Французский Symbol из Москвы

Андрей Федоров
2 декабря 2002, 00:00

Российско-французское предприятие "Автофрамос" приступило в Москве к выпуску легкового автомобиля. Компания Renault пока сдержанно оценивает это событие, памятуя о прежних проблемах в России

Это уже второй запуск производства на предприятии за четыре года его существования. Первая попытка была предпринята в 1999 году, когда на временно предоставленных российской стороной площадях собирались Renault 19 и Megane Classic. Однако в августе 2000-го после выпуска почти двух тысяч машин производство было остановлено - СП тогда получило в собственность недостроенный заводской корпус АЗЛК и приступило к его реконструкции. Кроме того, таможенные пошлины на комплектующие были настолько высоки, что импортировать целые автомобили оказалось выгоднее. К примеру, кузова облагались по 25-процентной ставке - как готовые машины, но ведь компоненты занимают больше места в контейнерах, плюс расходы на упаковку, перевозку, последующую сборку, контроль качества.

Так что два последних года "Автофрамос" работал на три фронта: занимался организацией сбыта и обслуживания автомобилей Renault в России, ремонтом и оборудованием производственных мощностей, решением проблем, связанных с таможенными пошлинами. По всем трем направлениям прогресс очевиден: сейчас Renault входит в пятерку самых продаваемых марок на российском рынке, недостроенный цех превращен в современный сборочный корпус, есть позитивные результаты и в диалоге с Государственным таможенным комитетом (ГТК).

В результате после многомесячного перерыва выпуск легковых автомобилей был возобновлен. Теперь выбрана модель Symbol, завоевавшая в России наибольшую популярность из всей линейки Renault - за два года реализовано свыше 7 тыс. машин. Такой коммерческий успех объясняется оптимальным соотношением цены и качества: автомобиль класса В с 75-сильным инжекторным двигателем, гидроусилителем руля и подушкой безопасности стоит 9,1 тыс. долларов. Он вполне комфортабелен, надежен, имеет отличные характеристики по безопасности и адаптирован к российским условиям.

- Мы не получили каких-либо льгот от ГТК, но сегодня по крайней мере к нашим комплектующим на таможне применяются ставки, соответствующие по каждой позиции именно тарифам комплектующих, - рассказал 'Эксперту' генеральный директор ОАО 'Автофрамос' Ги Бара. - Скажем, на кузова пошлина составляет пятнадцать процентов. Но и такой размер ставок еще не позволяет сделать выпуск автомобилей в Москве экономически выгодным - собранные здесь машины по себестоимости теперь сравнялись с привезенными с турецкого завода. Пока ежедневно собираем по шесть-восемь автомобилей. Сейчас для нас главное - отладить все производственные процессы. А вот за качество производимых здесь машин могу поручиться: оно полностью соответствует стандартам компании Renault.

Видимо, за время существования "Автофрамоса" французы столько раз сталкивались с разными проблемами, что теперь Ги Бара чрезвычайно осторожен в прогнозах относительно развития СП и никаких конкретных сроков и цифр старается не называть. Говорит лишь, что Renault уже инвестировала в предприятие свыше 100 млн долларов и будут сделаны новые вложения (предположительно около 250 млн долларов. - "Эксперт"), что для запуска цехов сварки и окраски потребуется не менее двух лет, что рост производства обусловлен многими причинами, не зависящими от самого СП.

Очевидно, одна из таких причин - отсутствие местных комплектующих. Потенциальные производители компонентов с российских предприятий так и не смогли обеспечить нужного качества продукции, а потому "Автофрамос" до сих пор ни одного контракта не подписал и все узлы и детали по-прежнему импортирует. Впрочем, задача локализации производства не снимается, и поиск партнеров будет продолжен.

Продолжится и работа по оптимизации доходов и расходов. В частности, предприятие рассчитывает на то, что российский соучредитель - правительство Москвы - выполнит оставшиеся обязательства. Речь идет о предоставлении льгот по некоторым местным налогам.

В "Автофрамосе" задумываются и о долгосрочных перспективах. Именно это предприятие может стать одним из производителей еще только создающейся модели, которая придет на смену Symbol. Учитывая специфику российского и некоторых других развивающихся рынков, в новом автомобиле разработчики Renault стараются совместить лучшие качества своих машин с доступной ценой - в пределах 10 тыс. долларов. А пока "Автофрамос" будет производить Symbol.