В последнее время стало появляться достаточно много отечественных фильмов. Однако немногие из них можно назвать коммерчески выгодными. Причин тому, по мнению экспертов, множество: от отсутствия профессиональных кинематографистов до небольшой емкости рынка.
Рынок, которого нет
Еще несколько лет назад рынок был абсолютно непрозрачным — отсутствовала любая информация о сборах. В это время была создана компания Cinema Hotel Corporation. Изначально она задумывалась именно как производитель кинопродукции. Но реальность внесла свои коррективы. «Реализовывать идею о кинопроизводстве президент компании Ельтинжал Турганалиев начал четыре года назад, запустив первый проект и предложив мне вернуться в компанию и возглавить это направление, — рассказывает директор компании Cinema Hotel Corporation Сабина Кузенбаева. — На тот момент я работала на национальном телевидении». Для начала топ-менеджмент решил получить профильное образование, и два последующих года г-жа Кузенбаева провела в Нью-Йорке, получая специальность продюсера кино и телевидения, г-н Турганалиев окончил курсы Нью-Йоркской академии кино в Лос-Анджелесе.
«Я вернулась в Казахстан со знанием мировых стандартов кинобизнеса и пониманием местного рынка, — говорит директор компании. — Мне удалось убедить учредителей, что кинопроизводство в подобных условиях неизбежно приведет к потере времени и невозврату инвестиций. На казахстанском кинорынке было невозможно работать, потому что он был нецивилизованным. Невозможно отследить реальные показатели сборов фильмов, соответственно, анализировать ситуацию. А делать кино только ради того, чтобы просто его делать, смысла нет». Два года назад реальной статистики по сборам фильмов просто не было. Мониторинг же киноаудитории крайне важен. Сейчас ситуация начала меняться, но происходит это медленнее, чем хотелось бы. Кинотеатры, особенно если они не являются также дистрибуторами, всячески занижают показатели кассы, таким образом пытаясь увеличить собственную прибыль. Дело в том, что 45–50% от кассовых сборов кинотеатры должны перечислять дистрибуторам. Последним даже приходится нанимать так называемых «счетчиков» — людей, которые ходят и поголовно считают количество зрителей, посетивших тот или иной фильм. Но это достаточно затратно и не всегда эффективно. Потому прокатчики настаивают на создании единой электронной системы, где в режиме реального времени можно отследить, сколько билетов было продано на сеанс. «После недавнего посещения Казахстана вице-президентом Warner Bros. Entertainment Жаком Дюбуа большая часть дистрибуторов еженедельно предоставляет данные проката, которые после формируются в единый бокс-офис Казахстана и распространяются среди тех дистрибуторов, кто эти данные предоставляют. Это важный шаг», — считает г-жа Кузенбаева.
Часто приходится слышать мнение о том, что казахстанское кино не развивается в силу того, что в Казахстане небольшая плотность населения. А по словам экспертов, страна, в которой проживает не более 50 млн человек, никогда не сможет делать коммерчески успешное кино. «Именно такой настрой мешает нашему развитию, — уверена Сабина Кузенбаева. — Нам не нужно сравнивать себя с Россией, Францией, тем более с США. У нас свои реалии, свой потенциал и результаты. Возьмем, к примеру, рынок стран Балтики — Латвию, Литву и Эстонию. С населением семь миллионов человек и общим количеством экранов в 120 залов этот регион стал самостоятельным полноправным игроком с цивилизованной моделью рынка кинопроката. Это дает возможность местным производителям обогнать сборы “Аватара” с локальным продуктом, как это получилось в Литве c фильмом Fireheart: The Legend of Tadas Blinda».
Независимый прокат
После того, как стало понятно, что с производством кино придется повременить, компания начала заниматься дистрибуцией фильмов. Причем фильмов особых — не блокбастеров, за которыми стоят огромные студии с многомиллионными бюджетами на производство и маркетинг, а независимого кино — так называемого indi film.
На сегодняшний день в мире существует шесть крупнейших американских киностудий, которые являются бесспорными лидерами в области кинопроизводства и проката, это Warner Brothers, Paramount, Universal, Colambia Picture, 20th Century Fox и Walt Disney company. «Прокатом все студии в США занимаются самостоятельно, к слову, США — это 50 процентов мирового рынка кинопоказа, во всех остальных регионах мира у каждой студии есть свое представительство или представители. Таким образом, кино распространяется по всему миру. Естественно, методы влияния и финансовые вложения в маркетинг огромные — это массовый продукт.
В свое время студии были и производителями, и дистрибуторами, и владельцами киносетей в США. Но в 20-е годы прошлого столетия антимонопольный комитет США заставил студии продать сети кинотеатров. С тех пор они занимаются производством фильмов и дистрибуцией кино», — рассказывает директор компании СНС.
Стоит отметить, что студии прокатывают не только собственные фильмы, но и независимое кино. Правда, для indi продюсеров инвестиции студии в кино — палка о двух концах. «С одной стороны, это масштаб и возможности мирового проката, с другой — это лишение творческой свободы. Идеальный вариант — это когда продюсер осуществляет свой план, поначалу казавшийся безумием, а после находит партнера в лице крупной дистрибуционной компании, которая правильно выстраивает политику проката данного фильма», — отмечает г-жа Кузенбаева.
