Microsoft тянет ввысь

Международный бизнес
Москва, 12.09.2011
«Эксперт Казахстан» №35-36 (326)
Главным трендом, на который софтверный гигант поставил, по признанию его руководства, все, стал переход на облачные вычисления

Фото: AP

Ушедшим летом и в самом начале осени стало очевидно, что крупнейшие мировые IT-компании вступили в пору перемен. Google объявил о поглощении Motorola, что стало самой крупной сделкой в истории. В Apple пост президента покинул Стив Джобс, причем одновременно стала давать некоторые сбои его жесткая стратегия — «Financial Times» и несколько других серьезных изданий ушли из онлайн-магазина компании. Microsoft в этот же период приобрел Skype, заключил стратегический альянс с Nokia и презентовал несколько продуктов в области облачных вычислений. Особенно интересно посмотреть, в какую сторону движется детище Билла Гейтса, от оперативного управления которым некогда самый богатый человек планеты отказался в 2008 году.

На прошедшей в июле в Лос-Анджелесе Всемирной партнерской конференции (WPC) Microsoft, собравшей около тринадцати тысяч участников со всего света, очень много говорилось об облачных вычислениях. Впрочем, это не в первый раз. Президент компании Стив Балмер со сцены сказал следующее: «В прошлом году, выступая на WPC, я был несколько напуган. Чем? Если вернуться назад, то можно увидеть, что тема уже не раз поднималась. Лет пять назад мы думали об облаках. Четыре года назад мы начали говорить о транзите на облачные технологии, о том, что отрасль готовится к такому переходу. Три года назад мы раскрыли некоторые детали. Два года назад — дали еще немного деталей. При этом обратная связь от партнеров была не самой вдохновляющей. Они говорили: «Мы не уверены, что нам нравится эта идея. Облака подрывают наш бизнес. Нам придется тяжело». И вот настал прошлый год, когда нужно было перейти от разговоров и планов, собственно, к делу. Что и напугало г-на Балмера. По словам президента Microsoft, пришлось жестко обозначить правила игры для всех: «Мы переходим в облака. Стопроцентно. И нам нужны партнеры, которые последуют за нами».

Повышенная облачность

Пока трансформация, похоже, идет успешно, что обнадеживает руководство корпорации. Для начала, еще в феврале 2010-го, рынку была представлена облачная платформа Azure, а в июне этого года стал доступен Office 365. Это работающий в облаке набор программ с известными функциями: электронная почта; обмен документами в облачной версии SharePoint; Lync — это мгновенные сообщения, голосовая и видеосвязь; а также знакомые всем Word, PowerPoint и Excel для работы с текстами, презентациями, таблицами и графиками. Цена за весь набор — всего 6 долларов в месяц для одного рабочего места. В соответствии с заранее подписанными контрактами, пользователями сразу же стали 5 миллионов человек, всего же серверы могли бы «переварить» в момент запуска продукта 28 миллионов рабочих мест. Предварительно было обучено ни много ни мало 42 000 партнеров.

Директор казахстанского офиса Microsoft Гюнтер Дам сказал «Эксперту Казахстан», что у нас в республике Office 365 станет доступен в первом квартале следующего года. Как и везде в мире, облачная платформа и ПО для нее будут развернуты на базе дата-центра стороннего оператора. В нашем случае речь идет о Казахтелекоме.

Стоит признать, что предложение достаточно интересное и вполне может отобрать хлеб у конкурентов, которые предоставляют онлайн-сервисы по работе с текстами и таблицами через браузеры, а также удаленное хранение документов. Пользователей теоретически должна заинтересовать и цена, и то, что интерфейс программ знаком буквально каждому.

Свою облачную версию вскоре обретет и CRM\ERP системы от софтверного гиганта — Microsoft Dynamics. Об этом заявил на WPC руководитель подразделения бизнес-приложений Кирилл Татаринов. К слову, Татаринов с огромной радостью объявил на конференции и о том, что у Microsoft наконец закончился контракт с Siebel. Это означает, что теперь корпорация «пересядет» на собственный софт. То есть у системы появится еще 90 000 пользователей внутри организации, которые смогут дать разработчикам комментарии по части функциональности продукта. В случае с Dynamics существенно то преимущество облаков, что это услуга, которую можно арендовать на некоторое время вместо того, чтобы разом инвестировать существенные средства в готовый программный пакет. Многих бизнесменов, очевидно, привлекут две возможности: во-первых, «пощупать» CRM без необходимости ее покупать в коробке; во-вторых, постепенного наращивания числа пользователей по мере освоения системы.

Не исключено, что Microsoft и в этом случае, как и с Office, выставит действительно низкую цену. По крайней мере, на эту мысль наводит тот факт, что на партнерской конференции приводилось множество примеров позиционирующих себя как недорогие сервисов, таких как очень популярный на Западе CRM salesforce.com, которые по факту берут деньги за каждое небольшое наращивание функционала, из чего складываются по итогам года существенные суммы.

Что интересно, в Microsoft уверены, что однажды настанет день, когда не будет больше отдельных платформ для PC, для переносных устройств или мобильных телефонов. Все ОС сольются в едином порыве. И единая ОС будет активно взаимодействовать с облаками.

