Союз план покажет

Сергей Домнин
24 августа 2009, 00:00

Создание Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии выгодно, прежде всего, монополистам, действующим на национальных рынках: теперь вступление в ВТО и связанное с этим усиление конкуренции с импортом из дальнего зарубежья откладывается надолго

12 и 13 августа в Москве проходило совещание Комиссии Таможенного союза (ТС). Делегации стран-участниц возглавляли вице-премьеры правительств России, Беларуси и Казахстана — Игорь Шувалов, Андрей Кобяков и Умирзак Шукеев. Комиссия разобрала в общей сложности 13 вопросов, главными из них были утверждение проекта единого Таможенного кодекса союза, администрирование таможенных платежей и определение формата переговоров с Всемирной торговой организацией (ВТО).

Главная цель ТС — создание единой таможенной зоны, в рамках которой товары будут свободно перемещаться без импортных пошлин. Это должно усилить товарообмен в рамках ТС и повысить конкурентоспособность национальной продукции по отношению к импорту из дальнего зарубежья. Процесс создания ТС оказался непрост — он идет с середины 2000-х годов. Соглашение о Таможенном союзе подписано в октябре 2007 года. С этого времени началась работа по согласованию главного — таможенных тарифов. 10 июня было объявлено о том, что стороны договорились по поводу единого таможенного тарифа, то есть единых ставок импортных таможенных пошлин. Следующим шагом должно было стать принятие Комиссией Таможенного кодекса и схемы распределения таможенных выплат. Ожидается, что ТС начнет действовать с 1 июля 2011 года. На ближайшие полтора года намечен переходный период, тогда будут отлажены все механизмы союза.

Именно после этого тройка в рамках ТС начнет присоединение к ВТО, что не смогли совершить поодиночке. Переговоры Казахстана по присоединению к этой организации начались 26 февраля 1996 года. За это время удалось договориться с 22 странами из 153. С июля 1995 года состоялось более 20 встреч российских переговорщиков с представителями ВТО. Двусторонние переговоры завершены с 60 странами-партнерами. Беларусь двусторонние переговоры завершила с 10 странами. Ближе всех к вступлению в ВТО подошла Россия. Если Казахстан, по оценке главного российского переговорщика с ВТО Максима Медведкова, прошел 70% пути к ВТО, а Белоруссия — половину, то Россия завершила процесс согласований на 95%. Но планы по объединению в ТС изменили ситуацию — теперь участники союза будут вести совместные переговоры о вступлении в ВТО, а, возможно, вообще решат вступать всем союзом. Случай в истории Всемирной торговой организации беспрецедентный. Вероятнее всего, союз станет, по сути, еще одним способом затянуть присоединение стран-участниц к ВТО, невыгодное для монополистов.

14 поправок в 14 дней

Одним из главных пунктов повестки дня московского совещания стало рассмотрение проекта единого Таможенного кодекса. Документ из 388 статей был одобрен комиссией, но получил ряд поправок, которые должна согласовать экспертная группа по таможенному администрированию и статистике в две недели, то есть до 3 сентября текущего года. Интересно, что даже в определении количества спорных вопросов в «друзьях согласья нет»: г-н Шувалов говорил о 14 замечаниях, г-н Шукеев докладывал президенту Нурсултану Назарбаеву о 12, а г-н Кобяков в Минске заявил о 15. Количество их не так принципиально, как качество. Ведь замечания касаются даже генерального вопроса — определения единой таможенной территории Таможенного союза. Согласно проекту Таможенного кодекса таможенная территория состоит из таможенных территорий государств-участников таможенного союза. Между тем внутри будущей единой таможенной территории действует два десятка свободных (особых) экономических зон (СЭЗ) с льготными условиями работы для бизнеса. В Беларуси таких зон 6, в России — 17, в Казахстане — 5. Только в казахстанские СЭЗ до 2015 года планируются инвестиции порядка шести миллиардов долларов. Возможное изменение статуса этих зон повлечет за собой отток инвестиций в предприятия, которые базируются внутри СЭЗ. Этот и другие вопросы должны быть урегулированы до 17 ноября, когда исправленный и согласованный Таможенный кодекс должны подписать президенты России, Белоруссии и Казахстана.

Дележ по-братски

Зато на совещании в Москве удалось согласовать схему распределения таможенных платежей в национальные бюджеты, которые будут поступать за перемещенные товары на единую таможенную территорию. Обсуждались два варианта. В первом администратором-распределителем платежей становилось Казначейство РФ. Второй план, который изложила казахстанская сторона (и его поддержали белорусы), предполагал делить в определенной пропорции между странами-участницами таможенные платежи и другие сборы независимо от того, на территории какого государства они уплачены.

После непродолжительного обсуждения вице-премьер РФ согласился с коллегами.

Игорь Шувалов оценил принятую комиссией схему как самую прозрачную, простую к применению для настоящего момента, не требующую дополнительных бюрократических организаций и решений. Данная схема проработает полтора года (с января 2010-го по июль 2011-го). В этот срок стороны оценят ее функциональность и откорректируют слабые места. «Она достаточно гибкая, и мы сможем в случае необходимости принять соответствующие решения», — отметил г-н Шувалов

Однако заявления политических руководителей стран-участниц о простоте и прозрачности схем распределения платежей не находят одобрения у экономистов.

