Таможня меняет правила

Дилер-клуб
Москва, 05.03.2001
Это затрагивает и официальных импортеров, и частных лиц

Вначале несколько любопытных цифр. По данным Государственного таможенного комитета (ГТК), в прошлом году по официальным каналам в страну ввезено 266 тыс. легковых машин, 71700 из которых - новые. Кстати, новыми автомобилями ГТК считает транспортные средства, произведенные в течение последних трех лет. Если же товар старше тридцати шести месяцев, то его относят к категории б/у. Это важно, потому что владельцам бывших в употреблении автомобилей не надо платить акциз. Тем же, кто ввозит новые автомобили, приходится платить так называемый совокупный таможенный платеж. В него входят ставка таможенной пошлины (25% от стоимости товара), акциз (10%) и НДС (20%). В итоге, как сообщил руководитель пресс-службы ГТК Владимир Емельянов, автомобиль дорожает на 70-80%. При этом пятипроцентное снижение импортной пошлины с 30 до 25%, о чем было немало разговоров, незначительно повлияло на окончательные розничные цены. Уменьшение, по оценкам дилеров, составило в среднем лишь два процента.

Следует добавить, что совокупный платеж может взиматься и с подержанных транспортных средств в случае, если машина ввозится на территорию страны не владельцем, а доверенным лицом. Кстати, таможенная стоимость автомобиля определяется не по реальной цене, за которую куплена машина (даже если у покупателя имеются все подтверждающие документы), а по каталогу Eurotax. В этом издании периодически публикуются среднестатистические розничные цены на новые и подержанные транспортные средства в Европе.

Еще одна важная деталь: при таможенном оформлении нет никакой разницы в том, кто завозит машину - юридическое лицо или физическое. Перед законом равны все. Исключение составляют только дилеры компаний-производителей, включенные в "белые списки", о чем "Эксперт-Авто" уже рассказывал. Но теперь и с этими списками не все так просто, как раньше. Напомню, что уже больше года действуют правила таможенного оформления, облегчающие жизнь и таможенным постам, и официальным импортерам. Происходит это так. Компания-производитель передает в ГТК перечень своих официальных дилеров, которые заносятся в "белые списки". На практике это означает, что продавец значительно сокращает время на "растаможку". Это достигается за счет упрощенной процедуры оформления. Пошлины взимаются без задержек исходя из стоимости машин, указанных в счете-фактуре, а не в каталоге. Вся эта работа осуществляется на основе приказа ГТК N450 "Об особенностях контроля таможенной стоимости легковых автомобилей". До недавнего времени по упрощенной схеме работали около двухсот дилеров, представляющих более двадцати компаний. Но для некоторых продавцов отныне наступают трудные времена.

Дело в том, что своим появлением приказ N450 во многом обязан конструктивному диалогу между Европейским клубом, в который входят почти все иностранные автокомпании, и ГТК. Казалось, лед тронулся, и государственные органы наконец-то пошли навстречу тем, кто ведет легальный бизнес в России. На волне эйфории, вызванной отчасти слухами о значительном снижении импортных пошлин, таможенный комитет обратился к производителям со следующим предложением: давайте установим минимальную квоту ввоза машин вашими дилерами. Компании подумали и согласились, хотя первоначальное предложение ГТК пришлось серьезно скорректировать. В нем шла речь о минимальной квоте в триста автомобилей для дилеров из Москвы и Санкт-Петербурга и в сто транспортных средств для продавцов из провинции. В результате эти цифры уменьшились до шестидесяти и десяти соответственно.

30 января вышли сразу два новых приказа ГТК (N101 и N102), фактически отменяющие многие действовавшие до этого правила. Суть документов заключается в том, что дилеры, не выполнившие оговоренную с Евроклубом квоту, автоматически выбывают из "белых списков". Такие продавцы вынуждены будут "растаможивать" автомобили по Eurotax. То есть платить они станут больше, а ввезенные ими автомобили в рознице окажутся процентов на двадцать дороже, чем у дилеров, сохранивших за собой место в "белых списках".

