Каков закон, таков ответ

19 октября 2009, 00:00

Решить проблемы на рынке ГСМ за счет банального повышения цен не получится. Государству следует прежде всего на законодательном уровне ввести ясные правила игры на этом рынке – считает старший партнер юридической компании Sayat Zholshy&Partners Айдын Бикебаев.

– Разрешает ли закон торговлю бензином по талонам?

– Продажа по талонам – нарушение антимонопольного законодательства. Статья 13 закона «О конкуренции» запрещает дискриминацию и иное ущемление прав потребителей, отказывая им в продаже бензина или реализуя его по разным ценам, либо же только тем, у кого есть талоны. Расследование АЗК по этому вопросу, как и в прежние годы, ни к чему не приведет, поскольку в административном и уголовном законодательстве за это фактически нет наказаний. По закону за злоупотребление игроками рынка своим доминирующим или монопольным положением в качестве санкции предусмотрены штрафы и конфискация монопольного дохода. Должностные лица компании заплатят 150 МРП (1 МРП = 1273 тенге). Получается, штраф для должностного лица составляет чуть больше 1000 долларов! Капля в море для любой крупной компании. В свою очередь сама компания (средний и крупный бизнес) должна заплатить штраф в размере 10% от дохода (выручки), полученного в результате осуществления монополистической деятельности. На первый взгляд штраф существенный. Весь вопрос в том, как исчисляется штраф и конфискация.

– В чем здесь подвох?

– Компания платит штраф только при получении дохода в результате дискриминации и ущемления прав потребителей. Когда она не получила доход, хотя и ущемляла при этом права потребителей, для нее никакого наказания не будет. Более того, хозяин АЗС, несмотря на наличие у него бензина, может вовсе закрыть бензоколонки. Отказ в продаже бензина либо его реализация только по талонам – и есть те случаи ущемления прав потребителей, когда монополист не получает дохода, поскольку ограничивает свои продажи. Отсутствие в законодательстве наказаний за ущемление монополистами прав потребителей является очевидной глупостью. Пока не будут внесены изменения в закон, доминирующие субъекты могут смело продавать ГСМ по талонам или вообще их не продавать, и им ничего за это не будет. Хотя все мы, потребители, от такого беспредела будем терпеть неудобства. Наше антимонопольное законодательство в этой части не защищает интересы потребителей. Поэтому заявления АЗК, что они примут жесткие административные и уголовные меры в отношении лиц, реализующих бензин по талонам, являются голословными.

– Кто в Казахстане вообще следит за ценами на ГСМ на АЗС?

– Государство в лице АРЕМ регулирует цены на ГСМ только тех компаний, которые включены в госреестр субъектов, занимающих доминирующее положение. Это игроки, которые фактически контролируют более 15% рынка. А если кто-то занимает 14%, то он уже не попадает под контроль. Разумеется, такое несправедливое, избирательное регулирование не только не способствует развитию конкуренции, удовлетворению интересов потребителей, но и прямо препятствует принципам рынка.

Рост оптовых цен на ГСМ естественным образом влечет увеличение розничных цен. Но те компании, которые включены в указанный реестр, не могут без согласия АРЕМ поднять цены. Поэтому они вынуждены продавать АИ-92 по 72 тенге, а на других заправках тот же АИ-92 стоит 82–95 тенге. И те, кто в реестре, терпят убытки, поэтому они и пытаются ограничить продажи ГСМ на своих АЗС.

– Не может же государство бесконечно разрешать повышение цен на ГСМ?

– Решение проблемы должно быть комплексным. Однозначно недостаточным является просто предоставление разрешения на повышение цен на бензин компаниям, включенным в госреестр. Необходимо развивать строительство мини-НПЗ, а также найти ресурсы для строительства еще одного крупного НПЗ в стране и модернизации действующих. Регуляторам следует разработать и внедрить правила равного и справедливого доступа всех желающих давальцев нефти на НПЗ, а также всех владельцев АЗС – к оптовым поставкам бензина. Цены на ГСМ нужно регулировать не как сейчас, избирательно, а для всех продавцов. Также необходимо использовать в полной мере ресурсы «КазМунайГаза» и правительства, в том числе как акционеров всех трех НПЗ по увеличению поставок нефти на заводы и распределению ГСМ на равной основе всем владельцам АЗС, а не только своей сети.

– Какова себестоимость бензина АИ-92?

– На розничном рынке, полагаю, 72 тенге – это близко и даже чуть ниже себестоимости для компаний, которые имеют доступ на относительно недорогие оптовые поставки. А для остальных игроков 72 тенге – значительно ниже себестоимости. Это связано с тем, что на оптовом рынке у предприятий, которые аффилированы с НПЗ, цены гораздо ниже, чем у остальных игроков. Соответственно, они за счет ценового преимущества на розничном рынке пока вытесняют, но вполне могут выжить своих конкурентов и дешевле скупить их активы. Такая практика называется «хищническим ценообразованием» и во всем мире жестко карается антимонопольными органами, а у нас же это, наоборот, является результатом действий регулятора.