«Нас уверяют, что такой формат выгоден Казахстану. Но не объясняют в чем. Надо понимать, что у каждого решения есть две стороны. О второй нас не оповещают», — говорит глава алматинского консалтингового центра «Институт директоров» Сергей Филин.

По мнению президента Института развития Казахстана Магбата Спанова, говорить о гибкости и прозрачности любых механизмов в Таможенном союзе рано, так как он пока ни дня не проработал. Потребуется время, чтобы определить, как заявленные схемы заработают, и что в них следует отладить.

Вместе, но порознь

Еще одна договоренность, достигнутая в Москве, — Таможенный союз на переговорах с ВТО будет представлять единая группа. Она будет сформирована к 24 августа и незамедлительно приступит к формальным переговорам с секретариатом ВТО, который начнет работу в сентябре, придя с каникул.

Переговорщиков наделят всеми полномочиями для того, что вести переговоры как от имени Таможенного союза, так и от национальных правительств.

Модель присоединения альянса к ВТО гибкая. «Мы юридически можем вступить отдельно — каждое из государств в ВТО, — прокомментировал вердикт Комиссии вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов. — По каким-то вопросам можем вступить с Таможенным союзом. Главное, что мы выполняем те решения, которые состоялись в июне текущего года: отдельно переговоры о вступлении в ВТО не ведем, полностью доверяем в этих вопросах друг другу, сформировали для этого единую группу».

Конечное решение, принятое сторонами на седьмом совещании Комиссии вице-премьеров РБ, РК и РФ 12 и 13 августа 2009 года, можно назвать как компромиссным, так и в полной мере конструктивным.

При этом сроки, в которые Казахстан сотоварищи вступит в ВТО, по-прежнему остаются неясными.

«ВТО должна определиться сама, будет ли она принимать Казахстан с Таможенным союзом или нет. Только когда ВТО определится, сколько это займет — год или два — процесс присоединения затянется еще минимум на пять лет», — считает Магбат Спанов.

Кроме того, эксперты видят в процессе триединого вступления в ВТО трудности, связанные, прежде всего, с российскими проблемами во внешней политике.

«Учитывая, что у России серьезные проблемы и с Евросоюзом по поводу газа, и с НАТО по поводу Грузии, и многие другие, можно предположить, что процесс вступления в организацию затянется надолго, — считает Сергей Филин. — Да и с ВТО у нее то дружба, то развод. На сколько это затянется — непонятно». А по мнению вице-премьера Беларуси Владимира Семашко, вступление стран союза в ВТО может затянуться на 10—12 лет.

Вступить нельзя затягивать

По мнению директора Аналитического департамента АО «Корпорация по развитию и продвижению экспорта «KAZNEX» Раушан Казбековой, проблематично определение стартовой позиции для начала переговоров по вступлению Таможенного союза в ВТО, так как три страны в настоящий момент достигли разного уровня в переговорном процессе.

«Рано или поздно, с Таможенным союзом или отдельно, мы вступим в организацию, — уверен Магбат Спанов. — Уже больше 10 лет у нас декларируются на высшем уровне планы вступления в ВТО в «следующем году», но мы не только не вступили в ВТО, мы отдалились от него. В ВТО продолжают идти путем либерализации, а у нас создают все новые проекты для протекции отечественных отраслей, которые не выдерживают конкуренции с зарубежными производителями».

Эксперт называет Таможенный союз препоной для вступления в ВТО, на членов которого приходится порядка 90% экспорта и около 60% импорта.

«Мы столько затратили времени, столько затратили денег на переговоры с ВТО, конференции, поездки, договоренности, — рассказывает г-н Спанов. — И когда наконец-то дело вышло на финишную прямую (я считаю, что около двух лет оставалось до вступления) — это, по меньшей мере, странно — так резко изменять ситуацию».

Однако кажущаяся странность объяснима. Эксперт полагает, что проект Таможенного союза пролонгировали «группы монополистов, которые поняли, что в условиях ВТО они потеряют сверхприбыли». Монополисты не хотят вкладывать свои деньги в предприятия, чтобы понижать издержки, тем самым обеспечивать более низкую цену продукта для потребителя.

Независимо от того, действительно ли монополисты лоббировали создание ТС, создание союза — на руку им. Существует ряд отраслей, которые не выдержат конкуренции с западными предприятиями. Некоторые отечественные производители производят продукты, качество которых ниже иностранных аналогов, а затраты на производство выше. К примеру, российское руководство стремится поддержать свой автопром (в нем трудятся до 100 тыс. человек), который стал убыточным. Для Казахстана и Беларуси актуальна поддержка пищевой и машиностроительной (для белорусов) промышленности. Таким образом, ТС станет для наших стран своеобразным «карманным ВТО» — усилив позиции национальных игроков, он поможет не пустить на внутренний рынок конкурентов из дальнего зарубежья.