Руль взаймы

За автомобиль выгодно заплатить дороже, если взять его в лизинг

Забавный предвыборный сюжет на тему "Автомобиль и политика": если бы многие небедные кандидаты не спешили оформлять машины на себя, а взяли их в лизинг, у них не возникло бы ни малейших проблем при регистрации в Центризбиркоме. Укатывай в свое удовольствие хоть десять "Мерседесов" и еще пару "Гранд Чероки" - все равно ты чист перед законом, как младенец. Потому что и де-юре, и де-факто лично за тобой в ГИБДД ничего не числится. И еще политики могли совершенно официально сэкономить на налогах.

Почему такая благодать? Потому что лизинг по большому счету выгоден всем. Компании, предоставляющие эту услугу, и кредитные учреждения, финансирующие сделки, имеют свой, как правило небольшой, процент, производитель готов на скидки, поскольку реализует больше автомобилей, бизнесмен, получающий таким способом средства передвижения, имеет рассрочку платежей, не изымает средства из оборота и уходит от большой части налогов. А государство, если оно на деле заинтересовано в развитии предпринимательства и благополучии, добивается оживления в экономике.

Неспроста лизинг широко распространен во всем мире. Например, каждый третий Ford, а это около четырех миллионов автомобилей в год, реализуется именно по такой схеме. В Америке вообще семьдесят процентов новых машин проходят через лизинговые компании. При этом в США цены на них существенно ниже, чем в Европе. Американский бизнесмен берет Cadillac за пятьдесят тысяч долларов по договору лизинга отнюдь не по бедности. Он хорошо понимает, что ему выгоднее каждый месяц перечислять в течение трех лет по пятьсот долларов, а после, если очень захочется, выплатить остаточную стоимость, также в рассрочку еще лет на пять-семь. Но чаще он сдает автомобиль и берет новый по тому же договору.

Российские перспективы

Однако что американцу хорошо, то русскому - смерть. Наш человек исторически не приучен жить взаймы. А уж если у него за долгие десятилетия появилась хотя бы малейшая возможность получить что-то в личную собственность, то он желает владеть этим безраздельно и навсегда. Если прибавить к этому нулевое доверие к банкам и прочим кредитным учреждениям, воспитанное за новейшую российскую историю, то перспективы развития лизинга и аналогичных финансовых инструментов в нашей стране могут показаться печальными. Но это не так.

Дело даже не в том, что условия жизни меняются быстрее, чем нам кажется. Основная надежда на то, что многие люди еще просто не знают, что такое лизинг и путают его, допустим, с приобретением автомобиля в кредит. А ведь все, как говорится, проще пареной репы. Кредит - это когда вы на покупку машины берете деньги в банке под определенный процент и затем возвращаете их в оговоренные сроки. Как правило, автомобиль сразу становится вашей собственностью. Но если по каким-то причинам вы не способны рассчитаться за него в срок - извольте отвечать за это по полной программе, в том числе по суду. На память приходит много разбирательств, случившихся после августовского кризиса, когда кредитные договоры заключались в у. е., а рассчитываться получатели кредитов пытались в резко подешевевших рублях. Ничего у них не вышло. При лизинговой схеме автомобиль, напротив, остается собственностью компании, предоставляющей эту услугу. И если кредит рассчитан на частника, то лизинг в первую очередь на фирму.

В российском законодательстве этот финансовый инструмент определяется "как вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, с правом выкупа имущества лизингополучателем". На практике это означает следующее. Клиент делает первый взнос (обычно тридцать-сорок процентов стоимости) и получает автомобиль в свое полное распоряжение. Затем ежемесячно или ежеквартально перечисляет на счет лизинговой компании деньги. После истечения срока действия договора опять же есть выбор: либо заключить новый договор, в котором будет учтена цена старой машины, либо выкупить ее по остаточной, как правило символической, стоимости.

