более 60% запасов газа приходится на неразрабатываемые месторождения, расположенные на побережье Персидского залива и на его шельфе: далековато от трассы Nabucco. Инвесторам придется профинансировать не только строительство трубопровода, на 1,5 тыс. километров более протяженного, чем Nabucco, но и разработку самой сырьевой базы.

Это весьма сомнительные затраты, учитывая, что транспортные расходы могут быть минимизированы поставками СПГ специальными судами с побережья Персидского залива. Кроме того, в рамках недавно оформленного в Москве Форума стран – экспортеров газа (ФСЭГ) «Газпром» может стать соинвестором трубопроводов, ведущих от иранских месторождений в Пакистан и Индию.

Таким образом, для Nabucco в Европе нет денег, в Азии – газа, и виртуальная труба наполнена лишь ожиданиями. Но даже если Туркмения и Казахстан дадут Nabucco газ, то это вряд ли повысит энергетическую безопасность Европы. Ведь поставки газа по этому трубопроводу составят лишь 5% от объемов потребляемого Европой газа.