"Мерседес" - автомобиль для среднего класса

Андрей Безверхов
2 декабря 2002, 00:00

Западные автомобилестроители стремятся наладить высокотехнологичные производства в России. Сегодня исследуется возможность открытия российского завода по выпуску Mercedes-Benz

Для Герхарда Хильгерта, генерального директора ЗАО "ДаймлерКрайслер Автомобили РУС", 2002 год оказался чрезвычайно насыщенным. Во-первых, компания получила статус генерального импортера и пришлось кардинально менять систему поставок и сбыта. Во-вторых, г-н Хильгерт был назначен главой российского представительства концерна DaimlerChrysler AG, а значит, у него появилось множество новых обязанностей. Наконец, коллеги из других компаний избрали его руководителем автомобильной секции Европейского делового клуба, объединяющей представительства почти всех инофирм.

С обсуждения достижений на посту руководителя клуба г-н Хильгерт и начал интервью "Эксперту".

- Одно из достижений этого года - вклад Европейского делового клуба в обсуждение вопросов импорта в Россию подержанных автомобилей. Итогом этой дискуссии стало политическое решение вашего правительства, объявленное осенью. Мы его приняли как факт, считаем его частью политики Российской Федерации по укреплению отечественного автомобилестроения и в соответствии с этим будем работать.

Европейский деловой клуб также тесно сотрудничал с Государственным таможенным комитетом России (ГТК). Диалог шел прежде всего об импорте автомобилей и запасных частей к ним. И теперь у наших партнеров в ГТК, по-моему, сложилась ясная картина того, как, с точки зрения иностранных производителей, можно оптимизировать работу. К примеру, решен вопрос "зеленого коридора" для официального импорта автомобилей. Есть и другие проблемы, в работе над которыми удалось достигнуть прогресса. По некоторым окончательные решения еще впереди. Это касается, например, принятой во всем мире электронной обработки на таможне заказов и других данных. Еще одна важная тема - сертификация ввозимых автомобилей. Они совершенствуются, и все технические новшества должны отвечать требованиям российского законодательства - это постоянная тема для диалога.

- А какие задачи ставит перед собой ваша секция в Европейском деловом клубе на будущий год?

- Начну с развития маркетинга. Здесь одна из целей - вывести Московский автомобильный салон на международный уровень, сделать его доступным и привлекательным для мировых автопроизводителей. Пока Экспоцентр остается самой дорогой выставочной площадкой в мире. При этом он предоставляет очень неблагоприятное для автосалона время - август, а соотношение затрат участников и числа пришедших посетителей на московских салонах самое низкое. Для инофирм, работающих в России, эта выставка очень важна с точки зрения развития и продвижения бизнеса. Поэтому мы активно работаем с организаторами салона, у нас есть концепция, и мы рассчитываем на позитивное решение.

Другой блок вопросов связан с техникой. Прежде всего с внедрением навигационной системы для автомобилей. Навигация успешно применяется во всем мире, и ее создание в России тоже технически возможно. Тем более что есть потребность: интерес проявляют как владельцы частных машин, так и крупные компании. Ведь современная навигационная система - это часть логистической цепи, от которой зависит эффективность бизнеса. Водитель просто вводит в устройство конечный пункт поездки, и система - через спутник - на мониторе и голосом указывает оптимальный маршрут. Причем устройство может быть установлено как на новом, так и на старом автомобиле.

По всем этим проблемам мы контактируем с правительственными кругами, обсуждаем выработку необходимых положений и нормативных актов, других процедур. Понятно, что выдача лицензии на использование такого оборудования - проблема не только экономическая, но и политическая, и даже вопрос национальной безопасности.

Надо учитывать и масштабность технической части. К примеру, для описания в цифровом коде города на его дороги ночью должен выйти специальный автомобиль, который зафиксирует все объекты на каждой улице, прилегающие выезды и препятствия. Затем, в зависимости от интенсивности движения, будет рассчитано, за сколько метров водителю должно быть сделано голосовое предупреждение о повороте или остановке. Следующий шаг - это система, которая подсказывает, где возникли пробки, как их лучше объехать и так далее. Конечно, для создания такой системы нужны серьезные средства, но есть западные фирмы, готовые стать инвесторами.

- И как скоро, на ваш взгляд, навигация может появиться в России?

- Пока даже не до конца ясно, какой орган от государства будет курировать этот вопрос. К тому же только техническое описание "в цифре" таких мегаполисов, как Москва и Санкт-Петербург, займет около года. Думаю, для решения всех политических, экономических и технических проблем потребуется года полтора-два.

- Перейдем к проблемам производственным. Ford недавно получил дополнительные таможенные льготы для своего завода в Ленинградской области. Европейский деловой клуб содействовал этому?

- Нет, компания Ford самостоятельно добилась такого решения. Но оно очень важно для развития иностранных производств в России, так как позволяет делать такие предприятия экономически выгодными.

- А как вы оцениваете перспективы подобных проектов, возможно ли появление в России завода концерна DaimlerChrysler?

