Менеджеры военного назначения

Кирилл Мартин
29 июня 2009, 00:00

Кадровые перестановки в Министерстве обороны подтверждают курс на реформирование армии и усиливают контроль за этим ведомством со стороны главы государства

17 июня 2009 года указом президента Нурсултана Назарбаева первый в истории независимого Казахстана гражданский министр обороны Даниал Ахметов, отпраздновавший за два дня до этого 55-й день рождения, был отправлен в отставку. А вечером в минувший четверг стало известно, что новым главой военного ведомства был назначен Адильбек Джаксыбеков, работавший до недавнего времени послом в России.

В том, что г-н Ахметов поплатился за череду скандалов в военном ведомстве, сомнений у экспертов нет. Новому министру предстоит решить сложную задачу – восстановить реноме военного ведомства и, одновременно, обеспечить преемственность в проведении военных реформ.

Универсальный солдат

Г-н Ахметов принадлежит к числу политических деятелей, которых называют «хозяйственными управленцами». Начав свою трудовую деятельность в период застоя, он не смог продвинуться по партийной линии, зато преуспел в строительной отрасли. Выпускник факультета промышленного и гражданского строительства Павлодарского индустриального института вырос с должности мастера домостроительного комбината «Экибастузэнергожилпромстрой» до управляющего трестом. После распада Союза Даниал Кенжитаевич пошел на госслужбу, дойдя до кресла премьер-министра. После отставки по собственному желанию в январе 2007 года был назначен главой военного ведомства.

У казахстанских военных, до тех пор служивших под началом боевых генералов, это вызвало недоумение. «Мы все привыкли к тому, что военным ведомством должен руководить сугубо военный человек», – говорит заместитель начальника cпорткомитета ЦСКА, полковник Олег Ткаченко. Но, как объяснил предшественник г-на Ахметова, генерал армии Мухтар Алтынбаев: «Мы разделили все функции штаба и Министерства обороны. Министерство больше занимается политическими вопросами, а штаб – войсками».

Крыша для офицера

От г-на Алтынбаева Даниалу Ахметову осталось множество нерешенных вопросов. Наиболее остро стояла жилищная проблема – около пяти тысяч военнослужащих на тот момент нуждались в жилье. Поэтому в ноябре 2007 года новый министр заявил о намерении построить в течение ближайших трех лет не менее 240 тыс. квадратных метров жилья, которые должны были полностью покрыть потребность военнослужащих. Он подчеркнул, что его ведомство «не ограничится просто программой жилищного строительства и создаст достойные социальные условия для военнослужащих и их семей».

По мнению директора института военно-стратегических исследований Сергея Федосеева, именно усилия Даниала Ахметова позволили в тот период повысить социально-бытовой уровень жизни военных. Только за 2007 год в эксплуатацию было сдано около 1,5 тыс. квартир, а в 2008-м начата реализация масштабной программы по строительству и капитальному ремонту жилья не менее 75 тыс. квадратных метров в год, рассчитанная на 2008–2011 годы.

Однако с увеличением сдаваемых квартир ситуация не улучшалась. Напротив, количество очередников выросло до семи тысяч. «Нам никак не удается перебороть ситуацию с обеспечением жилья для военнослужащих», – заявил в конце 2008 года замминистра обороны Кажимурат Маерманов. Он пожаловался на рост числа контрактников (в основном сержантов), претендующих на получение жилья наравне с кадровыми офицерами. Однако председатель Союза ветеранов войны в Афганистане Сергей Пашевич считает, что причина – в неэффективном финансовом управлении бюджетными средствами. «Более 3000 квартир ушло налево, отсюда и нехватка», – уверен он. В среде офицеров запаса, лишенных жилья, даже появился «Союз военных “Бомж”», который вот уже на протяжении двух лет добивается от Министерства обороны исполнения решения суда о предоставлении им квартир. По данным председателя организации Вячеслава Оленченко на сегодня в организации зарегистрировано 20 военнослужащих, «отдавших армии по 25–30 лет и не имеющих крыши над головой».

Все выше, и выше, и дольше…

Не менее сложной задачей для Даниала Ахметова стала реформа армии, начатая в 2007 году по поручению Верховного главнокомандующего Нурсултана Назарбаева. «Результатом <реформы> стало повышение профессионализма, боевой готовности и улучшение технического оснащения вооруженных сил, что сегодня можно наблюдать в войсках», – рассказывает Сергей Федосеев. В первую очередь трансформация коснулась управленческих структур Минобороны, которые были сокращены с 38 до 29 единиц, более 350 офицерских должностей было упразднено. Зато появились новые структуры: департамент боевой подготовки и службы войск, ориентированный на разработку единых программ для повышения боевой готовности войск, главное управление по информатизации и связи, основная задача которого – создание возможности внедрения автоматизированных систем управления войсками (АСУВ), их реализация планировалась еще на 2002 год.

Но без изменения нормативно-правовой базы реформа просто не имела смысла. Поэтому по инициативе Даниала Ахметова из числа наиболее подготовленных офицеров была создана постоянно действующая рабочая группа под руководством заместителя председателя Комитета начальников штабов МО РК генерал-майора Нурлана Джуламанова. Ее задачей стала разработка новых нормативных правовых актов на замену старым, советским.

