- Судя по тому, что Renault продолжает проект в Москве, вас не особенно смутила неблагоприятная рыночная конъюнктура прошлого года?
- Мы и в самом деле продали мало автомобилей в прошлом году, хотя в последние четыре месяца наметились изменения к лучшему. Но это, так сказать, видимый результат. Есть и другой - "невидимый", но важный: окончательное оформление структуры совместного предприятия "Автофрамос". СП стало эксклюзивным импортером машин марки Renault на российском рынке. Отныне все дилеры получают продукцию только с нашего московского склада. Мы взяли на себя также все таможенные хлопоты. В итоге продавцы получают заказанные автомобили намного быстрее, чем раньше. Компания пошла на этот шаг, потому что считает нормальным платить таможенные пошлины и выступает против любых незаконных махинаций в этой сфере.
Одновременно мы серьезно работали над качеством производимых в Москве машин и улучшением сервисных услуг. Особое внимание было уделено адаптации автомобилей к российским условиям. В частности, более износостойкими стали детали подвески, более "выносливыми" аккумуляторы и расходные материалы. Обычно российские владельцы иномарок недовольны отсутствием запасных частей, их высокой ценой. Renault открыла в Москве склад запчастей. Теперь в восьмидесяти процентах случаев деталь доставляется в течение суток. Кроме того, персонал станций техобслуживания получил возможность повысить квалификацию в специальном учебном центре. Я могу с уверенностью сказать, что уровень российских мастеров ничуть не ниже, чем у их коллег в Испании, Италии или Германии. Естественно, такая работа невозможна без тесного взаимодействия с дилерами. Вместе с тем мы убеждаем их в возможности и необходимости снижения расценок на ремонт и обслуживание автомобилей. Повторю, все это относится к "невидимой" части нашей работы. Но ее первые плоды станут очевидны уже в этом году.
- Можно понять так: важны не столько продажи, сколько организация полноценного производства и обслуживания.
- На самом деле важно все, одно немыслимо без другого. Вся наша работа в конечном итоге направлена именно на увеличение объема продаж. В прошлом году было несколько периодов, когда возникал спрос на иностранные автомобили, а нашим дилерам ответить было нечем. Причина заключалась в том, что, когда Renault начала производство в Москве, множество машинокомплектов скопилось на границе. Ни мы, ни таможня еще не привыкли работать быстро. Существовала проблема и с оформлением паспортов технических средств. Выявились также изъяны в производственном плане по выпуску Megane. До двенадцати недель уходило на сборку автомобиля, включая время на доставку машинокомплекта, таможенную очистку и сборку. Все эти проблемы и привели к неудовлетворительным результатам. Теперь они решены. Таким образом, за прошлый год мы приобрели бесценный опыт и теперь можем более оперативно реагировать на потребности рынка. После проделанной работы "Автофрамос", без сомнения, лучше подготовлен к российским неожиданностям, которые вводят в состояние растерянности новичков.
- Насколько я понял, мощности СП будут расти?
- Да. Сейчас мы собираем шесть-восемь автомобилей в день. Существующий цех просто не может производить больше. Теперь, с решением об увеличении уставного капитала СП, объем производства возрастет. Это станет заметно уже через несколько месяцев. Инвестиции будут направлены также на создание покрасочного и кузовного цехов, а также на обустройство территории.
- По плану, через пять лет "Автофрамос" должен производить сто тысяч автомобилей в год. Если они будут проданы, то Renault завладеет десятью процентами российского рынка. Вы всерьез рассчитываете, что сегодняшние покупатели "Волг" и "Жигулей" выберут в будущем Megane, чья стоимость превышает одиннадцать тысяч долларов?
- Что касается выпуска ста тысяч машин, то производственные показатели будут зависеть только от объемов продаж. Наша компания рассчитывает на экономический рост в вашей стране. Если это произойдет, то автоматически вырастет и объем автомобильного рынка. Наш козырь состоит в том, что мы делаем в России современный автомобиль по высоким европейским стандартам. К тому же постараемся снизить себестоимость автомобилей благодаря локализации производства.
- Во время визита в Москву президент Renault Луи Швейцер заявил, что на "Автофрамосе" запланирован выпуск какой-то новой модели. Могли бы вы прокомментировать эту информацию?
- Подробности я пока разглашать не могу. Но скажу: мы не считаем, что в России можно достичь больших объемов реализации, не предложив автомобиль дешевле десяти тысяч долларов.
- Известно, что Megane обходится российским покупателям дешевле, чем европейцам. Сохранится ли подобная ситуация в будущем, или такую ценовую политику следует рассматривать как рекламную кампанию, необходимую для проникновения на рынок?
- В нашей ценовой политике нет жестких правил. Если существующая цена позволяет успешно продавать товар, то менять ее не стоит. Если нет, то, естественно, стоимость необходимо снижать или вообще уходить с рынка. Megane можно предлагать и за двадцать тысяч долларов. Благодаря этому продажа автомобиля станет невероятно прибыльной. Вопрос лишь в том, сколько машин удастся продать?
- Наверное, снижения цены можно добиться и благодаря таможенным льготам, которые предусмотрены инвестиционным соглашением?
- Парадокс заключается в том, что никаких льгот "Автофрамос" пока не получил. Сейчас, наладив сборку в России, мы платим пошлин даже больше, чем если бы ввозили готовый автомобиль. Такую ситуацию трудно назвать нормальной. Об этом я многократно говорил специалистам Министерства экономики и ГТК. Получается, что нам сегодня просто невыгодно работать. Сейчас у "Автофрамоса" есть все необходимое для получения таможенных льгот. Единственное, что осталось, - лицензия на создание свободного таможенного склада. Для ее получения СП, согласно правительственному постановлению, необходимо ввозить передние и задние мосты, коробки передач и двигатели отдельно от кузова. На выполнение этих условий и направлена наша сегодняшняя работа, которая займет несколько месяцев. Надеемся, что к лету все будет завершено и СП наконец получит долгожданные таможенные льготы.
- Предоставляя льготы, правительство требует наладить выпуск комплектующих в России. Как обстоят дела с поиском поставщиков?
- Честно говоря, в очереди потенциальные смежники пока не стоят. И по имеющимся данным, действительно классных производителей комплектующих в России еще немного. Но если в "Автофрамос" обратятся предприятия, способные соблюдать европейские стандарты качества и сроки поставок, то, без сомнения, предпочтение будет отдано им.