Один из примеров подобного сотрудничества — это фаворит последней церемонии награждения премии «Оскар» — фильм «Артист». Если бы компания Weinstein не обратила внимания на это немое черно-белое кино на одном из рядовых показов каннского фестиваля, он бы не заработал в мировом прокате уже более 114 миллионов долларов при бюджете в 15 миллионов.
«И все-таки “Артист” относится к независимому кинематографу. К примеру, фильм “Санктум”, выпуском которого в Казахстане занималась наша компания, в США прокатывала студия Universal, права на другие территории были проданы разным компаниям. Права на территорию СНГ приобрела российская компания Top Film Distribution», — рассказывает Сабина Кузенбаева.
Нестудийные фильмы при этом могут быть разного масштаба — с бюджетом и в 50 тысяч, и в 50 миллионов долларов. «Но в любом случае это не такие бюджеты, как в случае со студийными фильмами, не такой большой бокс-офис, — говорит директор компании Cinema Hotel Corporation. — Поэтому расписывать такое кино гораздо сложнее, чем кино, выпускаемое студией, потому что у них очень жесткие условия по росписи. Но это условия рынка».
Поход в кино
Казалось бы, что следующим этапом после дистрибуции должно было стать производство кино. Однако Cinema Hotel Corporation пошла в прямо противоположном направлении и вместо того, чтобы начать снимать фильмы, занялась созданием сети кинотеатров Chaplin Cinemas. В то же время это вполне объяснимо — имея собственную сеть кинотеатров, у дистрибуторов сам собой отпадает вопрос достоверности сведений по кассовым сборам. Кроме того, значительная часть прибыли аккумулируется в одной компании.
Правда, Chaplin Cinemas появилась в тот момент, когда алматинский рынок кинотеатров практически достиг точки насыщения. Для сравнения, в Баку с двухмиллионным населением только сейчас строится второй кинотеатр, в Алматы же их 17. Наращивать количество кинотеатров, по крайней мере в Алматы, уже нет смысла. Другое дело — регионы. «В Алматы кинорынок вышел на стадию конкуренции не количественной, а качественной. Конкурентоспособность будет определяться новизной, техническим оснащением и уровнем сервиса. Плюс ко всему неизбежно однодвухзальники и отдельно стоящие кинотеатры уступают дорогу мультиплексам, расположенным в торговых центрах. Если смотреть на количество игроков на рынке, то конкуренция высока. Если же брать в расчет качество кинотеатров — оно достаточно низкое, — считает глава компании Cinema Hotel Corporation. — Сейчас я четко вижу, что люди начинают понимать разницу и уже через какое-то время они делают выбор в пользу качества».
Первый четырехзальный кинотеатр Chaplin был открыт в ноябре прошлого года в районе Алматы-1 в торговом центре «Mango». Второй появился в феврале 2012 года в торговом комплексе АDK. И, как уверяет Сабина Кузенбаева, это кинотеатры с атмосферой. «В силу того, что компания развивает еще и ресторанный бизнес (головной компанией СНС является Fintex Group, основной деятельностью которой является ресторанный бизнес — это сеть из двадцати ресторанов по Казахстану — Noodles, Gun`s`Roses, Winter Garden, Bar Fly, Cosmopoliten Bar и т.д., а также гостиничный — в частности, отель “Казахстан”. — “ЭК”), мы особенно тщательно работаем над дизайном, над атмосферой ресторанов, и эту вещь мы постарались перенести и в наши кинотеатры. С нами сотрудничало архитектурное бюро Нурлана Камитова, которое как раз занимается созданием ресторанов, и это первый и для нас, и для него проект кинотеатра. Я думаю, что они получились», — делится ощущениями Сабина Кузенбаева.

Место для первого кинотеатра сети было выбрано не случайно — в густонаселенном районе Алматы-1 не было ни одного действующего кинозала. Когда-то там был кинотеатр «Шугла», построенный еще в советское время, но в независимом Казахстане он так и не смог обрести второго рождения — вначале в кинотеатре транслировались некассовые фильмы, которые посещали три-пять человек. А после «Шугла» и вовсе закрылась. Более того, у Chaplin Mango 3D в районе вокзала «Алматы-1» фактически нет конкурентов. «Конкурентами кинотеатра являются не только кинотеатры, но и зоопарки, аквапарки, цирки, театры и другие места досуга. В районе Алматы-1, по сути, не было мест для полезного, культурного времяпровождения. Ни одного торгового центра, ни одного кинотеатра. А общая численность населения Алматы-1 и близлежащих районов — это полмиллиона человек. Там жизнь кипит! Другой вопрос, что перед нами стоит сложная задача — приучить жителей Алматы-1 к походам в кино. Поэтому наш первый Chaplin Mango 3D оказался не просто бизнес-проектом, но и социально значимым объектом», — говорит директор СНС.
