ВАЗ: итоги и перспективы

Москва, 22.01.2001
«Эксперт Авто» №1 (23)
Тольяттинский гигант инвестирует в развитие, рассчитывает на альянс с General Motors и "отбирает" у американцев завод в Эквадоре

Факт, отрадный уже сам по себе: наши автомобили нужны не только нам. В канун Нового года сборка вазовских машин началась в далеком Эквадоре. Подробнее об этом, а также об итогах года и планах на будущее "Эксперт-Авто" попросил рассказать председателя совета директоров АО "АвтоВАЗ" Владимира Каданникова:

- Завод в Эквадоре прежде занимался выпуском автомобилей General Motors. Но в силу ряда обстоятельств, в первую очередь из-за их дороговизны, руководство предприятия обратилось к нам с предложением организовать вначале производство "Нивы", а затем модели ВАЗ-2107. Поскольку завод оснащен очень хорошо, располагает в том числе сваркой и окраской, мы поставляем туда полностью разобранные машины, лишь силовой агрегат идет в сборе. И имеем на этих поставках приличную рентабельность - порядка двадцати четырех процентов. При том уже до Нового года локализация производства комплектующих, то есть тех деталей, которые изготавливаются на месте, достигла восемнадцати процентов. А это существенно для экономики Эквадора. Там делают все: стекла, шины, аккумуляторы, обивки и набивки сидений - я бы сказал, лучшего качества, чем используем мы сами. Поэтому, к слову, когда я был на заводе, то запросил предложение по стеклам, чтобы "на обратном пути" закупать их.

Первые "Нивы" эквадорской сборки уже поступили на рынок и были встречены хорошо: когда мы уезжали, заказы на покупку покрывали мартовский план. А стоит эта машина там, между прочим, не дешево - около десяти тысяч долларов. Всего в этом году планируется выпустить примерно десять тысяч автомобилей: из них - три с половиной тысячи "Нив", а с июля начнут производить ВАЗ-2107.

- Раз уж мы заговорили об экспортных программах АвтоВАЗа, сколько автомобилей удалось продать за рубежом в прошлом году?

- Девяносто восемь тысяч. Сразу скажу: могли бы продать значительно больше, если бы имели возможность возвращать выручку не через девяносто дней, а хотя бы через полгода. Потому что в целом ряде стран мы просто не успеваем реализовать продукцию. В тот же Эквадор корабль плывет месяц, а ведь нам надо упаковать комплекты, погрузить их в железнодорожные вагоны - с этого момента и пошел отсчет, доставить до порта, разгрузить и снова погрузить на корабль. А затем в Эквадоре сварить кузов, покрасить, навесить оборудование, а уж затем выставить автомобиль на продажу. И выходит, что партнеры, оплачивая наши комплекты вперед, по существу кредитуют нас, а за кредиты, как известно, надо платить. Такая ситуация не выгодна никому, в том числе государству. АвтоВАЗ продолжает ставить этот вопрос перед правительством, но возражает Министерство по налогам и сборам.

- У МНС, наверное, задача такая: получить, что можно - сейчас, чем больше - но завтра. Странно, конечно... Кстати, а чем закончилась тяжба ВАЗа с этим министерством?

- Вы знаете, что претензии "по неучтенным кузовам" были сняты изначально по причине их смехотворности. И по остальным пунктам нам удалось доказать в арбитражном суде, что все налоги мы заплатили, как положено. Причем дважды доказать. Пока - все.

- Что ж, вернемся к итогам года. Вы ими довольны?

- В целом, да. Весь прошлый год спрос опережал предложение. В итоге, запланировав произвести шестьсот семьдесят пять тысяч автомобилей, мы выпустили семьсот десять тысяч. Плюс около тридцати тысяч разобранных серий и девятьсот тысяч двигателей. Прибыль, которую мы ожидаем после налогообложения, составит примерно восемь миллиардов рублей. Другое дело, что, вероятно, придется под эту прибыль списывать часть дебиторской задолженности, то есть то, что должны нам. Ведь с изменениями в Налоговом кодексе мы обязаны платить с просроченной задолженности налог на добавленную стоимость, словно мы эти деньги уже получили. Поэтому итоговые показатели могут измениться.

Тем не менее мы набираем дополнительно больше четырех тысяч рабочих и планируем в этом году произвести уже семьсот пятьдесят две тысячи автомобилей, из них минимум сто тридцать тысяч поставить на экспорт.

Окончательно снимаем с конвейера "шестерку", а вот с "десяткой" выходим на проектную мощность - двести двадцать тысяч.

