Участь дилеров BMW решат клиенты

Андрей Безверхов
21 апреля 2003, 00:00

Согласно подведенным недавно итогам конкурса "Лучший автомобиль 2002 года в России", в четырех из четырнадцати номинаций победили модели BMW. Прокомментировать эти результаты корреспондент "Эксперта" попросил генерального директора компании "БМВ Русланд Трейдинг" Вольфганга Шлимме

- В последнее время в России имидж BMW становится все более положительным, а сам продукт - все более желанным. Причем не только в тех классах, где мы уже пять лет традиционно лидируем, но и среди эксклюзивных автомобилей. Поэтому в числе победителей конкурса оказались наши третья и седьмая серия, внедорожник X5 и родстер Z8. Мы очень гордимся успехом представительской модели седьмой серии - нашего флагмана, который явно опережает основных конкурентов. Не видим реальных соперников и у X5.

Свою роль в признании автомобилей BMW сыграли и другие факторы. Прежде всего - их высочайшее качество, надежность и технические характеристики. Кроме того, в сегменте "премиум" у нас самая крупная в России торгово-сервисная сеть - двадцать шесть дилеров в восемнадцати городах. У них единые расценки на запчасти и обслуживание автомобилей, а с централизованного склада мы в кратчайшие сроки можем доставлять им любые детали.

- В течение одной весенней недели в столице открылись два самых крупных дилерских центра вашей компании. Они не помешают старым дилерам?

- Судьбу каждого дилера будут решать клиенты. Ведь успех зависит не только от того, насколько красив салон, но и от квалификации его сотрудников, от умения работать с покупателями.

Наша цель на текущий год - продать более четырех тысяч автомобилей. Но этот год имеет еще и стратегическое значение: начиная с февраля в течение восемнадцати месяцев мы выводим на российский рынок семьсот шестидесятую модель, родстер Z4, новую M3 CSL, новую пятую серию, а затем и шестую серию. В начале следующего года появится "младший брат" внедорожника X5, а затем - BMW первой серии. В итоге сегодняшние четыре модельных ряда удвоятся - их станет восемь.

Лидеры переходят на водород
В начале апреля два крупнейших автопроизводителя - General Motors Corp. и BMW Group - объявили о намерении приступить к совместной разработке оборудования, предназначенного для заправки автомобилей жидким водородом. Более того, эти компании предложили присоединиться к проекту и другим автомобильным фирмам.


По словам вице-президента GM Лоуренса Бернса, это позволит ускорить развитие систем снабжения, заправки и хранения жидкого водорода, который считается топливом будущего. А Кристоф Хасс, отвечающий в BMW за политику в области научных исследований и транспорта, подчеркнул, что прежде всего нужно создать международные стандарты и технические требования к подобной технике. Без этого автомобилисты в разных частях света могут уже через несколько лет столкнуться с проблемой неунифицированных заправок и других систем (на первый план выходит вопрос стандартизации заправочного разъема). О масштабах задачи говорит такая цифра: в одной только в Германии планируется использовать до 10 тыс. водородных заправочных станций.
GM и BMW уже к 2010 году планируют вывести на рынок конкурентоспособные водородные модели. В этом направлении активно работают и французы из Peugeot, а также другие компании. О размахе исследований в области экологически чистого топлива можно судить уже по тому, что за последние пять лет General Motors вложила в них более 100 млн долларов. Одним из видимых результатов стало создание автомобиля Hy-wire, удивляющего публику на всех международных автосалонах последних лет. Помимо водородной силовой установки в нем применены совершенно новые решения в дизайне кузова и салона, в системах управления и конструкции платформы. Но главное, что такие машины уже собраны и сейчас проходят испытания.

К этой беспрецедентной программе нужно готовиться заранее. К примеру, в каждом шоу-руме должно быть место как минимум для восьми автомобилей. А если учесть, что за четыре года наши продажи выросли в шесть раз, то надо готовить и производственные мощности по обслуживанию автомобилей. Каждый дилер решает это по-своему. Одни расширяют имеющиеся салоны и сервисные станции, другие строят новые. А те из них, кто не сможет расти вместе с BMW и требованиями клиентов, будут просто отмирать.

- Ваша компания активно продвигает на рынок представительские лимузины новой седьмой серии. Но некоторые аналитики считают, что спрос на них в России почти иссяк. Не боитесь ошибиться?

- Возможно, у наших конкурентов сбыт подобных моделей и падает, а у нас он растет. Впрочем, как и по всему миру. И мы уверены, что так будет и в дальнейшем, иначе концерн не стал бы делать поистине колоссальные инвестиции в эту программу.

