"По ходу игры правил не меняют"

Станислав Павлов
22 января 2001, 00:00

Западные автомобильные компании, решившие не только импортировать в Россию свою продукцию, но и организовать производство в нашей стране, сталкиваются с проблемами, которые не могли предвидеть заранее. Об этом - в интервью с генеральным директором ОАО "Автофрамос" Ги Бара.

- В прошлом году рынок иномарок изменился незначительно. Об этом свидетельствуют цифры. объем продаж составил лишь половину от показателя тысяча девятьсот девяносто восьмого года. По-прежнему плохо покупаются автомобили в ценовом диапазоне от десяти до двадцати тысяч долларов.

Что касается Renault, то прошлый сезон я оцениваю как неплохой. Мы регулярно увеличивали реализацию, хотя начало года оказалось трудным. Нас выручила модель Renault 19. А в сентябре ей на помощь пришла Clio Symbol, которая сразу стала пользоваться отличным спросом. Завезенные в Россию машины были распроданы за несколько недель. Нам даже пришлось принимать специальные меры, чтобы удовлетворить спрос. С одной стороны, это оказалось сюрпризом. Но с другой стороны, такой результат был вполне прогнозируемым, поскольку Symbol - действительно хороший автомобиль по доступной цене. Довольны мы и продажами моделей Megane, Scenic и Laguna. В целом за прошлый год "Автофрамос" реализовал около трех тысяч машин, тысяча из них собрана в Москве. Если ситуация будет так развиваться и дальше, то в успешном будущем я не сомневаюсь. До конца нынешнего года мы планируем продать около пяти тысяч автомобилей. Но путь к настоящему успеху будет длинным и трудным.

- Вы рассказали о продажах. А как обстоят дела с производством?

- Здесь не все так гладко, как хотелось бы. В середине прошлого года Renault увеличила свой капитал в СП "Автофрамос", вложив в производство около шестидесяти миллионов долларов. А наш партнер - правительство Москвы - предоставил здания и земельные участки. Так что теперь сборка будет осуществляться в корпусах, принадлежащих нам по праву. На данный момент завершается подготовка сборочного цеха. Ведется работа над кузовным и покрасочным цехами, которая продлится два-три года. К сожалению, мы до сих пор не можем полноценно применить условия инвестиционного соглашения, подписанного с российским правительством еще летом девяносто девятого года.

- В чем проблема?

- В сегодняшней ситуации выгоднее экспортировать автомобили, нежели производить их внутри страны. Ведь сборы за машинокомплекты, завозимые в вашу страну, фактически равняются пошлинам на полностью готовую продукцию. При этом, по сравнению с обычными импортерами, мы вынуждены нести дополнительные расходы, связанные с окончательной сборкой автомобилей. В этой связи я не понимаю позиции правительства. Начиная проект, Renault рассчитывала на то, что государству будет выгодно выпускать продукт в России, создавая новые рабочие места и собирая налоги. Но практика доказывает обратное. До сих пор не изменилась ситуация со свободным таможенным складом, что не позволяет нам получить обещанные льготы. Условия его функционирования, которые нам предлагает ГТК, неприемлемы. Они не позволяют заводу работать эффективно. Проблема состоит в тотальном контроле, тормозящем производственную деятельность. Конечно, правительство должно контролировать процесс применения инвестиционного соглашения. Но ведь уже давно появились информационные системы, позволяющие осуществлять контроль гораздо лучше, чем при устаревшем ручном методе. На словах всем ясна необходимость создания максимально благоприятных условий для инвесторов. Но реальных шагов навстречу со стороны государства пока не видно. И если так пойдет и дальше, то компания будет вынуждена импортировать готовые автомобили, а производство просто-напросто закрыть.

- Каким образом повлияет на деятельность "Автофрамоса" пятипроцентное снижение таможенных пошлин на новые иномарки?

- Действующие таможенные пошлины волнуют нас очень сильно. С одной стороны, я понимаю, что подобные шаги свидетельствуют о желании России войти в состав мирового экономического сообщества. Но если таможенные пошлины будут снижаться, в то время как местная промышленность еще недостаточно сильна, возникнет серьезная опасность для российских производителей. По моему мнению, снижать пошлины нужно, но не сейчас. Иначе будет очень трудно привлечь инвестиции в автопромышленность. Когда мы подписывали соглашение с правительством, то обещали обеспечить определенный уровень инвестиций и локализацию производства. Тогда пошлины были на уровне тридцати процентов. А сейчас правительство снизило таможенные сборы. Соответственно уменьшились преимущества для компаний, осуществляющих в России совместные проекты. Но ведь нельзя менять правила, когда игра уже начата.

- Что же вы собираетесь делать в этой ситуации?

- Хочу донести до читателей "Эксперта-Авто", что Renault отнюдь не собирается сворачивать сборку в России. Мы не отчаиваемся и продолжаем переговоры с ГТК, постоянно обращая внимание властей на волнующие "Автофрамос" проблемы. Что касается производства, то через несколько недель начнет работать сборочный цех, в котором серьезно усложнится уровень сборки. Автомобили будут поступать в Москву с меньшей степенью готовности. Это предусмотрено соглашением с федеральным правительством. Ожидаем мы и новых инвестиций, необходимых для строительства кузовного и покрасочного цехов. В две тысячи первом году обязательно продолжится развитие дилерской сети, что в конечном итоге должно привести к росту продаж. Несмотря ни на что, перед руководством компании я всегда защищал российский проект, поскольку действительно уверен в перспективности вашего рынка. Надеюсь, наступивший год оправдает наши ожидания.