Терроризм как тактика устрашения своих политических противников был детально разработан на теоретическом уровне и опробован на практике еще в конце XIX — начале XX века в России. За сто лет процессы глобализации изменили мир, изменили они и терроризм, ставший таким же международным, как рынки. Недавние взрывы в Атырау по своим масштабам и последствиям мало похожи на случившиеся десять лет назад атаки на башни-близнецы в Нью-Йорке. Тем не менее это эпизоды одной глобальной войны, в которой наша страна прямо или косвенно участвовала все последние годы. Обрушение двух небоскребов в Нью-Йорке мало похоже на взрывы двух самодельных бомб в Атырау. Зато поразительно похожа реакция на эти события.
Сразу после терактов 11 сентября 2001 года мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани убеждал жителей города, что ситуация под контролем властей, и говорил о единстве ньюйоркцев. Чуть позже президент США Джордж Буш заявил уже о духе единства, сплотившем всех американцев. А Генеральный секретарь ООН Кофи Анан, сообразуясь со статусом возглавляемой им организации, говорил о единстве всего мира. «Фактически это было нападение на все человечество, и все человечество кровно заинтересовано в нанесении поражения стоящим за этим силам», — заявил он.
Были и другие взгляды на события 11 сентября. Политические оппоненты республиканской администрации, увлекающиеся конспирологией, полагали, что теракты организованы спецслужбами США. Те, кто ненавидел США (а таких оказалось очень много), открыто ликовали, праздничные митинги прошли от Палестины до Индонезии. Многие осудили терроризм как форму политической коммуникации, но были склонны рассматривать атаки на здания Всемирного торгового центра именно как специфический аргумент в споре, к которому Вашингтону следует прислушаться. Саудовский принц Аль-Валид бин Талаль передал в фонд помощи пострадавшим чек на десять миллионов долларов с комментарием о необходимости пересмотреть американскую политику на Ближнем Востоке (разумеется, чек был отвергнут).
Все сходились, пожалуй, в одном — теперь все изменится, и в первую очередь изменится внешняя политика США (то, что теракты были реакцией именно на внешнюю политику Вашингтона, так или иначе признавали все). Борьба с международным терроризмом, начавшаяся с вторжения в Афганистан и продолженная затем в Ираке, привела к жертвам, на порядок более многочисленным в сравнении с жертвами терактов в Нью-Йорке.
Утром 31 октября этого года в Атырау прогремели два взрыва. На улице Кулманова, недалеко от здания акимата, взорвалось устройство, спрятанное в мусорном баке, чуть позже в микрорайоне «Сары-Арка» подорвал себя 23-летний Бауржан Султангалиев. Кроме него никто не пострадал. Правоохранительные органы расценили случившееся как терроризм, тем более что ответственность за взрыв взяла на себя группировка «Джунд аль-Халифат» («Солдаты Халифата»), уже знакомая по угрозам в адрес Казахстана в связи с принятием нового закона о религиозных организациях.
КНБ и Генпрокуратура высказались в том смысле, что они делают все для того, чтобы не было новых терактов. Политологи не без гордости сообщают о том, что они предсказывали появление террористов у нас в стране и совершение ими терактов еще много лет назад. Эксперты по работе правоохранительных органов говорят о слабой подготовке этих органов к борьбе с террористами. А власти — о единстве народа.
Тема нерушимого единства уже зазвучала в выступлениях областных руководителей. Стоит отметить, что они при этом держались в рамках компетенции областного акимата и речь вели о единстве жителей области. Заместитель акима Атырауской области Болат Даукенов заявил на встрече с журналистами: «Я оцениваю все происходящее как действия, совершаемые на последнем издыхании группой лиц, сочувствующих арестованным членам деструктивных религиозных сект. Этим они хотели запугать население области. Но вопреки этому эти события сплотили жителей региона еще сильнее, и мы, представители исполнительной власти, еще настойчивее будем работать, чтобы обеспечить безопасность каждого его жителя». О единстве всех казахстанцев вскоре заявит, видимо, правящая партия «Нур Отан» — нация должна еще теснее сплотиться вокруг своего лидера и не позволить деструктивным силам, стоящим за терактами, разрушить самое дорогое, что есть у народа Казахстана, — его единство.
С обращением к жителям Атырауской области выступил аким Бергей Рыскалиев. Он завершил свое обращение словами: «В результате проделанной работы не допустили непоправимого ущерба. Сейчас ситуация находится под полным контролем. Правоохранительные органы доведут до конца борьбу с экстремистскими религиозными течениями». Это заявление выглядит неоправданно оптимистичным, если вспомнить, что организаторы терактов находятся где-то в районе афгано-пакистанской границы, где их не контролируют ни силовые структуры Атырауской области, ни местные власти. Если в качестве основной цели будет стоять борьба с «экстремистскими религиозными течениями» или террористическими организациями, то нетрудно предсказать ее результаты. Эта борьба будет, с одной стороны, весьма успешной, поскольку и религиозные, и террористические центры находятся за пределами нашей страны, следовательно, после выявления и задержания террористов и религиозных экстремистов, управляемых из этих центров, можно рапортовать о том, что территория Атырауской области стала зоной, свободной от терроризма и экстремизма.
Разумеется, политические оппоненты будут говорить о нерешенных социальных проблемах, о безработице и социальном неравенстве. Это все верно, но появление террористов стало и еще одним свидетельством того, что наше общество продолжает деградировать. Его члены проявляют все меньшую способность к диалогу, все большую склонность к агрессии и насилию. Из политического процесса постепенно исчезает аргументация, уступая место угрозам. Самореализация в творческом, созидательном процессе уступила место разрушению. Ученые и писатели требуют лишить русский язык статуса государственного и сурово карать за неуважение к казахскому. Молодежные организации требуют запретить Компартию за связь с опальным Мухтаром Аблязовым. Видимо, на приближающихся парламентских выборах, по традиции досрочных, самыми популярными словами будут единство и борьба.