В последнюю неделю сентября облигации 11 компаний, допустивших дефолт и нарушивших требование по достаточности капитала, были отправлены в новую категорию Казахстанской фондовой биржи (KASE) – буферную категорию. В «буфере» облигации будут находиться до тех пор, пока эмитент не решит финансовые проблемы (но не более 12 месяцев), после чего вернутся в свой биржевой список. В случае неспособности эмитента исправить положение бумаги подвергнут делистингу.
Забалансовые активы
Новая категория – инструмент компромисса. По сути, проблемные компании выводят из списков качественных игроков, но работа с компаниями продолжится, они будут выполнять необходимые листинговые требования. Это даст инвесторам возможность и дальше торговать их бумагами на бирже, сохранив рыночное ценообразование инструмента. Организатор торгов удержит капитализацию, эмитенты останутся на связи с рынком.
Главный вопрос, которым задаются специалисты, звучит так: что качественно может измениться за год, чтобы компания смогла восстановить финансовые потоки?
На самом деле дефолтных компаний на KASE 18. Из них 16 смогли представить планы устранения оснований для перевода бумаг в буферную категорию, лишь 11 из которых прошли утверждение биржевым советом.
При этом документы, по словам членов совета, достаточно поверхностны и не дают ясного представления, каким же образом эмитенты планируют повышать платежеспособность. «Если у компании дефолт, значит, должен быть перечень шагов по улучшению финансового положения до состояния, когда предприятие сможет обслуживать долги. Для выполнения листинговых требований нужны планы по наращиванию собственного капитала. Как минимум, должен быть прогноз денежных потоков компании. Но мы не везде увидели четкое бизнес-планирование и внятные источники поступления средств», – отмечает вице-президент KASE Болат Бабенов.
Слабость корпоративного планирования можно списать на сжатые сроки, в которые компании должны были представить свои программы. Регулятор отвел на все 10 дней. И, принимая решения о переводе на основании таких планов, биржа намерена контролировать их исполнение, а также требовать от эмитентов предоставления более детальных программ действий.
Однако короткие сроки – слишком легкое объяснение. В идеале компания, испытывающая финансовые затруднения, должна иметь четкий план действий по решению проблемы. И 10 дней давалось на то, чтобы эти действия должным образом оформить. «К сожалению, практика показала, что многие эмитенты конкретного плана действий не имеют, по крайней мере, на момент необходимости представления такого документа, – констатирует директор департамента Агентства финансового надзора Мария Хаджиева. – Нормативный акт о переводе бумаг в буферную категорию обсуждался с рынком два месяца. И эмитенты, готовившиеся к переходу, должны были заранее проработать свои проекты».
Край непуганых эмитентов
Финансовая дисциплина – почти ключевая проблема рынка облигаций, возникшая из-за особой схемы обслуживания займа. Если в кредитовании сумма основного долга списывается ежемесячно равномерными частями, то в облигациях купон платится раз в полгода, а основной долг – при погашении.
Подобная форма фондирования расслабляет эмитента, поскольку нет жесткой дисциплины, и эмитент не заточен на то, чтобы постоянно изыскивать средства для платежей. Оказалось, что эмитенты не готовы к финансовым проблемам, каждый думал, что сможет рефинансироваться в банке или же продать очередной транш облигаций. И развитие дальнейших событий, когда эмитент в течение года при продолжающемся кризисе изыщет ресурсы, маловероятно.
Гораздо привлекательней для рынка выглядят меры по усилению ответственности заемщиков.
«Проблема дефолтов – проблема сознательности, кредитной культуры менеджеров и владельцев компаний, того, насколько они намерены вести бизнес в будущем, сохранить о себе хорошее мнение как о заемщике. У нас есть компании, которые ни при каких условиях не уронят инвестиционный имидж, сделают все возможное, чтобы расплатиться, а есть те, кто платить не хочет, – отмечает начальник управления консалтинга и андеррайтинга компании Halyk Finance Евгения Боженко. – Мое личное мнение таково, что большая часть дефолтников уйдет в делистинг, несмотря на представленные планы реструктуризации долгов».
Поскольку репутационные механизмы не сработали, инвесторы позитивно воспринимают решение регулятора о введении фидуциарной ответственности, которая даст право предъявлять требования менеджменту и владельцам бизнеса за принимаемые решения.
Учитывая кредитное качество большинства нынешних дефолтников, текущую эффективность буферной категории можно назвать сомнительной. Эмитенты деньги вряд ли найдут. Спекулянтов, желающих купить облигации дефолтных компаний в надежде заработать на больших дисконтах, нет – слишком рискованно. Значит, сбросить облигации инвесторам не удастся. И лишь когда за фондированием отправятся серьезные компании, в случае необходимости подушка безопасности начнет реально работать. А пока что буферная зона – не более чем сеанс коллективного самовнушения.