Главная привлекательность такой схемы заключается, пожалуй, в том, что деловой человек, фирма или организация получают возможность экономить оборотные средства за счет относительно небольшого первоначального платежа и растянутых по времени ежемесячных взносов. Не менее важно и то, что лизинговые платежи по закону в полном объеме включаются в себестоимость того, что вы производите, товар это или услуга, не имеет значения. То есть уменьшается налог на прибыль. Излишне говорить, что нет также головной боли с постановкой автомобиля на учет в ГИБДД, с техосмотрами.

Реальные дела

Сегодня на рынке лизинговых услуг России действуют лишь несколько серьезных игроков. Один из них - ЗАО "Фирма Кельвин", на сто процентов принадлежащее официальному дистрибутору Mitsubishi холдингу "Рольф". Последнее немаловажно, поскольку дистрибутор заинтересован не только в более низкой стоимости самой услуги, но и в возможно большем количестве переданных в лизинг машин. За последние десять месяцев "Кельвин" отдал по лизинговым договорам более ста двадцати автомобилей. По словам директора фирмы Леонида Никитина, результат будущего года должен превзойти нынешний минимум в три раза.

Правила получения машин в лизинг у "Кельвина" достаточно просты. Необходимо представить следующий пакет документов: устав, баланс за последние два года, отчет о прибылях и убытках, а также справки из налоговой инспекции и пенсионного фонда. Обычный срок договора - три года, но в порядке исключения он может быть и четырехлетним. Все зависит, понятно, от количества приобретаемых в лизинг автомобилей и суммы первого взноса. Еще одно условие состоит в обязательном страховании машин за счет клиента. В среднем это обходится в девять процентов от стоимости автомобиля. Кроме обычных услуг дочерняя фирма "Рольфа" берет на себя по желанию клиента сервисное обслуживание, а также затраты на содержание машины и установку необходимых аксессуаров. Например, зимних шин.

Типичный лизингополучатель, по мнению "Кельвина", - это средняя или крупная российская компания, которая имеет средства на разовую покупку необходимого количества машин. Однако ее руководство хорошо понимает, что платеж, несмотря на сорокапроцентное удорожание, выгоднее разнести по времени. В конечном итоге благодаря экономии на налогах платить придется меньше.

Летом этого года на российский рынок лизинговых услуг вышел DaimlerChrysler. Его представляет компания с непривычным для русского слуха названием "ДаймлерКрайслер Лизинг Автомобили" - дочернее предприятие финансового подразделения концерна. По словам Генерального директора компании Андреаса Ланге, "подход к каждому клиенту будет очень индивидуальным". Основными потребителями этого вида услуг в России он видит как немецких бизнесменов, "которые хотят работать и здесь с проверенным годами партнером", так и крупные российские предприятия и организации. С одной стороны, успех должен быть обеспечен, считает господин Ланге, благодаря тысяче компаний из Германии, а также нескольким сотням совместных предприятий и дочерних фирм, присутствующим на российском рынке. Так, Ehrmann планирует открыть в России завод по производству молочной продукции и уже ведет переговоры о приобретении по лизинговой схеме нескольких грузовых автомобилей для перевозки молока и парка легковых машин для сотрудников. Определенные надежды связаны и с правительством Москвы, которое высказало заинтересованность в закупках техники. Например, сейчас столице требуется не менее пяти тысяч автобусов и двух с половиной тысяч карет "скорой помощи". Кстати, на условиях лизинга теперь можно взять не только автомобили Mercedes, но и Chrysler, а также строительную и специальную технику. По мнению Ланге, в ближайшие годы лизинговые услуги будут востребованы и российскими транспортными компаниями, которым рассрочка платежей необходима как воздух.