Правда, производителям оставлено право вновь внести своих дилеров в "белые списки". Но проблема в том, что сделать это можно только два раза в год. Ближайшее изменение - лишь в июле. А до этого времени неудачливым или новоиспеченным дилерам придется несладко. В складывающейся новой ситуации безусловное преимущество получают крупные импортеры. По имеющимся у "Эксперта-Авто" данным, они уже приступили к корректировке своих планов в сторону увеличения импорта.

В первую очередь действия ГТК направлены на борьбу с серыми дилерами. Но все же стоит подумать и о поддержке начинающих предприятий, и о сохранении конкурентной среды, что в конечном итоге выгодно всем.

Поделиться своими соображениями по поводу того, что принесло недавнее понижение таможенной пошлины и каких шагов ждут официальные импортеры от правительства, "Эксперт-Авто" попросил руководителей двух компаний. Наши страницы открыты для дискуссии.

"Если цены и изменятся, то несущественно"

Так считает Игорь Петров-Кондратов, вице-президент компании "Рольф Холдинг":

- С одной стороны, таможенные пошлины действительно снизились - с тридцати до двадцати пяти процентов, но с другой - во многих городах и регионах увеличился налог с продаж (например, в Москве - до пяти процентов), и он рассчитывается уже от розничной цены. К тому же появился акциз на автомобили с двигателем до двух с половиной литров, если мощность превышает девяносто лошадиных сил. Так как все налоги фактически входят в розничную стоимость автомобиля, то последние нововведения в отношении массовых моделей привели лишь к незначительному снижению розничных цен.

Некоторое изменения возможны в розничных ценах на недорогие автомобили (стоимостью до десяти тысяч долларов), и многие автовладельцы могут пересесть с отечественного авто на иномарку. Однако Mitsubishi в этом сегменте фактически не представлен (самый доступный Mitsubishi Lancer 1.3 стоит десять тысяч девятьсот девяноста долларов). В принципе, это никак не повлияло на наши планы. Единственное, что мы можем отметить, - это заметное изменение в сезонности спроса, которое произошло в январе. Многие покупатели откладывали свои покупки до нового года, и поэтому объемы продаж, во всяком случае автомобилей Mitsubishi, в начале 2001-го оказались несколько выше, чем планировалось, скажем, полгода назад.

- С вашей точки зрения, какими должны быть следующие шаги правительства? Чего вы от него ждете?

- Правительство любой страны должно в первую очередь защищать своих производителей и привлекать иностранные инвестиции в отрасль. Но при существующем налоговом законодательстве развитие производства вызывает большие вопросы. И хотя на автомобильном рынке России все активнее ведут себя иностранные автоконцерны, которые налаживают местную сборку, растущий спрос на новые автомобили как по количеству, так и по ассортименту без импорта удовлетворить не удается. Кстати, ни один сборочный проект иномарок в России не обходится без налоговых льгот.

Многие решения нашего правительства в отношении ввоза и торговли автомобилями настолько непоследовательны, что можно ожидать всего, чего угодно - как дальнейшего снижения таможенных пошлин, что выгодно ГТК (больше будет импортироваться товаров - больше будет вноситься в казну), так и увеличения прочих налогов, например акцизов на крупные и дорогие автомобили, а также локальных налогов с розничного оборота. В любом случае государство, естественно, не пойдет на общее снижение налоговых поступлений. Вопрос только в том, в какой бюджет перераспределятся эти средства. И продавцы, и покупатели вряд ли что-либо от этого выиграют.

Тем не менее, как и в развитых странах, в нашей стране, безусловно, должна быть разумная конкуренция, которая бы подталкивала отечественных производителей поставлять на рынок качественный продукт, не уступающий иномаркам по своим потребительским характеристикам, уровню безопасности и прочим параметрам. Только конкуренция дает стимул дальнейшему развитию. Сейчас же государство проводит двойственную политику - сдерживает натиск иностранных производителей якобы в интересах отечественных автозаводов, но в то же время создает достаточно благоприятные условия для массового ввоза подержанных иномарок, которые составляют гораздо большую конкуренцию нашим ВАЗам и ГАЗам, чем новые японские или европейские автомобили. Так что ждем, когда правительство обратит на это внимание.

