В конце июня «Казахмыс», один из крупнейших мировых производителей меди, провел на Гонконгской фондовой бирже вторичный листинг акций. Гонконг стал третьей после Лондона и Алматы торговой площадкой, на которой обращаются акции медной компании.
В отличие от классического IPO, когда акции инвесторам предлагаются впервые, в Гонконге новых акций от «Казахмыса» не было. С Лондонской биржи перевели более миллиона акций (на 18,9 млн фунтов), что составляет примерно 0,2% акционерного капитала компании. В будущем компания планирует увеличить азиатскую ликвидность за счет дополнительного вливания 2,5% акций для обеспечения более высокого спроса на бумаги. Если этого не сделать, гонконгским акциям грозит потеря инвесторского интереса.
Медный путь в Китай
Листинг в Гонконге продиктован долгосрочными планами компании «закрепиться» в стратегически важном азиатском регионе. Бизнес «Казахмыса» в последнее время все больше завязывается на Китае. Поднебесная наравне с Европой представляет собой крупнейший рынок потребления казахстанской меди: почти половина годового объема продукции «Казахмыса» поступает китайским заказчикам. Отношения с большинством из них скреплены годами сотрудничества, до 90% годового объема продукции реализуется по долгосрочным контрактам. Курс китайского правительства на индустриализацию страны делает ее крупнейшим мировым потребителем сырья, в том числе меди, спрос на которую в стране стабильно растет. Крупнейший китайский заказчик «Казахмыса» — компания Jiangxi Сopper, в свою очередь основной производитель меди в Китае, намерена в текущем году выпустить более 1 млн тонн медных катодов против 900 тыс. тонн в прошлом году. К 2015 году Jiangxi Сopper планирует еще больше нарастить бизнес и увеличить объемы производства до 1,5 млн тонн. В лице компании казахстанцы с лондонской пропиской нашли стабильный портфель заказов на ближайшие несколько лет, и вопросов с реализацией у «Казахмыса» быть не должно, ведь даже если китайская экономика замедлит рост, она все равно будет развиваться быстрее других и сохранит спрос на сырье.
Крепятся с Китаем и финансовые связи. В текущем году «Казахмыс» получил от Китайского банка развития 2 млрд долларов и запланировал привлечь еще 1,5 млрд долларов на развитие ресурсной базы. Настала очередь азиатского фондового рынка внести свою лепту в виде огромной и сравнительно недорогой инвесторской ликвидности Гонконгской биржи в фондирование «Казахмыса». «Мы рассматриваем вторичный листинг в Гонконге как возможность для будущего привлечения дополнительного капитала и получения доступа к более широкому кругу институциональных и индивидуальных инвесторов» — так сказал о значении листинга генеральный управляющий директор Олег Новачук.
Итоги вторичного листинга акций в Гонконге можно признать неплохими, но не слишком впечатляющими. Открывшись в первый день торгов (29 июня) на уровне в 165 гонконгских долларов, акции завершили торговую сессию с небольшим ростом в 165,4 доллара. С тех пор динамика стоимости акций остается вялотекущей, лишь раз цена пробила уровень в 175 долларов. На 14 июля цена закрытия составила все те же 165 гонконгских долларов, объемы торгов также небольшие. Поэтому идея с дополнительными акциями весьма актуальна.
Вопрос в том, что это будут за акции. Если компания проведет дополнительную эмиссию, она размоет доли существующих, в том числе миноритарных, акционеров, которым придется докупать в Гонконге «свежие пакеты», чтобы сохранить существующий паритет, конечно, при условии, что они захотят его соблюсти. Но тогда об азиатских инвесторах придется забыть.
Выходом может стать продажа доли акций кем-то из нынешних акционеров. Ранее объявлялось, что председатель совета директоров «Казахмыса» Владимир Ким, владеющий 27,9% акций компании, предоставит 4% своих акций для обеспечения ликвидности при вторичном листинге. Однако в феврале текущего года компания сообщила, что г-н Ким сохранит свой пакет акций в полном объеме и его доля в компании будет заблокирована до октября 2011 года.
В компании посчитали, что выпуск новых акций при их нынешней цене не даст дополнительных преимуществ существующим акционерам. Вместе с тем совет директоров не исключил возможности дополнительного выпуска акций для ликвидности в будущем, который будет зависеть от рыночной стоимости акций и потребности компании в капитале, в особенности по мере разработки месторождений Актогай и Бозшаколь — основных проектов роста компании.
Деньги есть, но листинг нужен
Здесь важны два момента — потребность в капитале и потенциал роста стоимости.
Прогноз будущей стоимости акций «Казахмыса» достаточно простой и зависит прежде всего от мировых цен на медь, в первую очередь от того, насколько ее готовы потреблять рынки Юго-Восточной Азии и Китая. С ценами на медь в текущем году все должно быть в порядке.
По оценкам экспертов, последние два года — 2010—2011-й — мировой рынок меди остается дефицитным, и цены могут достигнуть рекордных уровней в текущем году. По оценкам самого «Казахмыса», дефицит меди в ближайшие 10—15 лет составит почти 18 млн тонн в год.
