Час инвестора

Татьяна Батищева
28 февраля 2011, 20:36

Текущая неопределенность на товарных рынках позволяет инвестору выстраивать удачные стратегии, считает частный инвестор Шухрат Адилов

Фото: paparazzi.kz/Азиз Мамиров

Товарные рынки не перестают удивлять инвесторов своим оптимизмом. Казалось бы, в 2010 году commodities достигли всех мыслимых исторических максимумов и сейчас вперед рвутся недооцененные акции. Но нет, большая политика в который раз поддержала commodities. Напряженность в Африке принесла забытые 100 долларов за баррель нефти, колебания госдепартамента по поддержке американской экономики усилили волатильность доллара, а летние неурожаи привели к росту стоимости продовольствия.

Неспокойные и многообещающие времена — весьма удачный момент для авантюристов и биржевых спекулянтов. Особенно для тех, кто может зарабатывать много и быстро благодаря знанию рынков и особенностей мировой торговли. Производные инструменты — это «тема», в которой может успеть поучаствовать каждый желающий, полагает Шухрат Адилов.

— Шухрат, вы имеете богатый опыт работы на местном, российском и западном рынках. На ваш взгляд, где интереснее торговать в данный момент в плане рыночных движений, событийности и осуществления различных стратегий?

— Думаю, что пока еще рано говорить о казахстанском рынке как о площадке, равной развитым рынкам. Для розничного инвестора с большими объемами инвестиций в Казахстане возможностей практически нет.

Если брать европейский, американский и азиатский рынки, а также российский, особых различий в торговле среди них нет. Финансовый мир все больше тяготеет к глобализации финансовых потоков и объединению торговых площадок. Сегодня брокерские дома имеют возможность формировать портфели на нескольких рынках одновременно: когда в Азии торги закрываются, в США они только начинаются, и, создав профессиональную команду трейдеров, можно торговать круглосуточно.

Сейчас важно просто быть в рынке и понимать, чего ты хочешь добиться. Как говорят игроки в покер, «объем стэка формирует стратегию игры». Объем инвесторских средств и ожидания доходности от инвестиций определяют стратегию по финансовым инструментам и по присутствию на торговых площадках. Соответственно, если у вас небольшие накопления и вы хотите пойти на больший риск, вам будут интересны деривативные инструменты в условиях маржинальной торговли, когда ваш брокер торгует с плечом, иначе игры на деривативах не получится.

— Какое плечо дает иностранный брокер?

— Минимум — один к десяти. Проторговав месяц и завоевав доверие, инвестор может получить больший кредит — один к ста, когда на тысячу своих долларов он получит от брокера 10 тысяч долларов заемных средств. Есть более высокие плечи, их величина зависит от возможностей брокера, а также профессионализма и удачливости инвестора. Не на каждое плечо можно опереться, если инвестор не уверен в своих силах.

Помимо того что деривативы позволяют получать максимальный доход с небольшой суммы, они еще интересны в плане самообразования инвестора. Это достаточно сложный инструмент, увлекательный для тех, кто любит решать интеллектуальные задачи. Чтобы сделать фундаментальный анализ дериватива, необходимо перелопатить массу информации по товарным рынкам, просмотреть данные торговых контрактов, следить за курсом валют, в частности за курсом доллара. Ведь большинство торгуемых наличных товаров и контрактов номинированы в американской валюте, их ценообразование зависит от того, как ведет себя доллар. Поскольку американский доллар сам испытывает огромное давление со стороны других валют и внешних факторов, его курс к другим валютам также волатилен. И в последующие полгода волатильность на товарных и валютных рынках будет только усиливаться, а при активной торговле именно величина волатильности определяет успешность сделок.

— Должен ли инвестор иметь товарную специализацию: решить для себя, с чем ему проще и интереснее работать — с нефтью, золотом, зерном, валютой?

— Специализация желательна, особенно для начинающего инвестора. Ранжировать инвестиции в производные можно по видам деривативов, по базовому активу, который заложен в основу контракта, по привязанности к валютным курсам или сырьевым ценам. Западные площадки предоставляют широкий выбор инструментов. За сто с лишним лет развития производных финансовых инструментов было придумано огромное количество различных деривативов, и творческий процесс продолжается по мере усложнения экономических отношений и появления новых технологий. Например, есть такой курьезный инструмент, как фьючерс на погоду. Поскольку благоприятные погодные явления — основной фактор деятельности для множества отраслей — энергетики, строительства, добычи нефти и газа, транспорта, сельского хозяйства, большой круг производителей желает минимизировать риски финансовых потерь от плохой погоды. К ним примыкают спекулянты, получается активный рынок.

Начинающему инвестору проще выбрать один commodities, потом осмотреться и понять, какие сопредельные сектора влияют на ценообразование товара, и в целях диверсификации вложений открыть противоположную позицию. Малоопытному трейдеру по деривативам играть одновременно на нефти и валютном курсе и метеоактивах, конечно же, сложно. Собирать портфель надо постепенно — покупать базовый товар и то, что на него влияет в первую очередь.

— Есть ли общие — математические, экономические и даже психологические закономерности торговли фьючерсами? Например, некие циклы, которые проявляются время от времени и используя которые можно сделать точный прогноз развития событий на рынке?

