Будем реалистами

31 августа 2009, 00:00

Редакционная статья

Проблема большинства выборов в том, что они предназначаются, планируются и организуются для решения специфических проблем перераспределения власти внутри правящей элиты. Избиратели играют роль статистов. Однако им кажется (и верится), что они участвуют в процессе волеизъявления. Когда они осознают свое заблуждение, то подчас принимают решение больше никогда не участвовать в избирательном спектакле – будь он хоть фарсом, хоть комедией дель арте. И тогда на следующих выборах явка падает до уровня пяти-десяти процентов. То есть до такого уровня, когда победа кого-то из претендентов на выборную должность никак не отражает уровень его поддержки населением.

И тогда главной целью организаторов выборов становится обеспечение не победы нужного кандидата, а более-менее приличного показателя явки избирателей. Именно это происходило в Афганистане 20 августа, в день президентских выборов. Угрозы со стороны талибов вынудили многих остаться дома в этот день, что было даже на руку организаторам выборов. Сообщения наблюдателей из южных провинций оценивают уровень участия в выборах примерно в 10%. Официальные данные, озвученные Независимой избирательной комиссией (члены которой, впрочем, лояльны действующему президенту), – около 60%. Чернила, в которые окунались пальцы приходящих на избирательный участок, были объявлены несмываемыми, но в действительности легко смывались при помощи керосина. А избирательные бюллетени накануне выборов продавались по 10 долларов за штуку. Закрытие избирательных участков было официально передвинуто на один час, с 16.00 на 17.00. По сообщениям наблюдателей из Кандагара, там участки закрыли ровно в 16.00.

Но важнее то, что сведения о нарушениях в процессе выборов не являются тайной для афганцев. Это значит, что им предстоит в ближайшие годы жить с президентом, который не был демократически избран, а пришел к власти обманом. И клановая лояльность не просто начинает доминировать над лояльностью государству (и главе этого государства), она заменяет ее. Хамид Карзай персонально не участвовал во всех этих нарушениях. Их совершали назначенные им чиновники, которые заинтересованы в том, чтобы он оставался у власти. Но он объявил о своей победе, не дожидаясь даже подведения промежуточных итогов.

Сообщения о массовых нарушениях и фальсификациях в ходе выборов публикуются в американских и европейских СМИ. Но пройдет пара недель, афганский Центризбирком объявит о победе Карзая, а Европа и Америка ее с готовностью признают. Объявление выборов недействительными технически возможно, но никому не нужно – ни организаторам выборов, ни их участникам. Оно неконструктивно и неэффективно. Ведь повторные выборы – не гарантия того, что они будут честными. Кроме того, демократия предполагает выборность, как и рынок предполагает конкуренцию. Но при этом конкуренция часто бывает нечестной, а выборы – сфальсифицированными. Данные опросов показывают: многие афганцы считают, что выборы, прошедшие 20 августа, стали нечестными потому, что их режиссером были Соединенные Штаты. Если быть точным, они связывают итоги выборов прежде всего с тем, какое решение принято в Вашингтоне, во-вторых, с итогами закулисных переговоров кандидатов в президенты, в-третьих, с манипуляциями избирательным процессом. На последнем месте стоит собственный голос, отданный за одного из кандидатов.

На выборах в Афганистане победила политическая целесообразность. Народ внес посильный вклад в эту победу, не препятствуя ей. Поэтому будем реалистами и признаем победу Хамида Карзая в первом же туре. Тем более что среди наших проектов в Афганистане строительство демократических институтов не значится.