Ремонт и фундамент

5 октября 2009, 00:00

Редакционная статья

В заключительной части своего доклада на недавней сессии Генассамблеи ООН генсек Пан Ги Мун сообщил, что скоро здание секретариата ООН опустеет, сотрудников рассредоточат по всему городу, а в здании проведут ремонт. «Наша общая задача, – сказал Пан Ги Мун, – превратить этот внешний ремонт в символ нашего внутреннего обновления».

Символом процесса реформы ООН, о необходимости которого говорят уже лет пятнадцать подряд (и который будто бы даже начался в 2005 году), мог бы, наверное, стать ремонт, затянувшийся на долгие годы. Правда, если ремонтом продолжают заниматься, то к реформе ООН сегодня все утратили интерес. Косвенным свидетельством этого стали те формулировки в выступлениях представителей разных стран, которые касались самой организации.

Российский президент Дмитрий Медведев, говоря о роли ООН в современном мире, сказал, что согласованные разными странами подходы «должны каким-то образом реализовываться, в том числе через систему Организации Объединённых Наций». Не в первую очередь, не преимущественно, а всего лишь «в том числе». И добавил, что повышение роли региональных структур абсолютно отвечает принципам ООН, а потому Россия намерена бороться с кризисом, укреплять безопасность и вообще развивать механизмы взаимодействия в рамках СНГ и Шанхайской организации сотрудничества.

А возглавлявший казахстанскую делегацию министр иностранных дел Канат Саудабаев заявил, что наша страна «твердо привержена последовательному развитию регионального сотрудничества в целях обеспечения безопасности и развития Центральной Азии». А затем вспомнил Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и НАТО. Он не противопоставлял их ООН, просто был хороший повод напомнить, что это мы создали СВМДА, и мы же будем председателем в ОБСЕ в следующем году.

Американский президент Барак Обама сообщил Генассамблее о планах работы «клуба двадцати» так, словно в Питтсбурге соберется экономический блок мирового правительства. Но учитывая, что ООН больше интересуется гуманитарными аспектами экономического роста, нежели либерализацией торговли деривативами, Барак Обама счел нужным добавить: «Мы продолжим наши исторические усилия, направленные на то, чтобы помогать людям прокормить себя. Мы выделили 63 миллиарда долларов на борьбу с ВИЧ, на прекращение гибели людей от туберкулеза и малярии, на то, чтобы положить конец полиомиелиту».

Сам Пан Ги Мун, говоря о реформе ООН, сказал несколько общих слов о прогрессе в обеспечении единства действий ООН, не уточнив, по каким именно вопросам он был достигнут. Он сообщил о том, что отлажены механизмы посредничества и дипломатии, которые позволяют остановить эскалацию конфликтов. Единственная конкретика – учрежден департамент полевой поддержки и разрабатывается стратегия «Новые горизонты» для повышения динамичности и эффективности миротворческой деятельности. О том, что действительно давно уже волнует многие страны и о чем упомянул в своем выступлении Канат Саудабаев – изменение формата Совбеза за счет включения в него новых постоянных членов, генсек ООН промолчал. Похоже на то, что реформы ООН затронут преимущественно вопросы оптимизации штатного состава, создания новых структурных подразделений, повышения собираемости взносов, то есть будут внутренним делом секретариата Организации Объединенных Наций.

Скандалы давно уже стали неизбежным и даже отчасти привычным элементом работы ООН, особенно ее Генеральной ассамблеи. В этом году в роли возмутителя спокойствия и нарушителя регламента выступил лидер Ливии Муамар Каддафи. Он выступал два часа вместо рекомендованных 15 минут, а свою критику работы ООН подкрепил таким жестом, словно он собирается разорвать Устав ООН. Генеральный секретарь Пан Ги Мун расценил такое поведение как неприемлемое. «Устав ООН – это книга, заложившая фундамент ООН», – сказал он. Похоже, фундамент в план ремонтных работ не включен.