Новые 80-е

Всему этому можно только порадоваться. Microsoft снова, как в очень давние времена, оказался на конкурентном поле. Компании больше не нужно заставлять себя развиваться — для этого есть соперники, которые не спят. Видимо, топ-менеджмент корпорации очень долго ждал, что на рынках произойдет какой-то несимметричный ответ на их монополию — вроде полного исчезновения интереса к пленочным фотоаппаратам для лидера рынка по производству фотопленки. И вот появились облачные вычисления, и руководство Microsoft теперь спешно переводит все на новые рельсы. Корпорация в свое время чуть было не пропустила появление интернета и явно не хочет повторять таких ошибок.

Однако совершить транзит в облака без партнеров действительно трудно. Софтверные компании сейчас массово увлечены переписыванием своих продуктов для облаков — количество ПО для Azure удваивается ежемесячно, как и количество пользователей платформы. Но разработчики ПО — лишь небольшая часть партнерской сети. Остальные в основном занимаются продажами. По сути, весь бизнес Microsoft держится на них — по признанию топ-менеджмента компании, 95 центов из каждого заработанного корпорацией доллара приходят через партнеров. Причем на каждый доллар дохода Microsoft приходится 8,7 доллара, заработанных партнером. Сегодня вся эта конструкция, состоящая из производителя программного обеспечения и посредников, продающих его продукты, проверяется на прочность. «Происходят фундаментальные изменения, которые коснутся всех партнеров, — говорит Гюнтер Дам. — Это вызов, который каждый наш партнер должен вместе с нами принять. Сказать откровенно, подавляющее большинство казахстанских партнеров занимаются банальной перепродажей коробочных решений. Они берут их у нас оптом и продают в розницу».

Менеджер карагандинской компании Softmaster Владимир Калмык, который также побывал на WPC, говорит, что по его оценкам у нас облачные вычисления станут более-менее массовым явлением в Казахстане только года через два-три. Но переход на такие платформы действительно станет проблемой, прежде всего для дистрибьюторов: «Пока их работа сводится к тому, чтобы перепродавать дилерам коробки. Если Microsoft сделает так, что дилеры сами смогут заводить аккаунты на клиентов, дистрибьюторам придется заняться чем-то другим — они выпадают из цепочки. Но и нам — тем, кто непосредственно контактирует с клиентами, также нужно будет приспосабливаться». Впрочем, продажа решений на физических носителях у нас еще долго не умрет, считает г-н Калмык. «Когда предлагаешь нашим людям купить либо лицензию дешевле, либо взять коробку чуть дороже, они всегда выбирают второе, — говорит он. — Клиенты хотят пощупать своими руками то, что они покупают. Точно так же, скорее всего, будут обстоять дела с облачными решениями, которые вообще каких-либо коробок не подразумевают — там только доступ в интернет нужен. Хотя рано или поздно и у нас привыкнут». Собственно, тому, как вжиться в новую парадигму, были посвящены многие сессии WPC.

Г-н Дам называет куда более короткие сроки появления облаков в Казахстане, чем три года. И он весьма категоричен: «Работать так, как раньше, больше не выйдет. Нашим партнерам придется меняться. Выбор такой: или уходить, или развиваться и расти вместе с нами».

Не облаком единым

Microsoft — это пока не только облака. В следующем году будет презентована ОС «Windows 8», которая, как ожидается, произведет революцию во взаимодействии пользователя и компьютера — чуть ли не такого же масштаба, как появление графического интерфейса после DOS. Причем вице-президент корпорации Тами Реллер говорит, что требования к аппаратной части будут такие же, что и у семерки. Похоже, компания учла свою ошибку с Vista, которая перегружала процессор, растрачивая его ресурсы на разного рода красивости.

На рынке операционных систем для мобильных устройств главный прорыв для Microsoft — заключение договора с Nokia. Хотя Windows Phone 7 действительно симпатичнее и интереснее WP6, но, как признает сам Балмер, Microsoft начала прошлый финансовый год с очень маленьких показателей по доле рынка — и закончила его очень маленькими показателями.

Зато приставка Kinect для игровой консоли Xbox, позволяющая взаимодействовать с устройством с помощью жестов, вошла в Книгу рекордов Гиннеcса, как самое быстро продающееся устройство в первые 60 дней после появления на рынке. С Xbox, как было показано на WPC 2011, теперь можно будет разговаривать. Точнее, подавать ему голосовые команды. Помнится, такие вещи всегда очень были любимы Биллом Гейтсом.

Microsoft активно продвигает свой поисковик Bing. Причем в США он действительно начал пользоваться успехом. «Люди в интернете ищут не для того, чтобы искать, — говорит Стив Балмер. — Они ищут данные, чтобы принимать решения. И мы им должны в этом помогать». С этим трудно не согласиться. На WPC, например, был представлен результат поиска по имени известной лос-анджелесской бейсбольной команды. Ввод ее названия в соответствующую строку и покупку билета на ближайший матч отделяло всего три клика мышью. Причем перед покупкой можно было даже посмотреть в 3D вид, открывающийся на поле с данного конкретного места на стадионе. Презентация действительно впечатлила, но сразу стало понятно, что такой поисковик содержать намного дороже, чем традиционный, где главный трудяга — поисковый робот. Здесь тяжело все до конца автоматизировать, поэтому требуется большой штат. А большой штат — это большие издержки. Поэтому купить билеты на матч «Кайрата» на алматинском Центральном стадионе, воспользовавшись Bing, получится, похоже, еще не скоро.

У партнеров

    «Эксперт Казахстан»
    №35-36 (326) 12 сентября 2011
    СНГ
    Содержание:
    Новые сборки на старой платформе

    Несмотря на свою неэффективность, Содружество Независимых Государств остается той платформой, на которой происходит сборка новых интеграционных моделей

    Реклама