С 1 января 2000 года специально обученным и уполномоченным государством мытарям предоставят еще одну возможность потуже затянуть на наших шеях фискальную удавку. Вступают в силу статьи Налогового кодекса, предполагающие суровый контроль за крупными расходами граждан. Такой новогодний подарок приготовила нам на прощание нынешняя Дума.
Столь серьезное нововведение вызывает ряд резонных вопросов. Например: насколько крупными должны быть эти расходы, каким именно будет механизм контроля и чем это чревато, скажем, для людей, собирающихся приобрести автомобиль? С такими простыми вопросами я обратился непосредственно в Министерство по налогам и сборам России (МНС). Оказалось, что лучше всех в интересующей "Эксперт-Авто" проблеме разбирается Валентина Акимова. Ее должность звучит как песня: начальник сводного отдела методологического и организационного обеспечения налоговых органов департамента налогообложения физических лиц МНС РФ. Валентина Михайловна честно сказала, что приобретение любого автомобиля как раз и есть "крупный расход". И абсолютно неважно, идет ли речь о престижной иномарке или о подержанном "Запорожце" по цене бутылки хорошего коньяка. Потому что налоговики вынуждены руководствоваться не конкретной суммой, затраченной на покупку, а определенным законодателями перечнем. В него входят: недвижимое имущество (за исключением многолетних насаждений), механические транспортные средства, акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты, культурные ценности и золото в слитках.
Стук, стук - я твой друг
Прежде чем осмысливать грядущую ситуацию, проясним детали. Закон гласит: информацию о приобретении имущества обязаны сообщать налоговым службам организации, осуществляющие его регистрацию. Следовательно, сведения о покупке автомобиля призваны предоставлять органы ГИБДД, причем в пятнадцатидневный срок. Соответствующая форма такого извещения сейчас разрабатывается в МНС. Но уже известно, что о компьютеризации этого процесса вопрос пока не ставится, то есть документы будут поступать в виде бумаг. В министерстве утверждают, что анализ материалов начнется незамедлительно. Оно и понятно, поскольку гора макулатуры обещает быть весьма впечатляющей: только старых и новых легковых машин в России за год продается без малого два миллиона.
Цель процедуры очевидна - выяснить, полностью ли гражданин уплатил подоходный налог. А предмет анализа? Им, пояснили в МНС, являются доходы гражданина за текущий и предшествующий годы. Специалисты эти доходы оценят, и если задекларированные финансы покупателя окажутся ниже расходов, то он попадет под колпак. По словам г-жи Акимовой, "уже сегодня налоговые органы имеют достоверные данные об уплате подоходного налога каждым гражданином нашей страны". Не знаю уж, трепетать или радоваться определению "достоверные". И потом, если данные достоверны, чего еще проверять? Но это так, мелкая придирка.
Куда важнее знать, а что дальше. Ну, допустим, налоговая инспекция выловила-таки из вороха бумаг "ту самую" и, что называется, схватила вас за руку. Спешу успокоить - расстрел, равно как и арест средства передвижения, вам не грозит. А вот неприятного разговора и заполнения налоговой декларации в инспекции, куда вас непременно в таком случае пригласят, не избежать. При этом следует помнить, что у мытарей одна "скромная" цель: заставить человека сполна уплатить тот самый подоходный налог, не более. Если им удастся доказать, что за вами налоговый должок, эту сумму и придется заплатить в течение месяца со дня получения специального уведомления. Плюс, пока небольшой, как утверждают в МНС, штраф за несвоевременную подачу декларации. И всего-то. Если же несознательный гражданин вовремя не внесет причитающуюся государству сумму, ему грозят новые штрафы и прочие наказания, предусмотренные Законом об административной ответственности.
Ваши действия?
Любопытно, согласитесь, смоделировать ситуации, возникающие в связи с покупкой автомобиля. Перед желающим обзавестись машиной открывается несколько путей. Можно отбросить все сомнения, смело зайти в автосалон и купить приглянувшуюся модель. Дальше, как в анекдоте, опять возникает ряд вариантов. Первый (маловероятный в реальной жизни) - в МНС решат, что покупатель законопослушен, тогда претензий к нему не возникнет. Второй вариант начнется с пошлого вопроса: "Откуда деньги, гражданин? Расскажите нам, как на минимальный оклад можно приобрести лимузин? И извольте заполнить декларацию". Вот тогда следует крепко задуматься. Можно, к примеру, написать, что средства на лимузин безвозмездно подарил друг детства Ляпкин-Тяпкин. Но строгий инспектор вправе потребовать: "А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!" И его, будьте уверены, подадут для начала в качестве свидетеля. К тому же в подтверждение дара надобно иметь документ, заверенный нотариусом.
Хорошо, если человек никогда не бедствовал. Тогда он может презрительно бросить: "В лучшие времена был у меня лимузин и подороже. Кризис, знаете ли, пришлось продать, что документально зафиксировано, кстати, и купить более скромный. Так что занимайтесь делом, а я пошел на свежий воздух с чистой совестью". И к нему не может быть никаких претензий. То есть обеспеченным гражданам легче наращивать благосостояние. А необеспеченным?
