Основными организаторами Энергетической недели выступили ассоциация нефтегазового и энергетического комплекса KAZENERGY и выставочно-конференционная компания Expo.kz при поддержке Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК. В рамках недели прошли тематические конференции, круглые столы и презентации на темы подготовки и переподготовки кадров, налогового регулирования сферы недропользования, утилизации попутной серы, реализации Инициативы прозрачности деятельности добывающих отраслей, фотовыставка «История казахстанской нефти в событиях и лицах».
Мероприятие открыла международная конференция «Актуальные вопросы подготовки молодых специалистов для энергетического комплекса». Ее участники (студенты и выпускники нефтяных вузов, представители министерств и ведомств республики, специалисты нефтяных компаний) обсуждали проблемы подготовки специалистов и кадровой политики нефтяных компаний, защиты внутреннего рынка труда и совершенствования законодательной базы, государственную политику в области образования и перспективы развития системы государственно-частного партнерства в подготовке кадров, ряд других вопросов. В ходе конференции одной из основных проблем называлась утрата престижа рабочих профессий. Другим, требующим системного подхода к решению, стал блок проблем, включающий такие вопросы, как: кого и в каком количестве готовить, на чем и кто будет учить.
Серные терриконы Каспия
Одним из центральных событий недели стала Казахстанская нефтегазовая выставка, в которой участвовали экспозиции около 150 компаний, включая производителей сырой нефти и газа, представителей нефтеперерабатывающих заводов, поставщиков казахстанских товаров и услуг для энергетической и нефтегазовой отраслей.
В официальной церемонии открытия выставки приняли участие советник президента РК Нурлан Балгимбаев, председатель правления АО НК «КазМунайГаз» Каиргельды Кабылдин, представители крупных отечественных и иностранных отраслевых компаний.
Весьма познавательной оказалась Вторая международная конференция «Вопросы утилизации и использования серы», на которой рассматривался международный опыт в сфере переработки серных ресурсов, обсуждались перспективы развития данной отрасли в нашей стране. Как выяснилось, серные карты на Каспии от «Тенгизшевройла» (ТШО) – это цветочки. Ягодки мы увидим после начала освоения Кашагана. Такой вывод можно сделать из слов вице-министра энергетики и минеральных ресурсов Асета Магауова, заявившего, что разработка Кашаганского месторождения может сопровождаться выработкой до двух миллионов тонн серы ежегодно, и это в случае производства газа только для собственных нужд консорциума.
Пока разработчики месторождения намереваются решить проблему утилизации попутного газа закачкой его в пласт. Отметим, что побочным результатом деятельности ТШО является ежегодное производство до 1,6 млн тонн серы, планируемый рост нефтедобычи увеличит этот показатель до 2,2 млн тонн. Всю накопившуюся при эксплуатации Тенгиза серу компания рассчитывает распродать к 2017 году. Продавать серу, по примеру ТШО, на внешнем рынке каспийский консорциум вряд ли сможет вследствие его узости: из 40 млн тонн продаваемой в мире серы три уже приходится на Казахстан. Остается внутренний рынок.
Эксперты предлагают использовать серу в качестве сырья для производства сероасфальта, серобетона, минеральных удобрений. Но объемы потребления серы этими производствами будут невелики, за крупнотоннажное же потребление серы сейчас в республике не берется никто. А ведь с разработкой других месторождений и ростом нефтедобычи объемы серы будут расти, поэтому поиск альтернативных вариантов как сбыта, так и утилизации серы в Казахстане приобретает особую актуальность.
И Шредер им путь осветил
Основным мероприятием Энергетической недели, безусловно, можно считать прошедший 24–25 сентября IV Евразийский энергетический форум KAZENERGY, в работе которого приняли участие представители многих стран, в числе которых министры, послы, руководители ведущих мировых и отечественных компаний. Правда, не приехали ожидавшиеся глава «Газпрома» Алексей Миллер и известный американский политик Дик Чейни.
Зато Астану посетили экс-канцлер Германии, член совета директоров и председатель комитета акционеров Nord Stream AG Герхард Шредер и президент Всемирного нефтяного совета Рандал Госсен.
Участники форума на пленарных заседаниях и рабочих секциях обсуждали наиболее значимые вопросы мировой энергетики и роли в ней Казахстана, проблемы формирования стратегических альянсов, единой и согласованной политики взаимодействия, оптимизации инвестиций и поиска новых путей финансирования энергетических проектов на территории Евразии.
