"Русские" идут

В продажу поступили первые BMW из Калининграда

Рассказывать о достоинствах BMW 5-й серии особого смысла нет. Модель в ее нынешнем виде выпускается уже пять лет. Тем не менее тест представляется нам актуальным, поскольку речь идет о продукции российского производства. Согласитесь, одно дело собирать недорогие корейские машины, и совсем другое - автомобили, которые в сознании миллионов людей ассоциируются с безукоризненным качеством. Сейчас на калининградском заводе "Автотор" (дочерняя холдинговая компания фонда "Интерприватизация") выпускаются две версии: 523 и 528, которые, согласно статистике продаж, пользуются наибольшей популярностью в России. Наша задача состояла в том, чтобы определить, существует ли разница между немецким оригиналом и отечественной копией.

Технологический уровень современного автомобилестроения таков, что, в общем-то, не имеет значения, в какой стране собираются машины. Все дело в производственной системе, позволяющей или не позволяющей строго соблюдать стандарты качества. Например, модели Mercedes с успехом изготавливаются в Австрии и в США. А польский завод Ford превосходит по качеству немецкий. Для BMW сборка за границей тоже не является чем-то новым. На заводе компании в ЮАР без особых проблем собирали престижный кабриолет Z3 для африканского рынка. Правда, из-за плохого качества местного бензина производство прекратили.

Визуальное знакомство с российской продукцией никаких неожиданностей не принесло: зазоры в кузове идеальны, все на месте. Угадать происхождение автомобиля можно лишь по одной детали, которая скрыта под крышкой капота. Это - маленький шильдик с надписями на русском языке, где в графе "производитель" указано ЗАО "Автотор".

Калининградский проект в отличие от многих других развивался без лишней шумихи. Просто в один прекрасный день журналистам, собравшимся в конференц-зале гостиницы "Балчуг", объявили: "BMW будут выпускать в России". Через короткое время состоялась церемония сборки первой машины. И вот год спустя русские "пятерки" поступают в продажу.

Расчет делается не только на рядовых потребителей. Еще на открытии нового производства президент фонда "Интерприватизация" Владимир Щербаков сообщил, что Управление делами президента подписало контракт с "Автотором" на закупку 150 автомобилей. По его словам, если аналогичные импортируемые машины стоят 50-55 тыс. долларов, то калининградские будут дешевле на 10-15 тыс. Тем не менее госзаказ - вещь нестабильная. И, конечно, президентские структуры не в состоянии скупать всю продукцию. А планы калининградского завода весьма амбициозны. До конца года он планирует собрать две тысячи машин, а к 2002 году - в пять раз больше. Но успех придет только в случае стопроцентного соблюдения стандартов BMW. Иначе, даже учитывая экономию от разницы в цене, российский потребитель выберет заграничную продукцию.

Метод сборки в Калининграде ни в коем случае нельзя назвать "отверточным". Там все серьезно. Сейчас производственные мощности включают в себя конвейер для сборки кузовов, главный сборочный конвейер, испытательный комплекс, несколько лабораторий. Все это потребовало инвестиций в размере 12,5 млн долларов. Кроме того, на заводе работают немецкие специалисты, отвечающие за качество. Их задача - не допустить даже малейших отклонений от технологии BMW, в чем нам удалось убедиться во время теста.

Краткие технические характеристики BMW 523 и 528

объем двигателя, куб. см

2494 (бензин)

2793 (бензин)

Число клапанов на цилиндр

4

4

Мощность, л. с. при об./мин.

170/5500

193/5500

Макс. крутящий момент, Нм при об./мин.

245/3500

280/3500

Разгон до 100 км/ч, сек.

8,5 (8,9)

7,5 (7,9)

Максимальная скорость, км/ч

226 (222)

240 (233)

Средний расход топлива, л

10,2

10,4

Габариты, мм

4775х1800х1430

В скобках приведены данные для автомобилей с автоматической коробкой передач.


По высшему разряду

Так можно оценить уровень комплектации доставшихся нам на тест автомобилей. Климат-контроль, электрические стеклоподъемники, зеркала с подогревом, отличная магнитола. Правда, в версии 523 руль и кресла регулируются вручную, а в варианте 528 за вас трудится электричество. Да и салон побогаче - он обшит кожей.

Диапазон регулировок настолько велик, что устроиться за рулем "пятерки" может человек любого телосложения. Возможно, "баранка" может показаться любителям спортивного стиля излишне большой. Но ведь "пятерки" и не созданы для участия в ралли или кольцевых гонках. К тому же такой размер колеса позволяет разместить на нем 11 кнопок, которые, например, отвечают за управление круиз-контролем и аудиосистемой.

Кстати, штатная "музыка" в российских BMW заслуживает всяческих похвал. В 528-й помимо стандартного радио и "кассетника" устанавливается проигрыватель компакт-дисков. Он "спрятан" в нише багажника. Электроника самостоятельно увеличивает громкость магнитолы с ростом скорости. Несмотря на ямы, в которые мы иногда попадали, CD-проигрыватель ни разу не сбился.

С помощью кнопок на руле можно также выводить на специальный дисплей, расположенный на щитке приборов, всю необходимую дорожную информацию: расход топлива, пробег и многое другое.

Но поговорим о главном. Во время езды великолепно зарекомендовала себя подвеска. Складывается впечатление, что ее разрабатывали едва ли не специально для наших дорог. Несмотря на мягкость, в поворотах крены кузова не ощущаются. С ростом скорости или на крутых виражах руль заметно тяжелеет, а фирменная система стабилизации корректирует ошибки в управлении этим заднеприводным автомобилем. Даже если выкрутить "баранку" в крайнее положение и нажать на газ, сноса задней оси не произойдет. Этому воспрепятствует электроника.

Если кого-то не устраивает комфортный, но скучный "автомат", то ручку КПП следует перевести влево для ручного переключения передач. Это позволяет сделать коробка Steptronic, устанавливаемая на многие модели BMW.

В стандартном положении "D" автоматическая коробка страдает некоторой задумчивостью. Такой режим хорош для города. Но в любом положении рукояти КПП рывки при переключении передач исключены. В отличие от мерседесовских "автоматов" в BMW компьютер не позволит "перекрутить" двигатель и перейдет на повышенную или пониженную передачу автоматически. Вообще-то это кажется не совсем оправданным и сковывает водителя, привыкшего к агрессивной езде.

Made in Russia

Поговорив со специалистами, мы выяснили, что российские BMW все же отличаются от немецких не только шильдиком под капотом. Речь идет о так называемом северном пакете. Он включает в себя подогрев сидений и руля, а также специальную печку. Уже через минуту после пуска двигателя из нее начинает дуть горячий воздух. Достигается это благодаря термонакопителю, долгое время сохраняющему тепло.

Еще одна особенность российских машин заключается в увеличенном клиренсе, на них ставятся более мощные пружины, а штанги амортизаторов чуть толще. Имеется и защита картера. Кроме того, на автомобилях BMW отсутствует каталитический нейтрализатор. А аккумуляторная батарея обладает повышенной мощностью. До пяти литров доведена и емкость бачка омывателя.

Других отличий, кроме цены, нет. Плюс к этому компания BMW Russland Trading проводит специальную акцию, поэтому сейчас стоимость "пятерок" в салонах официальных дилеров еще на 5-10% меньше. Например, 528-я обойдется в 50618 евро с учетом НДС.