Практически одновременно с DaimlerChrysler на российский рынок вышла Ford Credit - крупнейшая в мире компания в области лизинга автомобилей, обслуживающая более восьми с половиной миллионов клиентов в тридцати шести странах. Активы Ford Credit превышают сто сорок три миллиарда долларов. Однако в нашей стране компания действует не в одиночку, а вместе с петербургским партнером фирмой "Руст" (дочерняя структура Сбербанка России). Выбор не случаен. Помимо того, что за "Рустом" стоит один из самых надежных российских банков, именно этой фирме удалось отдать в лизинг две сотни Ford Transit, пока самую крупную партию автомобилей.

По мнению менеджера по развитию лизинга "Форд Кредит - Россия" Евгения Асташкина, иностранные фирмы в меньшей степени волнует вопрос кредитных ставок. Для них важны надежность и удобство, чего нельзя сказать о российских компаниях, воспринимающих лизинговые услуги прежде всего как возможность сэкономить средства.

Ford Credit дает возможность лизингополучателю платить за эксплуатируемый автомобиль либо рублями, либо договор заключается в условных единицах, то есть в долларах, но оплата производится все равно в рублях по курсу на момент проплаты. В последнем случае, в зависимости от модели, машина дорожает на девятнадцать-двадцать два процента при авансе в сорок процентов от стоимости автомобиля. При "рублевом" варианте итоговая цена автомобиля увеличивается примерно на семьдесят процентов. Это очень немало, но при экономических катаклизмах вроде прошлогоднего клиент будет застрахован от непредсказуемых валютных колебаний и соответствующих дополнительных затрат.

Так же как и "Кельвин", Ford предоставляет лизинг и в сфере сервиса. Эта услуга предлагается в качестве опции. Если лизингополучатель соглашается с предложением, то стоимость технического обслуживания включается в цену автомобиля.

Ford Credit, начавший работу по программе лизинга в России 15 апреля 1999 года, не может похвастаться гигантскими успехами. Но пока этого и не требуется. Сейчас главное, по мнению компании, создать надежный и эффективно действующий механизм, где в связке работают западная компания, ее российский партнер и дилеры, выступающие агентами лизинговых услуг. Быстрого и легкого успеха никто не ждет. К самым привлекательным с точки зрения лизинга маркетологи компании относят модели Escort и Transit, а также большие внедорожники.

Пример лизинговых платежей для автомобилей Ford, Mercedes-Benz и Mitsubishi (срок лизинга - 36 месяцев)

Модель

Цена розничная

Аванс (%)

Аванс ($)

Лизинговые платежи в месяц ($)

Общая сумма ($)

Увеличение розничной цены (%)

1 год

2 год

3 год

Ford Mondeo 2.0 CLX

21150

40

9390,60

470,08

458,34

446,60

25890,90

22,42

Mercedes-Benz C180

43290,31

20

8658,06

1229,39

1229,39

1229,39

52915,96

22,24

Mitsubishi Galant 2 GLX

25122

30

7537

833

833

833

37525

49,37

Источник: данные лизинговых компаний.


Потребуется еще два года

По прогнозам западных аналитиков, заметного всплеска спроса на лизинговые услуги в России следует ожидать примерно через два года. Именно такой срок они отводят на окончательное преодоление последствий кризиса и надеются, что за это время стране удастся достигнуть политической и экономической стабильности. Добавим, что, по расчетам российских специалистов, одновременно возрастет и емкость отечественного авторынка. К тому моменту россияне смогут покупать уже около двух миллионов легковых автомобилей в год. Примерно половина этого количества придется на иномарки, главным образом те, что будут производиться непосредственно в нашей стране. Если все и в самом деле пойдет нормально, то можно вычислить и примерное количество машин, которые будут через пару лет переданы в лизинг. Речь может идти о двухстах тысячах автомобилей в год. Такой прогноз косвенным образом подтверждает и опыт развивающихся стран.

Как бы там ни было, а будущему поколению смышленых кандидатов в депутаты Госдумы не надо будет ломать голову над тем, как обойти рогатки Центризбиркома при регистрации.