Быстрее, доступнее, дешевле

Общество
Москва, 22.10.2012
«Эксперт Казахстан» №42 (383)
ДГП НИИ математики и механики Казахского национального университета им. Аль-Фараби в рамках программы TEMPUS активно внедряет передовые технологии обучения

Как известно, Казахстан присоединился к Болонскому процессу. В связи с этим наиважнейшей задачей представляется гармонизация образовательного процесса в вузах страны в соответствии с общеевропейской моделью. «Программа TEMPUС Европейского союза как раз призвана способствовать налаживанию и укреплению сотрудничества между вузами ЕС и стран-партнеров», — пояснила координатор программы TEMPUС в Казахстане Шайзада Умурзаковна Тасбулатова. «Благодаря этому вузы стран-партнеров (в частности Казахстана) могут более эффективно разрабатывать новые и модернизировать существующие образовательные программы, методы преподавания, повышать качество учебного процесса, совершенствовать управление учебным заведением. Проекты могут быть направлены на решение вопросов, связанных с модернизацией структур и систем управления на национальном уровне, укрепление связей между высшим образованием и обществом. Одно из важных направлений модернизации высшего образования сегодня — внедрение и развитие электронного и дистанционного обучения», — уверена она.

В настоящее время на механико-математическом факультете выполняются два TEMPUС-проекта: Teaching Competency and Infrastructure for e-Learning and Retraining (CANDI), руководитель — д.ф.-м.н. Н.Т. Данаев, координатор проекта — Петер Лиеберзейт. Партнерами по этому проекту являются ведущие университеты Европы, Казахстана и Узбекистана: Университет Вены, Венский технический университет, Технический университет Мюнхена, Открытый университет Великобритании, Международный казахско-турецкий университет имени Х. А. Яссави, Национальный университет Узбекистана имени Улугбека, Ташкентский химико-технологический институт, Ургенчский государственный университет им. Аль-Хорезми. Второй проект — European-Russian-Central Asian Network of Master’s degrees Informatics as a Second Competence (ERAMIS) , руководитель — д.т.н. У.А. Тукеев, координатор проекта — Жан Мишель Адам, партнерами являются Университет Аликанте, Университет П. Мендеса Франса (Гренобль, Франция), Технологический университет Люблина, Университет прикладных наук Савойи, Техническая школа Берлина, университеты Казахстана, России и Киргизии.

Преимущества  дистанционного обучения

Со стремительным развитием техники полученные знания стали быстро устаревать. Компании начали вкладывать деньги в разработки дистанционных курсов лучших университетов мира, потому что это сильно экономило время на обучение и не отрывало сотрудников от работы.

Дистанционное образование привлекательно для многих прежде всего своей массовостью, общедоступностью, быстротой получения знаний, дешевизной.

Основные преимущества и отличия дистанционного обучения от традиционных форм обучения состоят в следующем.

  • Возможность заниматься в удобное для себя время в удобном месте и темпе, без отрыва от основного вида деятельности.
  • Возможность использовать электронные библиотеки, банки данных, базы знаний и т.д., общаться посредством электронной почты с преподавателями.
  • Мультидоступ к учебной информации повышает эффективность усвоения материала.
  • Равные возможности получения образования — независимо от места проживания, состояния здоровья, материальной обеспеченности или элитарности обучаемого.

Дистанционное образование оказывает позитивное влияние на студента, повышая его творческий и интеллектуальный потенциал за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения.

Курсы уже работают

В рамках проекта TEMPUS CANDI в тесном сотрудничестве с Венским техническим университетом и Техническим университетом Мюнхена разработаны и внедрены в среду дистанционного обучения КазНУ следующие электронные курсы: «Основы компьютерных наук», «Алгоритмы и структуры данных». В этом учебном году уже ведется обучение по новым дистанционным курсам: «Информационные технологии» для студентов 1-го курса по специальности «Информатика» и «Визуализация данных» для специалистов экономического профиля. Разработаны и внедрены в испытательную фазу курсы Software engineering на английском языке, а также курс «Моделирование процессов добычи и переработки нефти и газа» на русском языке. Радует то, что участники рынка ИТ уже проявляют к ним интерес, а также изъявляют желание дистанционно обучать своих сотрудников.

