Сети для шин

Андрей Безверхов
21 апреля 2003, 00:00

На рынке продаж автомобильных шин на главных ролях остаются отечественные игроки

Шинный рынок России становится все привлекательнее для крупнейших мировых производителей. Его емкость уже превышает 35 млн шин в год, а ежегодная продажа свыше миллиона только новых легковых автомобилей делает этот бизнес еще более перспективным. Неслучайно в стране уже действуют или готовятся к открытию предприятия таких брэндов, как Goodyear, Michelin, Continental, Nokian Tyres. А сингапурский холдинг Amtel вообще приобрел три шинных и три сырьевых завода (не считая шинного предприятия на Украине) и в 2003 году инвестирует в них порядка 20 млн долларов. Партнер компании PricewaterhouseCoopers Стенли Рут в беседе с "Экспертом" эти шаги производителей автокомпонентов по значимости даже сравнил с открытием автомобильных заводов Ford и General Motors.

Accord для фанатов
Начиная с апреля российским поклонникам марки Honda предлагается новый Accord-седан. Согласно заявлению японской компании, он будет претендовать на заглавные роли в классе престижных автомобилей со спортивным характером. Обоснованность подобных претензий подтверждает тот факт, что минувшей осенью эта модель получила титул "Автомобиль 2002-2003 года в Японии".
Динамические характеристики новой модели отрабатывались в Европе, поскольку именно она сегодня задает тон в сегменте "быстрых" машин класса D. В итоге коэффициент аэродинамического сопротивления составил всего 0,26, что способствует не только стремительной езде, но и экономии топлива. Кузов, ставший более жестким, дополнен прекрасным шасси с независимой передней и независимой пятирычажной задней подвесками. Кстати, размеры самого кузова увеличились, так что салон стал самым просторным в своем классе, а его интерьер призван обеспечить атмосферу спокойствия и уверенности. Кроме того, в структуре корпуса предусмотрен ряд новшеств, которые снижают риск травм как для пассажиров с водителем, так и для пешеходов.



В Россию новый Accord будет поставляться с двухлитровым двигателем (в сочетании с пятиступенчатыми ручной или автоматической коробками) и с двигателем объемом 2,4 л (пяти- и шестиступенчатые механика или автоматы в разных версиях). При этом все модификации оборудуются системами ABS, распределения тормозного усилия и помощи при торможении. Для большего комфорта в базовую комплектацию входит новая аудиосистема с CD-проигрывателем, а в некоторых версиях стандартно устанавливаются также датчики дождя и двухзоновый климат-контроль. В отечественных автосалонах Accord должен продаваться по цене от 25900 до 32900 долларов.

Однако произведенную продукцию надо еще и реализовать, а в условиях жесткой конкуренции делать это становится все труднее. У дилеров автошин есть два главных времени года: сезоны продаж летней и зимней резины, когда активизируется реклама, на рынок выводятся новые продукты, расширяется спектр услуг. Нынешняя весна не исключение - в марте-апреле борьба за клиентов заметно обострилась.

Тот же Amtel недавно создал восемь территориальных дирекций для оптимизации сбыта и управления своей дилерской сетью в России. Территориальное деление не случайно: регионы страны отличаются друг от друга не только климатическими условиями, но и удельным весом легковых и грузовых автомобилей, качеством дорог, количеством иномарок, покупательной способностью населения.

С этой точки зрения самым динамичным и интересным остается московский рынок, где хорошо продаются практически все шины - от самых дешевых отечественных до брэндовых класса "премиум". И здесь же разворачивается наиболее острая борьба между продавцами. С одной стороны выступают крупные торговые сети, с другой - мелкие магазины и частные предприниматели, чаще всего торгующие на рынках. Первые пытаются брать ассортиментом, надежностью, комплексностью и качеством услуг. Главный козырь вторых - цены, иногда явно демпинговые. Порой с каждой шины ларек на рынке получает всего один-два доллара прибыли, в то время как некоторые магазины, наоборот, доводят торговую наценку до 50-60%.

- И то и другое мы считаем ненормальным для своего бизнеса, - говорит Юрий Мешалкин - генеральный директор компании "ЮВЛ Плюс", одного из признанных лидеров столичного рынка. - Заниженные цены не позволяют развиваться, а завышенные отталкивают покупателей. Поэтому в конце прошлого года мы даже кардинально пересмотрели свою маркетинговую политику, особенно в области ценообразования - что называется, повернулись лицом к потребителю.

Выяснилось, что как официальный дистрибутор крупнейших брэндов (Goodyear, Cooper, Pirelli) и продавец шин еще ряда известных марок "ЮВЛ Плюс" в глазах покупателей стала выглядеть слишком дорогой. Этому способствовала широкая имиджевая реклама, открытие новых современных центров компании, улучшившийся сервис и даже униформа сотрудников. Хотя на самом деле цены по основным позициям были не выше, чем на рынках в Кунцеве и Южном порту. Более того, модные ныне высокоскоростные шины класса "премиум" в магазинах компании оказались даже дешевле рыночных. Так что теперь "ЮВЛ Плюс" сознательно определяет себя как фирму, предлагающую широкий ассортимент по невысоким ценам.

Такой подход обусловлен еще одним фактором - позиционированием на московском рынке трех наиболее популярных шинных сетей. Верхний ценовой сегмент заняла компания МВО, у которой около двух десятков очень дорогих торгово-сервисных центров. Там в основном обслуживаются владельцы самых престижных моделей. В нижнем сегменте - массовом - популярные в народе магазины "Колесо". Говорят, их неброские вывески, скромные помещения и ненавязчивый сервис есть не что иное, как гениальный маркетинговый ход. Он был сделан в свое время не из экономии, а в расчете на привыкших к советской торговле потребителей, и многочисленные владельцы "Жигулей" да "Москвичей" это приняли.