Дефицит сырья создается как за счет роста промышленного производства, в частности рост ВВП Китая продолжает оставаться стабильно высоким (во втором квартале 2011 года он вырос на 9,5%, в первом квартале — на 9,7%), так и за счет сокращения мировых запасов, вследствие чего соотношение резервов месторождений к годовому объему производства меди в мире постепенно снижается. На данный момент стоимость тонны меди на Лондонской бирже стабильно идет вверх. Майско-июньская коррекция, когда цена за тонну упала ниже 9 тыс. долларов, закончилась практически вертикальным ростом до 9,6 тыс. долларов (годовой пик — 10 046 долларов в феврале).
Стоимость акций «Казахмыса» в Лондоне еще не восстановилась по сравнению с докризисным периодом (свыше 17,00 фунтов против нынешних 13,65 фунта), акции торгуются с дисконтом по сравнению с аналогичными компаниями, но уже находятся на высоких ценовых уровнях, стоимость акции нарастила почти 300% со своего исторического минимума времен мирового финансового кризиса. И, как правило, каждый последующий этап роста будет даваться с трудом. Особенно на фоне показателей компании.
Стратегия «Казахмыса» — оптимизация существующих активов, поскольку большинство рудников прошли пик извлекаемости и для модернизации старых производств требуются усилия. Кроме того, компания инвестирует много денег в поиск новых активов, в том числе в разведку новых месторождений, например в 2011 году в разведку должны быть вложены более 75 млн долларов.
Ставка делается на два крупных медных депозита, разработка которых начнется уже в этом году — Бозшаколь и Актогай, с производством 100 тыс. тонн медного концентрата в год по каждому активу. Финансировать проекты будет Китайский банк развития — на Бозшаколь будет выделено около 2 млрд долларов, на Актогай — 1,5 млрд. Меморандум о взаимопонимании на кредитную линию с китайским банком уже подписан.
И Актогай, и Бозшаколь — депозиты с содержанием 0,5% и 0,35% руды в металлах. Еще 5—10 лет назад такие депозиты считались абсолютно неликвидными и всерьез не рассматривались. Сегодня, учитывая старение рудной базы, они уже считаются проектами, которые могут вполне успешно разрабатываться. Но для этого требуются более высокие издержки. Именно низкое содержание металла в руде вызывает у инвесторов сомнения. Как отмечают в инвестиционной компании «Тройка диалог», одновременная реализация двух проектов, совокупная мощность которых составляет 60% от текущего объема производства компании, — задача крайне амбициозная, учитывая масштаб и сложность проектов. Экономические показатели обоих проектов весьма неоднозначны, учитывая низкое содержание металла в руде, большие потребности в капиталовложениях и план ввода в эксплуатацию не ранее 2015—2016 года.
Нынешний большой плюс компании — низкие затраты производства, позволяющие получать себестоимость меди на уровне 89 центов на фунт. Затраты контролируются за счет вертикально интегрированной модели, когда компания имеет замкнутый цикл производства медной продукции, начиная с добычи угля и генерации энергии и заканчивая выработкой готовой продукции. В частности, «Казахмыс» — один из крупнейших производителей энергии в Казахстане, его доля в электроэнергетике страны составляет 20%. Собственная энергетическая база позволяет управлять издержками производства, что дает конкурентное преимущество. Значительный объем золота, цинка и серебра компания получает в виде попутной продукции. Однако себестоимость продукции растет и, по прогнозам компании, в 2011 году составит уже 100—130 центов на фунт.
Потребность в капитале у «Казахмыса» на данном этапе невысокая. Рост мировых сырьевых цен дает компании хорошую выручку: EBITDA за 2010 год увеличилась на 74% за счет повышения цены на медь, роста рынка электроэнергетики и тарифов, увеличения доли дохода от владения пакетом акций ENRC. К тому же по ключевым активам — Актогаю и Бозшаколю — есть соглашение о привлечении кредитных средств.
Тем самым у компании остается один важный стимул для вывода в Гонконг новых акций — поддержка ликвидности. Вопрос в том, захочет ли кто-либо из текущих инвесторов отдать свои акции на эту цель, ведь больших денег при этом не заработаешь. Зато акции поработают на стратегические цели — повышение значимости компании в регионе и укрепление связей с нашим основным рынком.
Несильно впечатляет дополнительный листинг и казахстанских инвесторов. Для брокерской компании арбитраж между Гонконгом и Лондоном не интересен, для него нужны большие объемы. Плюс существует разница валютных курсов, и цена будет складываться не из-за того, что инвесторы по-разному оценивают эти акции, а с учетом ожиданий оценки одной валюты против другой. Тройной арбитраж больше интересен для банков и крупных инвестфондов, у которых есть беспрепятственный доступ на валютную секцию и на Гонконгскую и Лондонскую биржи, они-то и будут зарабатывать на валютной разнице. Казахстанский брокер на фоне зарегулированности местного рынка вряд ли сможет извлечь пользу из вторичного листинга: сделки Т+0 в Лондоне и Гонконге запрещены. А значит, за бумагами «Казахмыса» он опять пойдет на KASE.