Дорогостоящий наезд

Олег Осипов
14 августа 2000, 00:00

В результате претензий ФСНП к АвтоВАЗу государство не приобрело ничего, а потерять может многое

Недавно Генеральная прокуратура РФ отменила постановление Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП) о возбуждении уголовного дела в отношении руководства Волжского автозавода. Дело, однако, окончательно не закрыто. Вместе с тем особое рвение, которое демонстрируют налоговые и иные органы в отношении успешных предприятий, заставляет задуматься хотя бы о том, выгодно или нет такое рвение государству и его гражданам.

Лично я не думаю, что все компании, оказавшиеся "под колпаком", совершенно безгрешны. Но точно знаю, что из всех возможных претензий к АвтоВАЗу в качестве главной выбрана самая абсурдная. Не буду утомлять читателя и приводить все доводы, заставляющие сделать такой вывод. Скажу лишь, что технологически выпустить 280241 (или 200001 - неважно) "левый", то есть сверхплановый, автомобиль невозможно. К тому же номера кузовов на строгом учете в ГИБДД, а в выпуске неучтенной продукции в таком случае следовало бы заподозрить производителей фар из Киржача, генераторов - из Самары и еще около четырех сотен заводов-поставщиков комплектующих. С ними, к слову сказать, и за плановую продукцию тольяттинский гигант вовремя рассчитаться не может.

Председатель совета директоров АО "АвтоВАЗ" Владимир Каданников обратил внимание и на тот факт, что "дело развивалось вне правового поля". Акт Министерства по налогам и сборам (МНС) руководство АО получило в первой половине июля. "Мы, как положено, оформили разногласия, обратились с письмом в МНС и подали иск в Арбитражный суд, заседание которого назначено на 10 августа", - сказал Каданников. То есть он абсолютно уверен в том, что в "акте, конечно, написана глупость, но в правовом поле ее можно оспорить". По его мнению, вначале должен состояться суд, и если он докажет факт злостной неуплаты налогов, тогда может быть возбуждено уголовное дело. Налоговые органы принятой практикой пренебрегли.

Сейчас АвтоВАЗ - один из крупнейших налогоплательщиков в стране. Можно по-разному относиться к качеству выпускаемых им автомобилей и к руководству лично, но факт неоспорим: "Жигули" раскупают, предприятие получает прибыль и платит налоги в строгом соответствии с утвержденным правительством графиком. Рассчитывается и за прежние долги. В прошлом году АвтоВАЗ заплатил 16 млрд рублей. За пять месяцев нынешнего - около десяти. Сейчас каждый месяц бюджет получает порядка полутора миллиардов.

Есть в истории с налогами АвтоВАЗа один любопытный аспект. Если бы в смутные годы завод не пустил часть предназначенных к платежам в бюджет средств на постановку на конвейер "десятки", за что расплачивается по сей день, в казну поступало бы сейчас намного меньше доходов.

Чего же хотели (или хотят?) налоговые органы? В общей сложности около 11 млрд рублей, с учетом штрафов и пеней, за якобы произведенные в 1996 году и неучтенные автомобили. Что это означает для предприятия, если будет исполнено? Остановку. Руководство завода с цифрами в руках доказывает, что эта сумма не только совершенно необоснованна, но и категорически неподъемна. Норма прибыли на ВАЗе по сравнению с прошлым годом, увы, уменьшилась. Продолжает расти стоимость материалов, комплектующих, электроэнергии. Если за время, прошедшее после августовского кризиса 1998 года, их цена поднялась в 3,5 раза, то стоимость автомобилей выросла в 1,7 раза. Одновременно растет задолженность самого ВАЗа перед поставщиками, многие из которых перестанут существовать вместе с ним. Так что если удастся сгубить предприятие, государство не досчитается не только того, что сейчас платит АвтоВАЗ, но и того, что платят сотни предприятий-смежников, плюс тех налогов, которые платят три миллиона человек, прямо или косвенно связанных с выпуском тольяттинских малолитражек.

Конечно, мрачная картина с остановкой предприятия едва ли реальна. Шанс выбить почву из-под ног АвтоВАЗа мизерный. Но вот угрозу, нависшую в результате непродуманных действий ФСНП над совместным предприятием с корпорацией General Motors, сбрасывать со счетов не стоит. А потери от этого могут быть куда более существенными, чем даже от полного прекращения налоговых поступлений из Тольятти.

Дело в том, что этот проект и аналогичные ему проекты необходимы нашему автомобилестроению и нашей экономике в целом как воздух. И суть не только в возможной утрате трехсот миллионов долларов прямых инвестиций. Вот лишь пара примеров. Если проект с GM будет развиваться нормально, через год-полтора на рынок выйдет новая "Нива", появится Astra тольяттинской сборки, а через несколько лет - и новый российско-немецкий автомобиль класса "Жигулей". Причем американцы с немцами приходят с новейшими технологиями, на разработку которых они затратили огромные деньги, коих у нас сегодня нет. Но главное - они приходят с комплектующими, выпуск которых очень хотят наладить на российских заводах и готовы вкладывать в это дело крупные средства. С точки зрения притока инвестиций это самая реальная и привлекательная отрасль нашей промышленности. Потому что у нас хороший уровень подготовки кадров при относительной дешевизне рабочей силы и ресурсов. Эти комплектующие будут устанавливаться и на отечественные машины, что обеспечит им лучшее качество.

Если же проект будет сорван, ждать новой "Нивы" придется долго. А о производстве качественных, отвечающих мировым стандартам комплектующих придется на годы забыть. Как и об интеграции в мировое автомобилестроение. Процесс глобализации отрасли стремителен и объективен, поправки на политическую нестабильность или скудоумие чиновников в расчет не принимаются. Мы или используем свой шанс, или окажемся на обочине.

Конечно, американцы привыкли учитывать возможные риски и имеют дело с акционерным обществом, а не с людьми, которым могут быть предъявлены обвинения. Но возникшая ситуация, как это ни прискорбно, способна повлиять на судьбу проекта. Дело в том, что далеко не все члены совета директоров GM поддерживают проект. И у них, несомненно, появился новый аргумент в споре с его сторонниками. Как нельзя "кстати" - накануне одобрения бизнес-плана. Ко всему прочему, некоторые средства массовой информации России поспешили сообщить, что проект вообще закрыт. Пока это, к счастью, не так. Скорее всего окончательное решение по поводу СП будет принято в октябре.

Однако не слишком ли дороги эти "игры в кошки-мышки", с возбуждением-отменой уголовных дел, нам обходятся? Каждое такое дутое "дело", не доходящее до суда, тянет на много миллионов, которые усердные чиновники не смогут отработать и до конца дней. И некому с них спросить?

Когда верстался номер. Министерство по налогам и сборам (МНС) отменило решение о применении штрафных санкций к АвтоВАЗу. Иными словами, налоговики признали свою неправоту. Одновременно МНС просило прекратить производство по иску АвтоВАЗа в Арбитражном суде Москвы. Однако рассмотрение иска завода к МНС суд решил перенести на 7 сентября. Дело в том, что АвтоВАЗ подал новое заявление, содержащее дополнение к первоначальному иску. Представители завода настаивают на рассмотрении вопроса по существу.