Собственную нишу заняла "ЮВЛ Плюс", сделавшая ставку на средний класс. Имея на прилавках шины как для отечественных машин, так и для представительских лимузинов, эта компания в основном рассчитывает на владельцев большинства иномарок и новых отечественных автомобилей. Не готовые сорить деньгами, эти люди в то же время хотят получать хороший сервис, грамотные консультации и качественную продукцию за разумную плату. "Поэтому мы ставим задачу предлагать товары и услуги самого высокого уровня, но по ценам, доступным даже массовому клиенту, - поясняет Юрий Мешалкин. - Одновременно будем расширять уже имеющуюся в московском регионе сеть современных центров, объединяющих магазины с шиномонтажом, балансировкой, заменой масла и тормозных колодок, другим мелким ремонтом машин".

Самый быстрый Opel
В дилерских салонах компании "Дженерал Моторз СНГ" в марте начались продажи автомобиля Opel Vectra GTS. Эта модель - самая быстрая из серийных машин Opel за всю историю марки.
Этому способствуют высокие аэродинамические характеристики машины, ее отличная подвеска и "энергичные" двигатели: один из них - мощностью 147 л. с. (объем 2,2 л), второй - 211 "лошадей" (объем 3,2 л). С ними могут устанавливаться два варианта трансмиссий - пятиступенчатая механика или опять-таки пятиступенчатый автомат с возможностью выбора передач Active Select. Именно эти параметры в первую очередь определяют и разницу в цене. На автомобили с первым из моторов и ручной КПП она стартует с 24950 долларов, более мощная версия с коробкой-автоматом в России продается за 34350 долларов. При этом в базовую комплектацию всех Opel Vectra GTS входят шесть подушек безопасности, антипробуксовочная система и система динамической стабилизации, 16-дюймовые легкосплавные колеса.



По словам представителей компании, Opel Vectra GTS со своим спортивным характером призвана развить успех нового седана Vectra. Всего за год он стал одним из бестселлеров среди автомобилей бизнес-класса: с марта 2002 года по февраль 2003-го в Западной и Центральной Европе на эту модель было размещено более 140 тыс. заказов, и это лучший результат в сегменте. Оценили ее и в России, где с начала нынешнего года принято уже 247 заказов на новую Opel Vectra.
Продолжая активно обновлять имидж брэнда и модельный ряд, Opel уже этим летом планирует вывести на европейский (в том числе и российский) рынок совершенно новый автомобиль Signum, который по своим размерам, оснащенности и уровню комфорта приближается к классу лимузинов.

Между тем строительство точек, подобных торгово-сервисным комплексам МВО или новостройкам "ЮВЛ Плюс", - дело дорогое. По оценке экспертов, общие затраты на каждый из них составляют порядка 500-600 тыс. долларов, при этом окупаемость растягивается на многие годы. Видимо, по этой причине не спешат идти в Россию иностранцы, хотя на Западе есть крупные сети по продаже автомобильных шин, как есть свои сети и у некоторых брэндовых производителей. Возможно, боятся и нестабильности: до августа 1998 года многие автомобилисты в России пользовались услугами крупных фирм, но после кризиса почти все ушли на дешевые рынки и лишь теперь возвращаются к цивилизованному сервису.

Немалую роль играет и умение найти свою нишу. Показателен опыт фирмы "Протектор". Три-четыре года назад под кредит крупнейшего международного банка она начала амбициозный проект по открытию сети фирменных комплексов на столичных заправках British Petroleum. Но нечетко поставленная цель бизнеса, неопределенность целевой группы потребителей пустили на ветер несколько миллионов долларов.

Поэтому сейчас основная борьба на рынке шин разворачивается между отечественными сетями и мелкими продавцами. Крупные фирмы справедливо относят к своим плюсам возможность комплексного и долгосрочного обслуживания. Они предоставляют клиентам дисконтные карты на покупки и услуги сервиса, обычно расположенного рядом с магазином. Вводят максимально долгий рабочий день. Торгуют сопутствующими товарами (колесные диски, масла, автокосметика, специальная литература). Создают справочно-консультативные службы, где специалисты бесплатно помогают выбрать оптимальную резину для каждой из моделей машин. Работают под заказ, когда даже одну шину редкой модели могут доставить из Европы в течение нескольких дней. Проводят специальные акции по предоставлению скидок. Наконец, обеспечивают самый широкий ассортимент, включая последние новинки производителей (так, в магазинах "ЮВЛ Плюс" обычно представлено от 600 до 1000 шин как минимум 20-30 моделей).

Эти аргументы уже в 2003 году могут стать решающими для многих автовладельцев, готовых платить за комфорт и надежность. А рост продаж иномарок говорит о том, что таковых становится все больше. Хотя на динамику перехода из категории "покупателей с рынка" в более высокий сегмент может повлиять другой фактор: 10-15-процентный рост рублевых цен на импортную резину. Это связано с переводом всеми импортерами расчетов с долларов в евро.

Говоря же о наиболее перспективных моделях весенне-летнего шинного сезона, специалисты отмечают три новинки фирмы Michelin (в том числе высокоскоростную), новый продукт Dunlop (SP Sport 01), всесезонные шины P6-Four Seasons от Pirelli, а также хорошо зарекомендовавшие себя Goodyear Eagle Ventura и Eagle F1. Для внедорожников по-прежнему "модной" остается вся гамма шин Cooper Discoverer.