Каждому – по союзу

7 декабря 2009, 00:00

Редакционная статья

Есть давняя теория о том, что восточная граница европейской цивилизации проходит по так называемой нулевой изотерме января, которая примерно совпадает с границей Российской империи, а ныне — с западными границами СНГ. То есть к востоку от нее средние температуры зимы ниже нуля градусов, к западу — выше. Особенно популярной эта идея стала после работ Льва Гумилева, который назвал эту линию «невидимой ландшафтной границей», разделяющей континент.

На самом деле это миф — нулевая изотерма января проходит значительно западнее, по Германии и Франции, огибает с запада Альпы. Но на бывших пограничьях Российской империи грань между двумя мирами регулярно проявляется вновь и вновь. Сегодня она реинкарнируется в виде рубежей Таможенного союза, который объединит Белоруссию, Россию и Казахстан общей таможенной границей.

Создание ТС не может не вызывать мыслей о восстановлении некоего единства, хотя бы отдаленно, но напоминающего утраченный нами Советский Союз. Тем более что, вероятно, территория ТС будет расширяться. В союз уже рвется Кыргызстан. Политологи не исключают, что в будущем к ТС может присоединиться Украина — правда, для этого понадобится радикальная смена власти, но, учитывая украинские реалии, нельзя исключить ничего. Двадцать лет после «величайшей геополитической катастрофы» ХХ века мы наблюдали распад, дезинтеграцию постсоветского пространства. Не зря Союз Независимых Государств называли цивилизованной формой развода. Возможно, теперь мы, наконец, на самом деле наблюдаем процессы интеграционные. Так это или нет, станет понятным после того, как механизмы ТС заработают, и станет очевидно, принесет ли он больше пользы или вреда.

В том, что выиграет Россия, сомнений практически нет. Москва получает два новых рынка сбыта, сопоставимых по объемам с крупным российским федеральным округом. Более того, при этом закрывается канал реэкспорта продукции, попавшей в зону беспошлинной торговли (существующую между Россией и Белоруссией, между Россией и Казахстаном). Белорусы получают контроль над мощным транзитным потоком товаров из Европы в Россию и (меньше) Казахстан. Выгоды для нашей республики не столь очевидны.

Чтобы создать реально работающие транспортные коридоры, конкурирующие с Транссибом и морскими путями, нужно вложить огромные средства. Теперь цены у нас неизбежно вырастут — ведь таможенные тарифы у нас были самыми низкими на территории ТС, — и товары из стран дальнего зарубежья будут отчасти вытеснены российскими. Зато появляется надежда, что российские и белорусские бизнесмены начнут создавать в Казахстане совместные производства, так как у нас более благоприятный налоговый режим, чем у северного соседа. Собственно, этот процесс уже начался — достаточно посмотреть, как бодро начали рапортовать о планах по созданию СП автопроизводители. Раз уж мы сами не смогли за 20 лет диверсифицировать экономику страны, возможно, это сделают партнеры по Таможенному союзу.

Каков будет конечный итог, покажет время. Если сбудутся прогнозы об ускорении роста ВВП стран-участниц ТС, можно будет ждать дальнейших шагов в направлении интеграции, создания единого экономического пространства и так далее. К Советскому Союзу версии 2.0 мы, конечно, не придем. Более того, создание Таможенного союза даже не застрахует от острых конфликтов. Не помешал же МЕРКОСУР — объединение южноамериканских государств — Уго Чавесу готовиться к войне с Колумбией; притом что в МЕРКОСУРе состоят оба государства. Но многолетние попытки Казахстана войти хоть в какой-нибудь региональный экономический союз наконец-то увенчаются успехом. Правда, место лидера в этом союзе нам не грозит. Но оно нам не особенно и нужно. Под боком есть еще Киргизия — мы будем в ТС не первой, но и не последней скрипкой. Разумному — достаточно.