Буквально через несколько месяцев — в конце февраля — компания открыла второй шестизальный кинотеатр, один из залов в котором рассчитан на прокат пленки, во всех остальных — цифровое оборудование. «Один зал в этом кинотеатре мы хотим сделать для искушенной публики, в нем они смогут посмотреть ретроспективы, редкое кино и фильмы на языке оригинала. Сейчас мы формируем репертуар и ведем переговоры с прокатчиками». Правда, как отмечает г-жа Кузенбаева, это будет не киноклуб, а место, где зрителям просто будет предложено иное — не такое как везде — кино.
Отсутствие разнообразия — еще одно слабое место казахстанского кинорынка. Пусть аудитория такого рода кино очень мала, но все же она есть. Основная причина заключается в том, что возрастная структура киноаудитории Казахстана такова: более 50 процентов зрителей — это молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет. Для сравнения: в Великобритании этот показатель находится на уровне 30 лет, в США — 35, а во Франции — 38 лет. Соответственно, и показатели сборов «взрослого» кино у нас меньше. Кроме того, как прокатчики мы точно знаем, что показ немассового кино — это больше не бизнес, а скорее социальный, имиджевый проект. Но при правильном подходе и из таких проектов можно извлекать прибыль. Не стоит, впрочем, забывать, что кинотеатрам нужно покрывать операционные расходы и кредиты, а это возможно лишь при прокате блокбастеров. «Однако мы должны стремиться к увеличению показателя среднего возраста зрителя, чтобы заполнить эту яму. Это длительный процесс. В одном я уверена точно — для развития спроса на такое кино должно быть предложение, выбор», — отмечает Сабина Кузенбаева.
Культ попкорна
Поскольку конкуренция в Алматы высока, СНС планирует расширять географию. Но пока планы о том, где появится следующий кинотеатр, не раскрываются. Как бы то ни было, компания намерена строить республиканскую сеть. «Но это не все, на чем мы будем концентрироваться. В будущем намерены развиваться и в инновационном плане. Сейчас налаживаем работу с online-продажей билетов, позже будут установлены вендинговые аппараты для покупки билетов. Также планируем выпускать дисконтные и карты лояльности, с помощью которых можно будет приобрести билеты как через интернет, так и через вендинговые аппараты. В Chaplin ADK 3D через месяц внедряем меню Noodles express», — рассказывает глава СНС.
О том, что Chaplin Cinemas — необычная сеть кинотеатров, говорит и тот факт, что в кинозалах можно не только посмотреть кино, но и устроить вечеринку или и того больше — сделать предложение. «Недавно в Chaplin Mango 3D один молодой человек сделал предложение своей девушке прямо с экрана, перед началом фильма. Она не устояла и согласилась стать его женой. В Chaplin ADK 3D парень так же поздравил свою подругу с 8 Марта. Это необычно для Казахстана, никто до нас не использовал кинотеатры в таких целях».
Возможно, в силу того, что головная компания занимается ресторанным бизнесом, или по причине того, что компания намерена внедрять мировые стандарты в отдельно взятой сети, особое внимание СНС будет уделять развитию кинобаров. «Дело в том, что прокат кино в кинотеатрах, во всяком случае в США, — это убыточное дело, потому что кинотеатры тратят огромное количество денег на рекламу и эти расходы не окупаются. Там все прозрачно, все понятно, существуют электронные билеты и все знают, какое количество билетов у кого продано. Единственные заработки кинотеатров — это попкорн и напитки», — говорит Сабина Кузенбаева.
У нас же все несколько иначе, отношение казахстанцев к походу в кино схоже с отношением европейцев. У нас отсутствует «культ попкорна». Однако в СНС уверены, что это можно изменить. «К примеру, в Америке нет сладкого поп-корна, там едят только соленый. Люди думают, что они выбрали именно такой попкорн, но в действительности это то, что им предложили. Почему в США делают только соленый попкорн? Потому что его себестоимость ниже, а когда человек ест соленое, он больше пьет. На этом кинотеатры и зарабатывают. Мы, конечно, не намерены отказывать людям в удовольствии поесть карамелизированный попкорн. Именно на больший выбор и качественный сервис мы и будем делать ставку», — рассказывает директор компании Cinema Hotel Corporation, уверяя, что компании удастся выстроить все на должном уровне. «Есть такая книга о корпоративной культуре Starbucks “Дело не в кофе”. В нашем случае дело не в кино, а в людях. В любом бизнесе важнейшую роль играет человеческий фактор. Для нас очень важно, чтобы все, кто у нас работают, ощущали себя комфортно и уверенно в компании. Чтобы они получали радость от работы. Потому что люди, стоящие за баром или продающие попкорн, являются лицом фирмы. Мы говорим, что сотрудники, встречающие и обслуживающие наших гостей в кинотеатре, тоже являются работниками киноиндустрии. Они дают возможность ощутить магию кино. Потому что нет для этого лучшей обстановки, чем темный зал и большой экран».
На вопрос, когда же CHC все же возьмется за то, с чего все начиналось — производство фильмов, — директор пока предпочитает не отвечать конкретно. Похоже, время еще не пришло.