"Форд" завалили заказами

Андрей Безверхов
7 октября 2002, 00:00

Спрос на Ford Focus, выпускаемый в Ленинградской области, в четыре раза превысил самые оптимистические прогнозы

За два первых месяца после пуска завода во Всеволожске дилеры компании Ford получили почти две тысячи частично оплаченных заказов - это 70% от общего объема российских продаж всех моделей Ford в первом полугодии. Таким образом, предприятие оказалось полностью загруженным на всю осень. Произошло это еще до начала официальной рекламной кампании и продаж, которые стартовали 3 октября.

Как признался "Эксперту" президент "Форд Мотор Компани Россия/СНГ" Хенрик Нензен, полтысячи машин считались вполне оптимистическим прогнозом на этот период, так что большой спрос россиян оказался для Ford приятной неожиданностью. С одной стороны, поведение российских клиентов свидетельствует о бурном росте российского авторынка. С другой - сыграли свою роль и предложенные американской компанией бонусы для покупателей собранных в России машин. Такие, например, как фиксированные цены на основные запчасти и фиксированный тариф на гарантийное техобслуживание (60 долларов, это дешевле даже, чем у "Жигулей"). Кстати, само ТО теперь надо проходить через 20 тыс. км. Если у фордовцев так дела пойдут и дальше, то уже в первом квартале следующего года завод во Всеволожске будет работать в две, а то и в три смены - решаться этот вопрос будет в середине октября. Каждая смена, заметим, может собирать до 10 тыс. автомобилей в год.

Первые триста машин были собраны на новом заводе с июля до середины сентября. Несколько экземпляров из этой сборки было отправлено дилерам в качестве образцов, основная же часть осталась на заводе и ждала комиссии из европейского офиса компании Ford - она должна была провести полномасштабную проверку качества всеволожских машин. Придирчивые контролеры дали свое "добро", машины первой сборки были отправлены в автосалоны, а конвейер стал работать на выполнение заказов.

Приятным сюрпризом оказалась для фордовцев и структура первых покупателей автомобилей, собранных под Питером (см. график 2). Главная неожиданность - среди клиентов много владельцев российских машин, решившихся поменять их на Focus. Эту категорию потенциальных клиентов инофирмы обычно рассматривают как второстепенную, дескать, они не готовы купить иномарку из-за высоких цен или в силу лояльности к отечественному производителю. Изначально компания делала ставку на приток клиентов из числа владельцев старых иномарок. Впрочем, этот прогноз во многом оправдался.

Расчетными темпами идет и прирост покупателей, решивших купить Ford Focus в кредит, - таковых насчитывается уже около 20% от общего числа заказчиков, и их доля, скорее всего, возрастет еще процентов на пять. Специальная программа кредитования, введенная для этой модели, как выяснилось, весьма привлекательна. Особенно заинтересовало получение кредитов по упрощенной процедуре под 10% годовых жителей Москвы - здесь партнерами Ford стали Межпромбанк и Русьбанк. А вот в Санкт-Петербурге, где банк "Петровский" предлагает ровно те же условия, желающих пока не так много. Всего же эти три банка на первый год зарезервировали под кредитную программу продаж российского Focus 30 млн долларов, что обеспечивает покупку 5 тыс. автомобилей. Это явно не предел, поскольку Ford сейчас активно ищет банки для сотрудничества и в других регионах России.

Анализ первых двух тысяч заказов на Focus показал и другие любопытные тенденции. Во-первых, вкусы россиян меняются, все более приближаясь к европейским. Седаны, которые прежде доминировали, сейчас хотят приобрести лишь около 40% покупателей. Более трети будущих владельцев Focus пожелали автомашину с кузовом хэтчбек, а четверть заказала универсалы (что было совсем неожиданно). Во-вторых, выясняется, что цена машины уже не столь однозначно определяет выбор. Всего 10% заказов приходится на самый дешевый вариант комплектации Ambiente (от 10,9 тыс. долларов), в то время как на самый дорогой (Ghia - от 15,5 до 17,7 тыс. долларов) - почти четверть. Столько же почитателей и у "спортивной" модификации Trend. Наиболее популярная комплектация (около 40% заказов) - Comfort, в ценовой линейке он стоит вторым (от 12,1 тыс. долларов), и у него приличный набор опций.

Удовлетворены в компании "Форд Мотор Компани Россия/СНГ" и тем, что производство и рост продаж Focus никак не отразились на сбыте других моделей. Их продажи (особенно внедорожников) растут. Впрочем, как и реализация других иностранных брэндов - по предварительным расчетам, общий объем продаж новых иномарок в России за 2002 год должен перешагнуть за 120 тыс. Вполне логичным поэтому выглядит намерение фордовцев в конце этого года представить покупателям еще одну новинку - пятидверную Fiesta. "Эту небольшую автомашину готовы покупать в основном корпоративные клиенты, - сообщил нам Хенрик Нензен. - Но мы рассчитываем, что Fiesta привлечет внимание и женщин, им мы предложим целую гамму этих машин с не самыми мощными двигателями и с автоматической коробкой передач. Цены на них будут сопоставимы с ценами на Volkswagen Polo и Opel Corsa".