Человек, не искушенный в тонкостях российской фискальной системы, может сгоряча выпалить: "А я выиграл деньги в казино!" Но это только по незнанию: в нашей стране и улыбка фортуны облагается налогом.
Звездный час инспектора наступит, если вы принесете официальную справку от солидной фирмы о ежемесячной зарплате в тысячу рублей. Потому как он не поленится проверить в этом случае не только доходы обладателя автомобиля, но и его работодателей. Была бы зацепка.
Пожалуй, не стоит особо рассчитывать и на самый "безопасный" и популярный у нас способ владения автомобилем - по генеральной доверенности. В новых условиях наверняка станет меньше простачков, желающих оставаться формальными владельцами транспортного средства, фактически таковыми не являясь.
Всех возможных вариантов, конечно, не перечислить. Так, знакомый режиссер, недавно посетивший не по своей воле налоговую инспекцию (он получал гонорары от разных организаций), подошел к делу творчески. Режиссер явился туда взлохмаченным, в разных ботинках, что, видимо, должно было подчеркивать его связь с высоким искусством и естественную в этом случае рассеянность. Каждые пять минут он заходил к инспектору и, заикаясь, произносил: "Из-з-звините, п-пожалуйста, я вот это не понимаю, как тут правильно написать?" Поначалу ему отвечали вежливо, но после восьмого захода, во время которого режиссер мастерски исполнил жуткий приступ кашля, его отправили домой и велели не ступать на порог инспекции до следующего года. Жаль, но данный вариант под силу разве что выпускникам ВГИКа или Щукинского училища.
Смышленый читатель, пока пробегал эти строки, уже наверняка придумал множество способов обвести инспекцию вокруг пальца. Я же кратко скажу лишь о вполне законных. Бизнесменам снова легче. Они могут, скажем, оформить договор лизинга от имени своей фирмы и вдобавок сэкономить на других налогах. Но ведь и рядовой гражданин вправе обратиться за помощью к финансовым учреждениям. Алексей Макаров, эксперт Пробизнесбанка, который занимается как раз кредитованием физических лиц под покупку автомобилей, говорит, что получение кредита - надежный путь, он освобождает от возможных проблем. Если у налоговой службы возникает вопрос, гражданин просто предъявляет копию кредитного договора с банком, и претензий к нему не возникает.
Приговор
Признаюсь, я шел в Министерство по налогам и сборам с тайной мыслью. Очень хотелось узнать о возможных последствиях запланированной на весну продажи старой и покупки новой "восьмерки". "Скажите, Валентина Михайловна, а мне за это что-нибудь будет?" - спросил я робко. Ответ прозвучал как приговор: "А как же, Станислав Владимирович, корреспондентами мы займемся в первую очередь". Да, убедить МНС в своей бескорыстной любви сложнее, чем красивую женщину.
Но - довольно лирики. В министерстве мне сказали, что подобная практика отслеживания крупных расходов граждан применяется во многих странах. Бессмысленно убеждать стражей какого ни есть закона, что нигде в мире такой идиотской налоговой системы, при которой вздохнуть свободно ни бизнесменам, ни простым смертным, ни, в итоге, самому государству невозможно, просто не существует. Они ведь только исполнители. А Дума и прочие вершители налоговых судеб у нас сами знаете какие. Они же как будто с другой планеты и поэтому не ведают, что платить честно все налоги и сборы, в том числе с заработной платы, - это самоубийство. Что подавляющая часть реально работающих людей в стране получает по ведомости одну сумму, а в конверте (если на него деньги есть) - другую. Впрочем, об этом регулярно и довольно обстоятельно пишет журнал "Эксперт".
Нас же больше интересует в этой связи еще такой вопрос: способны ли новые статьи Налогового кодекса негативно сказаться на объемах продаж автомобилей? Вот, к примеру, Торстен Брадлер, глава представительства Volkswagen AG в России, ожидает сезонного падения продаж в январе-феврале будущего года. И, по его мнению, этот процесс может несколько затянуться из-за введения, как он выразился, "нового налогового регулирования". Но никакого сколько-нибудь существенного влияния на рынок это "регулирование" в конечном итоге не окажет. С г-ном Брадлером солидарны и многие дилеры. Если уж человек давно хотел и решил приобрести автомобиль, его вообще мало что остановит.
И еще под занавес я услышал в МНС удивительное соображение. Когда-нибудь, мечтательно сказали мне, россиянам вообще не придется заполнять налоговые декларации, поскольку вся информация о доходах и расходах человека будет автоматически поступать в налоговую инспекцию. Но это, думается мне, лишь несбыточная мечта. В реальной жизни граждане будут всеми силами укрывать от государства все возможное. А государство, пока не поумнеет, будет стремиться обобрать всех до нитки. Так что нам ничего не остается, как заставить государство поумнеть...