С приветствием к участникам форума обратился (почему-то на английском языке, хотя логичнее было, вероятно, на китайском – более 25% казахстанской нефти уже добывают китайские компании) премьер-министр РК Карим Масимов. По словам главы правительства, Казахстан, зарекомендовавший себя как надежный поставщик углеводородов на мировые рынки, продолжит развитие стратегии диверсификации экспортных направлений для своих энергоресурсов.
Выступавший за ним министр энергетики и минеральных ресурсов РК Сауат Мынбаев долго рассказывал об энергетических возможностях, проблемах и перспективах возглавляемой им отрасли. В частности о том, что к 2014 году, после модернизации трех казахстанских НПЗ, страна сможет полностью обеспечивать внутренний рынок всеми видами нефтепродуктов, кроме масел. Сообщил он и том, что в этом году в республике планируется добыть 75 млн тонн (1,8% мировых объемов нефтедобычи), что на 6,2% больше, чем в 2008 году. «На фоне растущей динамики добычи нефти экспортные поставки будут расти значительно быстрее», – полагает он.
Несколько омрачил радужные перспективы, обрисованные предыдущими ораторами, советник президента Нурлан Балгимбаев, посвятивший свое выступление вопросам развития отечественной науки. Он отметил, что она движется вперед черепашьим шагом, а ее связь с реальной экономикой давно утеряна. Ситуацию усугубляет отток квалифицированных ученых в иностранные компании и отсутствие скоординированной научно-технической политики в нефтегазовой отрасли.
Выступивший на следующий день экс-канцлер ФРГ Герхард Шредер заявил: «Я выступаю за реализацию трубопровода Nabucco, поскольку нам необходим дополнительный импорт газа в Европу, но нужно помнить об одном. У нас достаточно природного газа для трубопроводов «Северный поток» и «Южный поток», но не для Nabucco». И предложил развязать клубок политических и экономических проблем, связанных с газопроводом Nabucco, заполнением его газом из Ирана. Правда, для этого, признал экс-канцлер, Евросоюзу «необходимы силы для решения политических разногласий по поводу санкций, направленных на Иран и на энергоносители, идущие из этой страны».
Подводя итоги
Трудно сосчитать количество разного ранга мероприятий, посвященных за последние годы проблемам энергетики Прикаспия в целом и Казахстана в частности. Проводятся они всегда с большим размахом. Но новизны им явно не хватает, как и дискуссий.
Не стала исключением и Энергетическая неделя в Астане. Прошедшие в ее рамках тематические конференции, «круглые столы» и презентации в очередной раз подчеркнули (особенно на фоне 110-летия казахстанской нефти), что за последние годы в отрасли мало что изменилось и гордиться, в общем-то, нечем. И острый топливный кризис на юге страны – тому подтверждение.
Все годы независимости мы не инвестировали ни в промышленность, ни в переработку той же нефти, ни в образование, ни в науку, ни в энергетику. Итог закономерен. Если на заре независимости говорилось о том, что республика была «сырьевым придатком» советской экономики, то сегодня мы – «сырьевой придаток» западного мира. Как и более века назад основная доля доходов от добычи сырья идет за рубеж, страна же оказалась на более низком по сравнению с советским периодом техническом уровне – износ техники никто не отменял.
Иллюстрацией «достижений» могут стать и победители прошедшего в рамках недели отраслевого конкурса «Золотой Прометей» в номинациях «Лучшая инновационная программа» и «Прорыв года», которыми стали Проект закачки сырого газа и Завод второго поколения ТОО СП «Тенгизшевройл» и NCOC (разрабатывающий Кашаган консорциум) соответственно. По сути дела, ничего инновационного для экономики в закачке газа в пласты нет. Да и кашаганский консорциум никаких прорывов не совершил – если не считать усиления в нем роли «КазМунайГаза».
В последние годы много говорилось о необходимости диверсификации, переработке добываемого сырья, иногда даже выделялись деньги под тот или иной проект, но они от этого не стали менее виртуальными. Ярким примером стал нефтехимический кластер. Построенные в советское время нефтеперерабатывающие заводы представляют собой даже не вчерашний, а позавчерашний день. Они по-прежнему производят топливо, пригодное лишь для машин советского автопрома, а не «Хонд», БМВ и «Мерседесов», колесящих сегодня по дорогам страны. Не делает погоды и недавно запущенный в Павлодаре новый нефтехимический завод. По объемам производства (чуть более трех тысяч тонн пропилена и 30 тыс. тонн полипропилена в год) он представляет собой в лучшем случае цех.
Безусловно, Казахстан и в последующие годы будет оставаться привлекательным для вложения иностранных инвестиций. И это понятно. Как сказал посол Великобритании в РК Пол Браммел: «Казахстан есть крупный источник энергетических ресурсов, которые нужны Великобритании». Яснее не скажешь.