Финансовый кризис в США был вызван тем, что правила регулирования не соответствовали быстро меняющемуся финансовому сектору. В 1980-х годах администрация Рональда Рейгана дерегулировала отрасль. С тех пор финансовые институты превратились из обслуживающего сегмента экономики в едва ли не самодостаточную индустрию. А отмена в 1999 году закона Гласса-Стигалла, который запрещал в США объединять в рамках одного учреждения инвестиционный и коммерческий банкинг, привела к ускорению финанциализации экономики.
Фондовый рынок США вырос со скромных 136 млрд долларов в 1970 году (13,1% ВВП) до 1,67 трлн в 1990-м (28,8%). В октябре 2007 года, когда фондовый рынок достиг пика, капитализация американской экономики составляла уже 18,5 трлн долларов (135% ВВП). Еще быстрее рос рынок деривативов. Так, в 2007 году объем торгов всеми деривативами – фьючерсными контрактами на процентные ставки, покупку валюты, гособилигаций и т. д. – достиг уровня 1,2 квадриллиона долларов, что в 87 раз превышало размер американской экономики.
«Наибольшую проблему представляли два фактора. Первый – постоянное появление финансовых инноваций привело к тому, что регулирование существенно запаздывало, не поспевая за работой банков. Зачастую банки сами не поспевали за инновациями, которые разрабатывали самые изобретательные трейдеры. Банки стали торговать теми финансовыми продуктами, смысла которых – а равно реальной стоимости и рисков – они не понимали. Это привело к накоплению очень больших объемов рисковых финансовых продуктов на их балансах, – рассказал “Эксперту” Саймон Джонсон, экономист Manhattan Institute в Нью-Йорке. – Второй же фактор – консолидация сектора и появление финансовых институтов, которые, как всем казалось, слишком велики, чтобы рухнуть».
Но, как показал пример Lehman Brothers, даже самые крупные и динамичные финансовые институты могут рухнуть, не найдя поддержки со стороны государства или своих коллег по цеху. А вот последовавшая за обвалом государственная поддержка американских банков создала предпосылки для следующего кризиса. «Если крупнейшим банкам разрешат брать на себя риски, которые в итоге покрываются гарантиями налогоплательщиков, то банки вернутся к прежней практике, которая привела к тому, что они раздали плохих кредитов на триллионы долларов», – отмечает профессор Джонсон.