Первые сюрпризы российского "Форда"

Андрей Безверхов
8 июля 2002, 00:00

В городе Всеволожске под Санкт-Петербургом открыт первый в России автомобильный завод, полностью контролируемый иностранной компанией

Фордовцы берегли это предприятие от прессы тщательно: даже во время майского визита президента Буша его журналистская свита не смогла проникнуть на производство. Однако за неделю до 9 июля - даты официального открытия завода - небольшая группа российских корреспондентов все же попала в цеха нового завода Ford Motor Company.

Первое впечатление - современное, мощное, хорошо продуманное и организованное производство. В окрасочный цех журналистов не пустили: там не должно быть ни единой пылинки. Зато удалось походить по сварочному и сборочному цехах: там идеальный порядок. Компания, раскинувшая сеть из 110 своих заводов по всему миру, крепко взялась за новое предприятие - генеральным директором во Всеволожске стал Мюррей Гилберт, который три десятка лет строил и управлял предприятиями Ford в Австралии, Вьетнаме, на Тайване. По словам коллег, он знает, что и как нужно сделать, чтобы добиться нужного результата.

Приоритеты

Персонал набирался по конкурсу: из десяти тысяч претендентов отобрали около четырехсот. Они да еще около тридцати иностранных специалистов и работают сегодня здесь. За два года все прошли обучение в собственном центре подготовки или на других заводах компании. Суммарно на учебу потрачено 85 тыс. часов (это пятьдесят лет) и около 5 млн долларов. С пуском конвейера зарплата рабочих будет от 350 до 600 долларов, у инженеров - от 500 до 2500. Плюс социальный пакет, включая медицинскую страховку, обеды по льготным ценам, бесплатную доставку из Питера.

Однако и требования к сотрудникам очень жесткие. Технологическая и трудовая дисциплина должны соблюдаться неукоснительно. Главная цель - производство "самого лучшего в мире продукта". Любой работник завода имеет право и даже обязан остановить конвейер, если заподозрит вероятность появления брака. Так же настроена и техника: компьютер не завершит операцию, если гайка затянута не с тем усилием. Таковы стандарты глобальной системы качества Ford, применяемой во всем мире. А к концу года во Всеволожске обоснованно рассчитывают получить и международный сертификат качества ISO 9001.

Специфика

Однако и без этого российский Ford Focus будет полностью соответствовать своим европейским собратьям и, более того, в чем-то даже превосходить их, если говорить об адаптации к местным условиям. В конструкцию автомобиля внесено 16 изменений. Кроме уже привычных для россиян более высокого клиренса, усиленной подвески и зимнего пакета его двигатель может потреблять 92-й бензин. Улучшена защита моторного отсека, воздушного фильтра и салона от влаги и грязи, сделан "холодный запуск", с которым двигатель заводится с пол-оборота даже при минус тридцати пяти. Покрытие кузова гарантирует его от сквозной коррозии в течение двенадцати лет. Небольшая модернизация может происходить и в будущем.

Будет расти доля комплектующих, произведенных в России. Компания обязалась в течение пяти лет довести объемы локализации в стоимости машины до 50%. Но эта цифра учитывает также долю труда, использование местных энергоносителей, амортизацию инвестиций. "Если считать именно так, то уже сейчас уровень локализации составляет около двадцати процентов, - говорит Билл Маршалл, директор программы локализации завода. - А в чистом виде российских деталей в нашем автомобиле пока только на двести долларов - около трех процентов от его стоимости. Это боковые стекла Борского завода, брызговики, защитные коврики, крышки клемм аккумулятора. Но на обновленной модели Focus года через полтора таких компонентов будет намного больше: многие уже проходят испытания в Германии. Более того, мы рассчитываем даже наладить экспорт российских деталей в Европу".

Реализацией программы занят отдел, имеющий офисы в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре и Кинешме. По оценке фордовцев, именно в этих регионах наилучший потенциал для выпуска компонентов мирового уровня. Требования к их производителям обычные: соответствие продукции международным стандартам качества, четкие сроки поставок и желание работать с компанией. Желающих оказалось более двухсот, но пока подписано только пять контрактов.

Продукт

Достоинства Ford Focus сотрудники компании не устают перечислять: лучший автомобиль года в Европе и США, самый надежный автомобиль - по оценке независимых немецких экспертов, бестселлер всех рынков, включая российский.