- В чем же должна заключаться, на ваш взгляд, политика в области пошлин на подержанные автомобили?

- По нашему мнению, импортные пошлины на подержанные автомобили, вне зависимости от того, ввозятся они физическими или юридическими лицами, не должны отличаться от таковых для новых иномарок. Более того, за последние лет десять российский рынок наводнили сотни тысяч новых автомобилей иностранного производства, накопилось большое количество российского "секонд-хэнда", многие дилеры развивают систему обмена автомобилей - trade-in. Поэтому идея ввозить подержанную иномарку "оттуда" все больше теряет смысл, поскольку есть возможность найти нужный автомобиль на внутреннем рынке.

Таможенный комитет считает подержанными все автомобили старше трех лет. Пользуясь этим, многие ввозят новые автомобили, которые три года стояли на складах и не находились в эксплуатации, с существенным занижением таможенных платежей. Поэтому сейчас официальные импортеры при содействии Европейского бизнес-клуба внесли на рассмотрение ГТК предложение об увеличении возрастного ценза на автомобили "секонд-хэнд" с трех до пяти-шести лет. Надеемся, что это предложение не останется без ответа.

"Мы снижаем свою прибыль"

Говорит Игорь Севрюков, генеральный директор компании Divers Motors, официального дилера Volkswagen:

- Пятипроцентное снижение таможенных пошлин дилерам практически ничего не принесло, а покупателям - небольшое, но реальное снижение цен. Несмотря на то что ставка таможенной пошлины уменьшилась с тридцати до двадцати пяти процентов, совокупный платеж снизился всего на два процента - с пятидесяти шести до пятидесяти четырех процентов. Например, если раньше за оформление модели Passat 1,8T мы платили семь тысяч долларов, то сейчас эта сумма составляет около шести тысяч восьмисот долларов. К сожалению, в нашей стране существует порочная практика. Вначале очень сильно пропагандируют некий политический шаг навстречу потребителю, что практически "обрубает" рынок из-за ожидания клиентами более выгодной цены. А затем все оказывается фикцией. В результате дилеры вынуждены снижать стоимость, но не за счет шагов государства, а уменьшая собственную прибыль. Клиенту крайне сложно объяснить, что снижение таможенной ставки не влечет за собой большого падения розничной цены. Зачастую он думает, что продавец просто решил заработать лишние деньги. А на самом деле наша рентабельность постоянно снижается. Сейчас она составляет десять-двенадцать процентов. Это пока приемлемо, но дальнейшее падение недопустимо.

- Чего же вы ждете от правительства?

- Как любому нормальному продавцу, мне хочется привлечь наибольшее количество покупателей. В этом могло бы помочь снижение налогов и сборов в стоимости нового автомобиля хотя бы до уровня, принятого в развитых государствах. Сейчас таможенный сбор достигает пятидесяти шести процентов от цены, указанной в счете-фактуре. А в европейских государствах этот процент не превышает тридцати. Пошлина снизилась всего на пять процентов, но этого недостаточно. Судите сами, если уменьшить таможенную ставку на пятнадцать процентов, то наша самая популярная модель Passat подешевеет на три тысячи долларов. А меньшее удешевление вряд ли привлечет новых клиентов.

Если провести анализ продаж, то получается любопытная картина. Восемьдесят-девяносто процентов покупателей - юридические лица. Связано это с тем, что введение пятипроцентного налога с продаж сильно ударило по частным покупателям. А фирма не платит этого налога. К тому же недавно был отменен двадцатипроцентный налог при постановке машины на учет. Так что организациям покупать новые автомобили выгоднее, чем обычному человеку. В заключение я хотел бы поблагодарить ГТК за приказ N450, согласно которому были сформированы списки официальных дилеров. Этот шаг существенно облегчил нашу работу. К тому же он наносит сильный удар по серым дилерам.

Андрей Осипов

У партнеров

    Реклама