Нужно радеть не «о человечке», а о людях

9 ноября 2009, 00:00

Протекционистская политика должна ставить своей целью не ущемление иностранного товаропроизводителя, а создание нормальных условий для отечественного, считает президент АО «Рахат», глава Союза товаропроизводителей продуктов питания Казахстана Анатолий Попелюшко.

– Анатолий Висханович, в отличие от других кондитеров вы высказываетесь против введения защитных пошлин на конфеты. Почему?

– Потому что думаю о потребителе. Я не могу ему навязать свою продукцию, у него должен быть выбор. Поэтому мы говорим: не надо закрывать рынок, открытый рынок способствует развитию нормальной конкуренции. Я всегда говорю, что не боюсь открытости рынка.

– Но многие ваши коллеги с вами не согласятся. Они считают, что государство должно проводить протекционистскую политику, защищать свой рынок.

– Это неправильно, я в корне не согласен с такой позицией. На мой взгляд, протекционизм должен состоять в другом. Захотел я, например, построить фабрику. Мне дали участок земли, но на нем нет никаких коммуникаций – ни воды, ни канализации, ни тепла, ни электроэнергии; нет автомобильной или железной дорог. Все это я должен построить сам. Под силу это сделать маленькому предприятию? Нет!

– То есть вы считаете, что протекционизм – это реальная помощь какому-то предприятию?

– Протекционизм должен быть закреплен на уровне законодательного акта, чтобы помощь оказывалась не какому-то отдельно взятому предприятию, а всем. Государство в данном случае можно сравнить с крышей, под которой все могли бы спрятаться от дождя, холода, снега. Государство должно не просто дать участок тем, кто хочет строить предприятие, а протянуть туда кабель, электроэнергию, проложить дороги. А еще предоставить кредиты с льготными ставками. При этом должны быть равные условия для всех предпринимателей, чтобы помощь оказывалась не на уровне имен, персон, чтобы никто не мог сказать: ему дали, а мне нет. Вот это я считаю протекционизмом, и он у нас пока в зачаточном состоянии. Есть постановление правительства о помощи перерабатывающей отрасли, но только на бумаге. Во всяком случае, АО «Рахат» пока ни копейки из госбюджета не получило.

– Вы еще забыли о тарифах на коммунальные услуги, которые влияют на себестоимость продукции и ее конкурентоспособность.

– Почему я говорю о помощи государства в развитии производства? Потому что мне есть с чем сравнивать. Мы недавно построили предприятие в Германии. Получили землю с водой, электроэнергией, асфальтированной дорогой до самой площадки. Но это еще не все. Свои услуги предложили сразу три поставщика электроэнергии – и мы смогли выбрать ту компанию, у которой были самые низкие цены. Причем это оптовая цена, для юридических лиц. А у нас – стоимость электроэнергии для юрлиц выше, чем для населения. В результате растут цены на готовую продукцию. Нужно это все перевернуть с головы на ноги. Вот это будет реальная поддержка отечественному производителю. А то, что сейчас понимается под протекционизмом, в большей степени является помощью отдельным лицам, которых кто-то лоббирует. Это не государственный подход. Я считаю, если кондитерское предприятие не выдержало конкуренции на открытом рынке, ему лучше уйти, а не кормить людей гадостью.

– Какие еще меры правительства будут более эффективными, чем простое повышение импортных пошлин?

– Первое – кредитные ресурсы, особенно из госбюджета, должны быть доступны и распределяться максимально прозрачно. Все условия должны публиковаться в средствах массовой информации. К распределению средств должны привлекаться отраслевые ассоциации, потому что они хорошо знают состояние своих предприятий, могут дать их полную характеристику. Второе – кредитные средства государства, то есть налогоплательщиков, должны быть дешевыми. А нам сегодня их продают по ставке 12–16 процентов. И третье – облегчение налогового бремени. Действующий Налоговой кодекс, даже не знаю как назвать… драконовский. В каком государстве можно закрыть счет предприятия только по уведомлению налогового органа о допущенной ошибке при уплате налогов? В цивилизованном государстве есть суд. А мы бюджет сегодня вытаскиваем на штрафах. Вот какой у нас протекционизм!