Одновременно вкладываем деньги в развитие. Из прибыли уже закупили нового оборудования на сто пятьдесят миллионов долларов - под "десятку", новую "Ниву-2123" и частично под "Калину". Хотя на "четверки", "пятерки" и "семерки" сохраняется спрос, нам уже никакими способами не удастся довести их до экологического стандарта Евро-3. А это делать необходимо. Вместе с тем мы провели глубокую модернизацию двигателя, сделали мотор объемом 1,8 литра. Уже больше двух лет бьемся над созданием дизельного двигателя на мощностях барнаульского завода. Надеюсь, в конце концов у нас получится. Ведь дизеля для легковых автомобилей в стране вообще нет.

Выполняя новые требования, сделали в минувшем году с впрыском и катализаторами сто девяноста тысяч машин, в этом году запланировали уже четыреста пятьдесят тысяч. Другой разговор, что внедряется это безусловно полезное дело крайне непродуманно. Окупить издержки по таким машинам мы не способны в силу того простого обстоятельства, что покупатель не готов их оплачивать. И уже потеряли около четырехсот миллионов рублей. Потому что первое, что делает человек где-нибудь в Сибири, приобретя такой автомобиль, - заезжает в гараж и вырезает катализатор. Он ведь неэтилированного бензина днем с огнем в округе не сыщет, с какой стати ему платить за ненужную вещь? А мы раскрутили производство, и обратного пути уже нет. По моему убеждению, экологические проблемы нельзя целиком перекладывать на плечи небогатого населения, которое, к слову, платит налоги, чтобы такие проблемы решались. Наверное, разумно предоставлять человеку определенные льготы, раз он использует менее вредный автомобиль.

- Или производителю?

- Да, или производителю. Но не так: уважаешь правительство? Плати!

- Тем не менее АвтоВАЗ не планирует повышать цены на автомобили?

- Нет, я очень надеюсь, что цены еще подержатся. Конечно, это впрямую зависит от стоимости комплектующих, а они в последнее время стабилизировались. Ведь увеличение цены означает для нас сокращение производства, мы не сможем продать такое количество машин за большие деньги, а это для АвтоВАЗа чревато тяжелыми последствиями. Существует простая связь - меньше автомобилей, выше их себестоимость. Мы не можем себе этого позволить.

- С нового года пусть незначительно, но снижена таможенная пошлина на ввоз новых иномарок. Как вы оцениваете этот шаг?

- Следует помнить, что все, что мы выпускаем и что продается внутри страны, - это автомобили класса C по европейской классификации. А покупатель не может так угнетаться, он должен иметь выбор. Есть, правда, тысяч сорок "Оки" в классе A. В классе D - "Москвич", то есть почти ничего. В классе В вообще пусто. В классе Е - "Волга". Ну и немного ульяновских внедорожников. Это ведь ненормальная ситуация. Рынок не терпит пустоты, должно быть предложение.

С другой стороны, количество продающихся в стране новых автомобилей зарубежного производства просто не сопоставимо с нашими объемами. Иной разговор, что подержанных иномарок продается порядка трехсот пятидесяти тысяч. Но, по нашим прогнозам, с две тысячи четвертого года их количество значительно уменьшится. А уровень реализации новых машин, наоборот, начнет заметно подрастать. Вопрос в том, что мы сможем предложить? Надо создать новую базу. А для этого необходимы новые силовые агрегаты, которых в стране нет. Нужен, например, модульный завод по выпуску четырехсот пятидесяти-пятисот тысяч двигателей объемом от одного до двух литров. А для этого требуются инвестиции. Словом, произошедшее снижение пошлин погоды не делает.

- Что касается инвестиций, вам известно что-либо о намерениях группы "Сибирский алюминий" в отношении АвтоВАЗа?

- Нет, не известно. Но должен сказать, что мы будем рады серьезному инвестору, поскольку денег на постановку новых моделей катастрофически не хватает.

- Пожалуй, последний вопрос. Как обстоят дела с совместным предприятием с General Motors?

- Надо понимать, он вызван тем, что до сих пор окончательное решение не принято. Что ж, могу сказать одно: перед Новым годом я получил письмо от президента GM Ричарда Вэгонера, в котором он выразил уверенность, что такое решение состоится. Более того, изначально планировавшийся срок запуска новой "Нивы" в серийное производство - сентябрь две тысячи второго года - перенесен быть не должен.

- У вас есть уверенность, что так оно и будет?

- Есть.

У партнеров

    «Эксперт Авто»
    №1 (23) 22 января 2001
    N01 (23) 22 января
    Содержание:
    Реклама