По информации главы Минэнерго РК Сауата Мынбаева, Казахстан и Россия до конца года подпишут ряд соглашений по параллельной работе своих энергосистем. При этом он пояснил, что речь идет не только о параллельной работе, это соглашение есть, но и о взаимном резервировании мощностей и соответствующей оплате, а также о взаимном транзите электроэнергии. Как известно, вопросы интеграции энергосистемы Сибири с европейской через энергосистему Казахстана и повышение пропускной способности направления Урал – Казахстан – Сибирь приобрели особую актуальность после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Здесь никаких неожиданностей не предвидится.
Однако этого нельзя сказать об Узбекистане, заявившем о намерении с 15 октября выйти из параллельной работы объединенной энергосистемы Центральной Азии (ОЭС ЦА).
По мнению специалистов, выход из единой энергосистемы самому Узбекистану практически ничем не грозит, поскольку сегодня ни один из регионов Узбекистана серьезно не зависит от транзита электроэнергии через соседние страны. Последняя зависимость была снята после ввода в эксплуатацию летом прошлого года новой линии электропередачи напряжением 500 кВт, соединившей модернизированную Ново-Ангренскую ТЭС в Ташкентской области с густонаселенными районами Ферганской долины, получавшими электроэнергию через энергосистемы соседнего Кыргызстана.
В то же время некоторые области Казахстана, Киргизии и Таджикистана столкнулись бы с нехваткой электроэнергии. Но если Казахстан мог бы справиться с ситуацией, перенаправив потоки с севера на юг по транзитной линии Север – Юг (позволяющей более чем в два раза увеличить поставки электроэнергии с севера) и переведя Жамбылскую ГРЭС на работу в четырехблочном режиме, то для двух остальных республик это решение создало бы трудности в энергоснабжении в зимний период. Киргизия и так уже испытывает дефицит мощности вследствие слабого наполнения Токтогульского водохранилища, на котором расположена самая крупная ГЭС страны.
Относительно Таджикистана напомним, что прошедшей зимой ГАК «Узбекэнерго», ссылаясь на технические неполадки, приостановила транзит электроэнергии из Туркменистана в северные районы Таджикистана. В результате без электричества осталось более двух миллионов жителей. Таджикские энергетики начали несанкционированный отбор из объединенной энергосистемы ЦА, что привело к авариям на энергоблоках Южного Казахстана и Северной Киргизии.
Угроза повторения ситуации заставила энергетиков четырех стран начать активные переговоры. Как выяснилось, заявление руководства ГАК «Узбекэнерго» о выходе из единой энергосистемы было связано с желанием изменить условия транзита электроэнергии в Кыргызстан через территорию Узбекистана. «Мы хотим ввести плату за транзит электроэнергии в Кыргызстан, который раньше считался перетоком и был бесплатным», – заявил узбекским информагентствам представитель ГАК «Узбекэнерго». По словам главы KEGOC Каната Бозумбаева: «Цена вопроса – 50–70 миллионов долларов в год». После достижения договоренности с киргизской стороной Узбекистан отказался от намерения прекратить свое участие в ОЭС ЦА. Надолго ли?
Аналитики полагают, что переход Узбекистана на платный транзит электроэнергии может стать инструментом давления на ближайших соседей в нерешенных водно-энергетических противоречиях региона. Поскольку в ближайшей перспективе эти противоречия с высокой степенью вероятности будут лишь нарастать, то власти соседних с Узбекистаном стран выход видят в развитии собственной электроэнергетики. В частности, в ускоренном строительстве Камбаратинских ГЭС на реке Нарын и Рогунской ГЭС на Памире, ТЭС на Балхаше.