Что же касается повышения боеспособности казахстанской армии, то именно г-н Ахметов стал оснащать армию современным вооружением и дал возможность войскам проводить больше времени на учениях и стрельбах – считает полковник запаса Батур Абдусаламов. К примеру, если в конце 1990-х годов летчики фронтовой авиации имели средний налет около 20 часов, то в 2008-м эта цифра составила 80 часов. В марте этого года г-н Ахметов заявил о готовности в ближайшие годы повысить планку до натовского уровня – 150 часов. И это было бы вполне осуществимо, если учесть, с какой скоростью растет бюджет оборонного ведомства. По официальным данным, в 2008 году он составил почти 154 млрд тенге – в три раза больше, чем в 2004-м. Именно в период нахождения Даниала Ахметова на посту министра обороны число боеготовых бригад было увеличено до 18, так как именно они по планам министра «должны составить фундамент армии».

Солдат по осени считают

Несмотря на все усилия министра, своих целей реформа не достигла – считает подполковник в отставке Владислав Кертиев: «Улучшений в плане боеспособности не произошло, более того, за время правления гражданского министра ухудшилась воинская дисциплина, которая отразилась на росте числа чрезвычайных происшествий».

20 марта этого года на территории военной части в Южно-Казахстанской области на ТОО «Научно-производственного объединения «Казарсенал», занимающегося утилизацией боеприпасов, произошло возгорание взрывчатых веществ. В результате пострадали 17 человек, двое погибли, еще двое пропали без вести. В конце мая на учебном полигоне Военного института сухопутных войск в ходе ночных стрельб погиб курсант.

«Пожалуй, эти случаи так бы и остались на совести непосредственных начальников вузов и командиров частей, если бы не участившиеся коррупционные скандалы в Министерстве обороны», – считает г-н Пашевич. Начались они с ареста заместителя министра обороны Кажимурата Маерманова, которому 10 апреля 2009 года следственным департаментом Комитета нацбезопасности (КНБ) было предъявлено обвинение по статье 380 ч. 2 УК РК «Злоупотребление должностными полномочиями и превышение власти, повлекшие тяжкие последствия». Генералу Маерманову инкриминируют допущение ошибок при заключении и реализации ряда контрактов с израильскими фирмами IMI и Soltam Systems по приобретению реактивных систем залпового огня «Найза» и модернизации артиллерийских систем «Семсер» и «Айбат». Что, по словам пресс-секретаря председателя КНБ Кенжебулата Бекназарова, нанесло ущерб государству на сумму более 82 млн долларов. Именно этот инцидент явился причиной отстранения Даниала Ахметова от должности министра обороны, считает Сергей Федосеев. «Хотя лично его вины здесь нет, так как контракты на модернизацию были подписаны еще в 2006 году, когда господин Ахметов был еще премьер-министром, сработала западная система, когда в министерстве возникают проблемы – отвечает глава этого министерства», – рассказывает он. Однако бывший заместитель министра обороны генерал-майор запаса Амирбек Тогусов считает, что ушедший в отставку министр обороны не мог не знать о коррупционных преступлениях, совершаемых в его ведомстве. Более того, «вешать все на Маерманова – это вообще неэтично, потому что он не первое лицо, участвующее в заключении тех контрактов», – считает г-н Тогусов.

На этом громкие дела не закончились, 9 июня был арестован начальник главного управления строительства и расквартирования войск (ГУСиРВ) Министерства обороны – полковник Ануарбек Уразалинов, которому, по данным Генпрокуратуры, предъявлено обвинение по статье 176 ч. 3 п. «б» УК РК «Присвоение или растрата вверенного чужого имущества в крупном размере». Именно этот человек отвечал за распределение квартир военнослужащим и отставным офицерам, и, как ни странно, именно после его ареста «по неофициальным данным, но из надежного источника были получены сведения о предоставлении жилья 17 членам организации уже без тендера или конкурса, а по акту», – говорит председатель организации «Союза военных “Бомж”» Вячеслав Оленченко.

Эксперты, опрошенные нашим журналом, не исключают, что можно ждать задержания и экс-министра. К тому же 9 июня заместитель министра генерал Маерманов пытался покончить жизнь самоубийством. «Просто так человек горло резать не будет, тем более взрослый человек», – господин Пашевич подозревает, что некто настойчиво посовевовал генералу свести счеты с жизнью.

Пост сдал – пост принял

Место министра недолго оставалось вакантным – новым главой военного ведомства стал 54-хлетний посол в России Адильбек Джаксыбеков. Выпускник Всесоюзного государственного института кинематографии, г-н Джаксыбеков, как и его предшественник, тоже сделал карьеру на госслужбе – успел поработать в том числе акимом Астаны и руководителем администрации президента. То есть «военной косточкой» его тоже не назовешь. Это свидетельствует о том, что стратегический курс, взятый президентом, останется, скорее всего, неизменным – как и прежде, генералами будет командовать штатский человек. Реформа армии продолжится – хотя определенных кадровых перестановок, вероятнее всего, не избежать. «Г-н Уразалинов – ставленник министра обороны, скорее всего, сейчас дает показания, значит, все еще впереди», – прогнозирует г-н Пашевич.