— Первое, что приходит в голову — привязка почти всех инструментов к валюте. Любое движение на рынке валюты тут же отражается на рынке деривативов. В идеале надо стать экспертом по валюте, хотя у каждого трейдера свой путь: бывает, что человек приходит на рынок уже с готовой стратегией и выношенными идеями. Начинать надо с того, в чем ты хоть чуть-чуть понимаешь.

— Из интервью с трейдерами, которые увлечены производными, узнаешь, что многие из них пришли к фьючерсам из-за особого драйва, связанного со сложностью этого инструмента. Акции казались им слишком простыми и банальными, облигации — излишне консервативными по доходности. Это так?

— В какой-то степени я согласен с такой оценкой производных. Когда инвестор следит за ценой на нефть, он неизбежно начинает интересоваться деривативами как инструментом хеджирования, после чего полностью переключается на них. Это вполне эволюционный путь к производным финансовым инструментам. Сегодня деривативы — вершина мастерства трейдера, хотя на рынке акций тоже может быть нескучно. Но если у трейдера есть тысяча долларов, то сделать из нее три тысячи за месяц можно только на рынке производных.

— Какой суммой следует располагать, чтобы начать торговлю?

— Думаю, что трех тысяч долларов будет достаточно, чтобы получить первый опыт и почувствовать вкус первых денег. Суммы хватит надолго, в случае успешных действий можно заработать сто и более долларов в месяц, для новичков это неплохой результат, но начинать торги надо с консервативных инструментов.

— Что значит с консервативных?

— Это значит выстраивание практически безубыточной стратегии. К примеру, из 100 контрактов, которые вы хотите купить, 60 вы покупаете на повышение и 40 на понижение цены. Если цена понизится, у вас сыграет 40 контрактов, если повысится — 60. Смысл стратегии в том, что чем больше у вас лаг, тем меньше потерь и больше потенциальная доходность. Но вы должны точно знать, что случится с активом в будущем, вырастет он или пойдет вниз. Эту стратегию можно использовать для любой группы товаров, разнообразие инструментов позволяет играть как в одну, так и в другую сторону.

— Можно ли делать простейшие арбитражи с нашим срочным рынком, хоть на нем и нет больших объемов?

— Если нет ликвидности, нет базового инструмента, который можно подвести под контракт, возникает вопрос: а есть ли рынок? Проблема в том, что отсутствие рынка убивает деривативы. У инвестора нет уверенности в том, что он может переложить чужой риск на определенный вид товара. В торговле производными всегда важна вторая сторона сделки. Поэтому в отношении казахстанского срочного рынка я не могу что-либо посоветовать.

— Обязательно ли выходить на срочный рынок Лондона через иностранного брокера? Можно ли установить программу и торговать самостоятельно?

— Частная торговля деривативами идет через платформу брокера, которую инвестор может установить у себя дома. Выбирать брокера лучше с раскрученным брендом, поскольку компания, ориентированная на долгосрочную работу с клиентом, старается свой бренд блюсти. Кроме того, у крупных брокеров тарифы, как правило, ниже, чем у менее известных и более мелких игроков. Чем больше у компании клиентов, тем меньше он может позволить себе взять комиссию.

Сама процедура открытия счета у иностранного брокера проста. Первый шаг — выбрать и установить у себя программу. Затем созвониться с брокером, обычно это три-четыре компании, которые у всех на слуху, и сделать выбор. Обязательное условие — наличие кредитной карты или хотя бы счета в банке, посредством которого можно управлять капиталом. Второй шаг — сама торговля.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о налогообложении.

— Большинство брокеров, предоставляющих онлайн-услуги нерезидентам, обычно работают в офшорных зонах. Там инвестиционный доход не облагается подоходным налогом. Если инвестор переведет деньги за рубеж, откроет счет в западном банке, платить налоги в Казахстане он не будет. Но добросовестный налогоплательщик по Налоговому кодексу РК должен заплатить налог с дохода, полученного от таких сделок. И ответственность за это несет сам законопослушный инвестор, а не брокерская компания.

— Если вернуться к инструментам и рыночной ситуации, то волатильность на товарном и валютном рынке сейчас очень высокая — последствия недавних революций в Северной Африке еще держат инвесторов в напряжении. Как следствие, цены движутся разнонаправленно. Каким образом инвестор может обратить сложившуюся ситуацию в свою пользу?

— Безусловно, сейчас очень интересный момент для вхождения на рынок. Ситуация на Ближнем Востоке — признак того, как неудачно распорядились США своей денежной массой. В 2010 году она увеличилась на 800 миллиардов долларов и распределилась среди определенных инвестиционных банков и пенсионных фондов, начавших активно вкладываться в товарные рынки. Из-за чего лихорадит рынок нефти и другие commodities. Возможно, поэтому текущая политика США направлена на раскачивание ситуации в Ближневосточном регионе, в первую очередь для влияния на цены на нефть.

Сейчас мир ждет долларовую инфляцию, которая не сможет произойти, если девальвировать национальные валюты, чего как раз не хотят допустить центральные банки ряда стран, в том числе и нашей. Поэтому долларовая инфляция очень вероятна, она потащит за собой мировую инфляцию. В данной ситуации я бы стал активнее выходить на рынки commodities и вкладываться в реальные активы и производные инструменты, привязанные к ценам на реальные активы, которые стали еще более привлекательными для спекулянтов.