Действительно, в структуре продаж компании модель Focus заметно опережает остальные. Его доля - 60%. Только за первое полугодие в России реализовано 1367 таких машин. Более полусотни дилеров активно работают в 37 регионах страны - от Калининграда до Владивостока. Скоро их станет 70, и тогда сеть продаж Ford в России станет крупнейшей среди глобальных производителей автомобилей, обеспечив и лучший географический охват. Генеральный директор питерского дилера "Евро-моторс" Сергей Муратов рассказал, что за право продавать Focus из Всеволожска он стал бороться три года назад. Для этого пришлось построить новый салон за 2 млн долларов, обучить персонал, задействовать рекламу. Всего же дилеры, по данным "Форд Мотор Компани - Россия/СНГ", инвестировали в этот проект около 100 млн долларов.

С пуском завода покупателям будет предоставляться выбор из четырех серий по набору опций с тремя двигателями объемом от 1,6 до 2 л с механикой и автоматом. Предусмотрен выпуск седанов, хэтчбеков и универсалов, для окраски которых выбрано 14 цветов. Уже в базовой комплектации можно получить гидроусилитель руля и его регулировку, подушку безопасности для водителя, регулировку сидений в двух плоскостях, обогрев заднего стекла. Все вероятные варианты определялись на основе серьезных маркетинговых исследований. "Зато теперь мы хорошо знаем своего российского покупателя, его вкусы и пристрастия", - подчеркнул в беседе с "Экспертом" президент "Форд Мотор Компани - Россия/СНГ" Хенрик Нензен.

"Бомба" для покупателей и конкурентов

К торжественному открытию завода фордовцы заготовили настоящую бомбу-сенсацию. Речь идет о цене автомобиля и комплекте других предложений, делающих его куда более доступным для россиян. Итак, с 9 июля пятидверный хэтчбек Focus в базовой комплектации по всей стране стоит 10,9 тыс. долларов - ровно на три тысячи меньше, чем импортный аналог. А самый дорогой вариант с двухлитровым двигателем опускается с 20,4 тыс. долларов до 17,7 тыс. "Ликвидность моей машины резко снизилась", - удрученно посетовал коллега, уже владеющий этой моделью.

Ford провозгласил также новые программы кредитования, страхования и технического обслуживания автомобилей. Во-первых, теперь можно получить кредит под Focus по упрощенной процедуре всего за пять дней в объеме до 70% от стоимости в рассрочку на тридцать месяцев. И всего под 10%. Во-вторых, снижена минимальная ставка страхования - до 2,5%, и теперь Focus можно застраховать за 275 долларов. В-третьих, с одного года до двух, или до 100 тыс. км пробега, увеличены гарантийные обязательства, до 20 тыс. км доведен сервисный интервал, а с 1 августа цена технического обслуживания этой модели будет снижена на 12% и составит всего 60 у.е., включая запчасти, работу и НДС.

По признанию Глеба Хотимского, менеджера по контролю за обеспечением техобслуживания, такой калькуляции в компании и сами не ожидали. Причем о демпинге, в том числе по розничным ценам, речи и быть не может, поскольку Ford жесточайшим образом следит за доходностью всех своих предприятий во всем мире.

Перспективы

Брэнд-менеджер марки "Focus" Ирина Шароватова сообщила, что в этом году планируется изготовить во Всеволожске и продать почти 2400 автомобилей, в будущем - 9100, а уже в 2005-м перешагнуть за планку в 17500 машин. Импорт этой модели уже прекращен, и все отечественные потребности будет закрывать новый завод. По плану на проектную мощность он выйдет в 2007 году, "но только при условии, что существующие сейчас таможенные тарифы, законы и иные условия сохранятся, - подчеркнул Хенрик Нензен, - иначе цифры могут быть скорректированы".

При достижении проектного максимума производство может быть расширено - это позволяют и площади, и мощности. По оценке Мюррея Гилберта, завод в состоянии производить до 100 тыс. автомобилей в год, причем разных моделей, включая даже микроавтобус Transit. И уже в начале следующего года фордовцы намерены решить, какую модель можно поставить на поток в дополнение к Focus в ближайшей перспективе.

Всеволожск - Москва