- С этого года у концерна BMW появился автомобиль самого высшего класса - Rolls-Royce. Будет ли он продаваться в России?

- Конечно, и я знаю, что желающие купить его уже есть. Но это очень специфическая марка для специфической клиентуры. Поэтому ею будет заниматься отдельная структура, а компания "БМВ Русланд Трейдинг" уполномочена работать с моделями BMW и Mini. Тем более что и здесь забот хватает. В частности, думаем в этом году начать продажи автомобилей Mini через второго дилера в Москве или Санкт-Петербурге. Эта марка очень успешна в Европе и Северной Америке, да и в России находит все больший спрос - менее чем за год в Москве продано сто тридцать таких машин.

- В две тысячи втором году в России было реализовано около ста одиннадцати тысяч новых иномарок. Как вы оцениваете дальнейшую перспективу рынка?

- Любые прогнозы возможны лишь при условии стабильности экономической и политической ситуации. Я думаю, что в ближайшие три-четыре года структура российского рынка автомобилей изменится. Сейчас в России очень много дешевых отечественных машин и достаточно много дорогих, а средний сегмент - в ценовом диапазоне от десяти до двадцати тысяч долларов - не насыщен. Именно он и будет быстро увеличиваться вместе с ростом покупательной способности.

Однако российский автопром пока не может сделать хороших предложений в этом сегменте. Здесь может сыграть большую роль производственная кооперация с нашими коллегами из других зарубежных компаний. Но очень важно, чтобы при этом была здоровая конкуренция. Если кто-то попытается ввести демпинговые цены, ситуация на всем рынке станет критической.

- Влияют ли на рынок колебания курсов евро и доллара?

- Когда эти курсы были стабильны, наш сбыт и прибыли росли плавно, по прямой. Сейчас показатели идут то вверх, то вниз - как бы по синусоиде. Но в целом результат неизменно положительный.

- Осенью прошлого года в России были введены заградительные пошлины на старые иномарки, сейчас говорят о подобных мерах для машин в возрасте от трех до семи лет. Это отражается на вашем бизнесе?

- Такие шаги всегда влияют на рынок, на поведение продавцов и покупателей. Любые новшества до их введения необходимо тщательно оценивать, прогнозировать последствия для всех участников рынка. Меры по ограничению ввоза старых иномарок не оказали большого влияния на сегмент наших автомобилей, но, если повысят пошлины на машины в возрасте от трех лет, это отразится и на нас.

- В положительном смысле или в отрицательном?

- И в том и в другом. С одной стороны, ограничение ввоза подержанных машин позволит нам продавать больше новых, а также стимулирует вторичный рынок автомобилей, уже находящихся в России. В то же время снижение импорта старых иномарок будет означать снижение спроса на услуги наших сервисных станций и уменьшение сбыта запчастей.

- На какую категорию покупателей направлены основные усилия BMW в России, кто ваши клиенты?

- Сложно выделить какую-то одну группу потребителей. Очень много людей расчетливых, рациональных. Они скрупулезно учитывают все факторы и лишь затем делают выбор в пользу BMW. Например, им важно, что за счет сборки автомобилей в Калининграде мы продаем свои самые популярные модели на пятнадцать-двадцать процентов дешевле, чем подобные импортируемые автомобили. Что у нас единый для всех дилеров и очень прозрачный прейскурант. Что во многих регионах страны есть фирменные станции техобслуживания, полностью обеспеченные запчастями.

Есть также очень взыскательные клиенты, для которых чрезвычайно важно качество марки BMW. Пожалуй, к ним можно отнести также крупные фирмы и организации, которые формируют свои парки из наших автомобилей. В том числе - аппарат президента России, другие правительственные структуры. Машины в таких организациях постоянно задействованы, на них ложится большая нагрузка, и фактор надежности выходит на первое место.

В то же время немало просто энтузиастов марки. Для них покупка BMW - мечта всей жизни, и на ее осуществление пришлось копить деньги много лет. Кстати, на таких людей во многом похож и я. Мой отец - лесник, и для него автомобиль ничего не значил. Но мой дядя с шестьдесят седьмого года водит BMW, и его приезды к нам были лучшими моментами моего детства. Я собирал литературу о BMW, каталоги, атрибутику. Сейчас в моем доме только календарь компании, но каждый день на работе и в дороге я окружен вещами, которые до сих пор приводят меня в восторг. Уверен, что такие же чувства испытывают и наши клиенты.