- Мы интенсивно изучаем российский рынок и возможности локального производства автомобилей. Цель - выяснить, будет ли выпуск автомобилей выгодным в долгосрочной перспективе. Для достижения экономической эффективности необходимо, чтобы производимый продукт на местном рынке был конкурентоспособен, то есть нужно добиться определенного уровня его продаж.

Говоря о заводе, мы имеем в виду создание современных цехов сварки, окраски и сборки, а также наличие поставщиков, способных дать качественные компоненты в нужных объемах. Ведь современный автомобиль - это высокотехнологичный продукт. Все это требует чрезвычайно больших инвестиций, а наш концерн строго ориентируется на экономическую целесообразность. Значит, масштабы продаж продукции должны быть такими, чтобы прибыль в течение десяти лет начала покрывать затраты на новое предприятие. При этом инвестиции в основные средства производства гораздо выше, чем выгода от возможности экономить на оплате труда персонала.

DaimlerChrysler, как международный производитель, оперирует большим числом автомобильных марок и может профессионально работать во многих секторах отрасли - легковые машины, минивэны, грузовики. При этом концерн имеет стратегию развития и опыт создания локальных производств. Поэтому вопрос о выпуске автомобилей в России мы тщательно изучаем, и, как только увидим шанс, экономические предпосылки для вложений, немедленно появимся на этом рынке. Думаю, это важно и для вашей страны - ведь следом сюда придут и производители комплектующих, возникнет потребность в создании других производств.

- За девять месяцев этого года сбыт машин марки Mercedes-Benz в России по сравнению с прошлым годом сократился более чем на пятьсот единиц - до двух тысяч автомобилей, хотя конкуренты заметно прибавили. Что происходит и как вы намерены преодолеть спад?

- Мы не драматизируем ситуацию. Было несколько проблем, которые одна за другой решаются. Тут и сезонные колебания спроса, и обновление модельного ряда, и дефицит машин, когда спрос на некоторые модели превышал квоты поставок. Наконец, мы перешли на генеральный импорт и столкнулись с рядом проблем в сбыте. В компании надо было создавать новые позиции, внедрять более высокие стандарты обустройства и работы автосалонов, серьезно инвестировать в логистику, в специальную программу обработки заказов от дилеров и электронного обмена данными между ними. Пришлось провести реструктуризацию дилерской сети и переориентировать ее исключительно на обслуживание клиентов и сервис, а на себя взять координацию, финансы, логистику.

Думаю, что в последнем квартале года ситуация заметно улучшится: работа в принципе отлажена, сейчас для россиян стал доступен столь ожидаемый ими автомобиль Е-класса, мы предлагаем привлекательные цены и работаем с очень хорошей сетью дилеров. Надеюсь, до конца года мы сможем сделать финишный рывок и приблизиться к запланированным результатам. Имею в виду продажу двух с половиной тысяч легковых машин Mercedes-Benz, около шестисот грузовиков, примерно четырехсот автомобилей Chrysler и Jeep и запчастей на двадцать три миллиона евро.

- Отразились ли как-то на вашем бизнесе такие факторы, как рост курса евро по отношению к доллару и скандалы вокруг двух дилеров, которых обвиняли чуть ли не в контрабанде машин?

- Насколько я знаю, расследования в отношении этих дилеров никаких результатов не дали. К тому же упомянутые проблемы относятся к двухтысячному и две тысячи первому году, когда наша компания импортом не занималась.

Что касается изменений курса евро, то это серьезная проблема. Нам не очень импонирует, что в России долларовый рынок. Поскольку наша самая продаваемая здесь продукция - автомобили Mercedes-Benz - приходит из Европы и там все калькулируется в евро, то рост его курса здесь нам не выгоден. А в России в этом году он вырос на пятнадцать процентов, и об этом приходится постоянно думать.

- Это единственная финансовая проблема?

- Тема финансирования сбыта в России тоже очень непростая. Скажем, чрезвычайно высоки процентные ставки по кредитам, особенно рублевым, есть другие проблемы. Хотя в последнее время можно говорить о некотором прогрессе. Положительной тенденцией мы считаем развитие лизинга и кредитования физических лиц. В первую очередь это очень важно для самого государства - это стимулирует людей, способствует развитию мелких и средних предприятий. Например, новая система налогообложения малых предприятий создает хорошие предпосылки для появления в обществе сильного среднего класса. Не крупная промышленность, а именно средний класс становится основным создателем благосостояния государства - это доказано западноевропейской и американской экономикой.

Поэтому в своем российском бизнесе мы тоже делаем ставку на повышение роли среднего класса. Речь идет о продаже предпринимателям грузовых автомобилей, автобусов, микроавтобусов, дизельных двигателей. Предлагая продукцию своей марки, мы уверены в ее качестве, надежности и выгодных условиях эксплуатации. В сочетании с хорошими лизинговыми программами она может стать отличной базой для развития бизнеса. А когда средний класс прибавит в весе, то я буду рад продавать ему и отличные легковые автомобили.