С 1 июля взаимоотношения водителей и инспекторов ГАИ регулирует новый Административный кодекс. Правозащитники празднуют победу: новые правила более либеральны и лишены большей части "репрессивных положений" 1992 года, а полномочия инспекторов дорожно-патрульной службы существенно подрезаны.
Теперь инспекторам запрещено штрафовать на месте нарушения - оплата должна идти лишь через банк. Права можно изымать только если это станет наказанием за правонарушение. Скажем, за управление автомобилем в нетрезвом состоянии, превышение скорости более чем на 60 км/ч, выезд на встречную полосу - всего таких оснований десять. Но сделать это может только суд, а не сотрудник ГАИ, в чьей компетенции остается лишь решить, оштрафовать или передать дело судье.
Удержание документов "до уплаты штрафа" прекращается. Серьезное нарушение будет оформляться стандартным протоколом с подробным указанием обстоятельств и места нарушения. Два экземпляра подписываются инспектором и водителем. При штрафе за мелкое нарушение водителю будет выдаваться упрощенная форма - протокол-квитанция. Предполагается, что это позволит сократить время на оформление документов. Стандартный же протокол станет намного длиннее: в нем появится поле с подробными сведениями о нарушителе - адрес по регистрации и фактический, место работы, должность. Срок взыскания штрафов увеличен с трех месяцев до года, а в случае неуплаты может быть продлен.
В новом кодексе стало меньше "вилок" для штрафов. Ныне места для интерпретации почти не оставили: суммы в основном фиксируются четко. Заместитель министра МВД РФ Александр Чекалин прокомментировал это так: "В старом кодексе упор был сделан на должностное усмотрение, а не на законность. Теперь мы должны перейти к технической фиксации правонарушений". При этом будут использоваться возможности фото-, аудио- и видеозаписи, компьютерной техники. И еще новинка: отныне один работник ГАИ может наказать только за одно нарушение.
Новый кодекс должен положить конец самоуправству мэров и губернаторов, так называемым местным проверкам автомобилей. Отныне нельзя остановить автомобиль с талончиком ТО и потребовать в нем что-либо проверить. Не нужны и различные экологические талоны или диагностические карты. Запрещены инструментальные проверки с использованием средств технической диагностики, применение эвакуаторов и блокираторов при незаконной парковке, снятие номерных знаков, применение иных принудительных мер, не предусмотренных законом.
В кодексе появилось упоминание о презумпции невиновности. "Раньше как сказал милиционер, так и будет, - комментирует это правозащитник Леонид Ольшанский. - Теперь милиции надо доказывать виновность человека. Инспектор ГАИ заявляет, к примеру, что водитель проехал на красный свет, а тот говорит - на зеленый. На перекрестке, кроме них, нет никого. Ситуация, вызывающая сомнение, разрешается в пользу водителя".
Несколько увеличились размеры штрафов. Например, раньше за вождение в нетрезвом состоянии брали от 8 до 10 МРОТ. По новому КоАПу это обойдется в 10-20 минимальных зарплат. Александр Чекалин приветствовал повышение штрафов. "Во всем мире Административный кодекс носит предупредительный характер. Поэтому размер штрафа такой, при котором нарушать не выгодно", - пояснил он.
Тем не менее новый уровень штрафов все же в несколько, иногда в десятки раз ниже, чем в большинстве развитых стран, и в несколько же раз выше у нас количество ДТП на каждую тысячу автомобилей. Только за первый квартал 2002 года в России их произошло 30 тысяч, погибло 5300 человек. Причина в подавляющем числе случаев - нарушение ПДД. Очевидно, действительно нужны по-настоящему высокие штрафы. На Западе малейшее нарушение правил ощутимо бьет по карману. В Великобритании превышение скорости на 7 миль в час штрафуется 50 фунтами стерлингов, за парковку в неположенном месте возьмут 25-35 фунтов. К тому же разрешена блокировка и эвакуация машин. В США нарушитель наказывается не только внушительным штрафом, но и возрастающей платой за страховку. То, что в России нужны высокие штрафы, скорее всего, понимают и законодатели. Но уходят от принятия непопулярных решений.
Одновременно с ограничением свободы действий автоинспекторов им повысят денежное довольствие. Согласно принятому Госдумой закону, с 1 июля оклады сотрудников правоохранительных органов приравниваются к окладам государственных служащих. Оклады по штатной должности выросли в 2,35 раза, до 70% возрастают надбавки за выслугу лет и за сложность и напряженность службы. Но уменьшит ли это взяточничество автоинспекторов? Да и запрет брать штрафы на месте ничего не изменит: взятка милиционеру была запрещена и прежде, но никого это не останавливало.
И милиционеры, и правозащитники сходятся во мнении, что работа над новым Административным кодексом только начинается. Замначальника ГУ ГАИ СОБ МВД РФ генерал-майор милиции Александр Якимов обеспокоен тем, что не издан ряд нормативных правовых актов, которые должны быть подготовлены для исполнения положений кодекса. А Александр Чекалин заявил: "Оценив новый КоАП с практической точки зрения, мы пришли к выводу, что ряд его позиций окажет негативное влияние на участников дорожного движения. И поэтому мы вышли в правительство с просьбой инициировать внесение поправок к административному законодательству по двенадцати пунктам". Он считает, что "к концу года, столкнувшись с неразрешимыми вопросами, мы выйдем на целую обойму поправок".
Депутаты готовятся к атаке ГАИ. Виктор Похмелкин, возглавивший недавно Движение автомобилистов России, уже заявил, что любой подзаконный нормативный акт, ухудшающий положение автомобилистов, будет немедленно оспорен в судебном порядке. А Леонид Ольшанский считает, что из новых правил надо изъять вторую половину "репрессивных положений". По его мнению, борьба за этот кодекс будет продолжаться при помощи поправок.