В центре — студент

Сегодня студенты имеют реальную возможность электронного обучения с помощью информационных ресурсов и технологий в рамках университета. Командой CANDI подготовлена виртуальная среда обучения, которая позволяет:

использовать различные мультимедийные инструменты — такие, как интерактивные задания и тесты, анимации, аудиозаписи, которые повышают степень восприятия студентами нового материала;

  • создавать сообщества, в которых студенты могут общаться между собой и с преподавателями;
  • контролировать студентам свое обучение, выбирать гибкий график.
  • расширить возможности получения студентами дополнительного образования.

В рамках проекта CANDI приобретено оборудование, в том числе ноутбуки, которые предоставлены студентам для прохождения дистанционных курсов. Это обеспечивает реализацию принципа дистанционного обучения: подключаться и заниматься в удобное для студента время, в удобном для него месте.

По существу, e-Learning в вузе меняет фокус учебного процесса, помещая в его центр студента, а не преподавателя. Конечно, от студентов требуются определенные усилия, чтобы научиться использовать Интернет не как инструмент для общения и развлечения, а как инфраструктуру для приобретения знаний. Поэтому самостоятельное обучение студента и контроль полученных знаний со стороны преподавателя дают хорошие результаты.

Контроль знаний

Одним из основных механизмов оценки полученных студентами знаний, умений и навыков является их контроль. Эволюция методов обучения влечет за собой совершенствование методов контроля знаний обучаемых. Сейчас традиционный и дистанционный способы обучения характеризуются ростом использования компьютеризированных методов и программно-технических средств контроля знаний.

Но как студенту проверить свои знания и умения, приобретенные в результате дистанционного обучения? Как преподавателю, проводящему определенный курс, проконтролировать учебный процесс и провести контроль знаний студентов?

При организации контроля учебной деятельности очень важным является вопрос: кто же будет оценивать знания студентов. Здесь возможны несколько вариантов.

1. Преподаватель. Это удобный вариант осуществления контроля, так как здесь происходит личный контакт преподавателя и студента.

2. Компьютерная программа. Поскольку многие контрольные задания, которые должны выполняться обучающимися, являются стандартизированными, то обрабатывать их может специальная компьютерная программа.

Для контроля знаний используются задания в виде ответов на вопросы, сочинения, эссе, а также различные виды тестирования: тесты со множественным выбором, альтернативным вопросом, числовым вопросом, вычисляемым.

Передовой опыт

В рамках проекта TEMPUS CANDI КазНУ им. Аль-Фараби сотрудничает с университетами Австрии, Великобритании и Германии, построившими собственную инфраструктуру дистанционного образования и накопившими немалый опыт. По мере выполнения проекта преподаватели и разработчики курсов получили возможность оценить сложность бесконтактной формы подачи материала и оценки знаний студентов. С уверенностью можно сказать, что классические подходы в образовании должны быть трансформированы с учетом новых требований как к методам преподавания, так и к самим студентам. Ведь сложность заключается еще и в том, что студент, не ощущая социальной составляющей процесса обучения, быстро теряет мотивацию заниматься. Например, в классическом вузе обсуждение материала студентами, личное общение с увлеченным темой преподавателем порой оказывают большее влияние, чем желание получить диплом. Основная роль иностранных партнеров состоит именно в том, чтобы передать знания о конкретной специфике и помочь отечественным преподавателям эффективно и быстро пройти путь трансформации. Так, например, весной 2012 года преподаватели Открытого университета Великобритании поделились опытом использования различных инструментов дистанционного обучения с точки зрения вовлеченности студентов и их успеваемости. В семинаре приняли участие не только участники проекта, но и преподаватели, заинтересованные в этой тематике.

Подводя итоги, можно сказать, что электронное обучение в Казахстане, в частности в КазНУ им. Аль-Фараби, занимает все большее образовательное пространство. По своей природе электронное обучение представляет собой технологию распространения знаний. Разрабатываемые инфраструктуры, электронные курсы дают возможность большому количеству студентов, а также молодым преподавателям из центральных и периферийных вузов повышать свою квалификацию, быть в курсе новейших технологий, овладевать новыми профессиональными навыками.

Включение национальных университетов Казахстана в процессы разработки и внедрения электронного обучения, сотрудничество с ведущими университетами мира, участие представителей промышленности гарантируют наилучшую инфраструктуру e-learning, высокий уровень содержания учебных программ и способствуют устойчивому внедрению новых форм обучения в жизнь.

Новости партнеров

«Эксперт Казахстан»
№42 (383) 22 октября 2012
Госбезопасность
Содержание:
Реклама