Самый цивилизованный бизнес в стране

Андрей Безверхов
19 мая 2003, 00:00

Российский бизнес Audi в ближайшее время претерпит существенные изменения. О них "Эксперту" рассказал глава представительства компании Оскар Ахмедов

- Главным новшеством станет закрытие нашего представительства и создание подразделения Audi в составе новой компании-импортера концерна Volkswagen. Это значит, что непосредственно импортом автомобилей, взаимодействием с заводом и всей внешнеэкономической деятельностью будем заниматься мы сами, а не каждый из дилеров, как это было до сих пор. Для дилеров я вижу тут только преимущества: они освобождаются от многих проблем, связанных с управлением импортом, с отчетностью, с кадровыми вопросами. Зато приобретают серьезные инструменты для ведения бизнеса. Это и получение уже растаможенных автомобилей по единым ценам, и возможность отсрочки платежей, и упрощение работы с банками, и сокращение издержек.

По сути, вся структура импортера нами уже создана и работает около двух лет. Мы не вмешивались в коммерческую деятельность дилеров и их взаимоотношения со штаб-квартирой, но параллельно как бы сопровождали эти операции, смотрели, как система должна работать. Одновременно создавали свои внутренние правила и проецировали их на работу с партнерами, исходя из того, что в свое время станем импортером.

Кстати, это принципиальный момент - он обозначает стратегические приоритеты концерна. Его дочерние компании-импортеры существуют только на важнейших рынках мира, которые можно пересчитать по пальцам. Это США, Франция, Италия, Испания, в Восточной Европе - Чехия. Теперь будет и Россия. Таким образом мы подчеркиваем, насколько этот рынок важен для нас - его развитие мы не хотим отдавать независимым компаниям. Так что с первого июля новая компания-импортер начнет работать в тестовом режиме, а с первого сентября - в полном объеме.

- Будучи представительством, вы не занимались коммерческой деятельностью и в полной мере не сталкивались с контролирующими государственными структурами, с пробелами в законодательстве. Не думаете, что возникнут неожиданные проблемы?

- Чтобы осуществить в России реформы, которые необходимы для идеального бизнеса западных компаний, требуется не один и не два года. Приходя сюда, менеджер иностранной компании должен быть оптимистом и понимать, что ситуация будет улучшаться постепенно. Я вижу, какой путь проделала Россия за десять лет, и могу сказать, что сделано очень много. По некоторым позициям условия работы здесь уже приближены к западным. Скажем, по налогообложению. От коллег из других иностранных компаний я также знаю, что в России в принципе действуют правовые механизмы. И они позволяют хозяйствующим субъектам отстаивать свои права через суд в спорах с другими организациями, в том числе и с государственными.

А что касается пристального интереса к автомобильным компаниям со стороны таможенных, налоговых и других госорганов, то это, наверное, правильно. Более того, именно благодаря такому вниманию автомобильный бизнес сегодня стал одним из самых цивилизованных в России. Во всяком случае, импортеры и официальные дилеры иностранных компаний - это абсолютно прозрачные структуры, которые работают строго в соответствии с российским законодательством. У них четко и ясно выстроена система отношений с производителями, с государственными органами, понятна внутренняя отчетность. Впрочем, важную роль сыграло и то, что западные фирмы в своих дилерских сетях внедряют высокие международные стандарты работы.

- Как будут строиться взаимоотношения между брэндами внутри новой компании-импортера?

- Компания будет поставлять на российский рынок автомобили четырех марок. Это Audi, Volkswagen, Skoda и Seat. Сотрудники последнего поначалу будут работать в составе подразделения Audi, а года через два-три этот брэнд, видимо, тоже станет самостоятельным. Есть некоторые функции импортера, которые остаются общими для всех марок. Например, логистика, техническая поддержка. Дублировать их нет смысла, и они будут вынесены в общий отдел. Но вся политика и деятельность по продвижению брэнда, по обслуживанию автомобилей каждой марки как была, так и останется в подразделениях абсолютно самостоятельной.

Кстати, в этом отношении российский импортер концерна Volkswagen станет самым передовым в мире. Здесь изначально будут разнесены по отдельным маркам не только отделы продаж, коммуникации, маркетинга, но и отдел послепродажного обслуживания - в других странах к этому только идут. А это очень важно. Ведь, к примеру, сервис высокотехнологичных автомобилей Audi принципиально отличается от обслуживания машин массового сегмента.

- Но Seat как раз и относится к массовым автомобилям. Не расходится ли это со всей философией брэнда Audi, расположившегося в сегменте "премиум"?

- Seat, как и Audi, - это спорт, динамика, энергия и активность. Но в отличие от Audi это активность молодой части населения. Для России марка Seat очень перспективная, и мы даже приложили усилия, чтобы взять ее на первом этапе под свое крыло. В прошлом году на российском рынке было куплено всего сто двадцать семь таких автомобилей, но в других странах этот брэнд очень хорошо продается и серьезно соперничает с крупнейшими производителями. Теперь мы тоже намерены отобрать часть рынка у самых сильных конкурентов. Думаю, прежде всего это будут французские марки.

К этому проекту хотим привлечь самых лучших и проверенных партнеров - я имею в виду дилеров Audi. Нам импонирует их высокая мотивированность, внутренняя энергия, заинтересованность в бизнесе, имеющийся потенциал. Однако для них Seat станет совершенно самостоятельным направлением. Никакого объединения марок! Дилерские центры Audi и Seat, и даже их месторасположение, должны быть разными.

- Кстати, о работе ваших дилеров. В первом квартале этого года они продали автомобилей меньше, чем год назад. Есть какие-то проблемы?

- За первые три месяца реализовано пятьсот девяносто девять автомобилей Audi, и это на тридцать единиц меньше прошлогоднего результата. Однако для объективной оценки следует понимать общую ситуацию на рынке.

Во-первых, мы работаем в зоне евро, и за год курс этой валюты вырос примерно на двадцать процентов. А доходы наших российских клиентов чаще всего исчисляются в долларах, и эти доходы на столько же не выросли. Представьте, что человек планирует купить автомобиль за сорок пять-пятьдесят тысяч долларов. Это серьезное приобретение, и он долго выбирает между различными марками, моделями, дилерами. Но, приняв в итоге через несколько месяцев решение, он видит, что цена в долларах заметно поднялась. Я знаю, что для многих наших потенциальных клиентов это стало шоком.

Во-вторых, эйфорическому приобретению дорогих автомобилей в этот период не способствовала международная политическая обстановка. Да, Россия не была прямо вовлечена в войну на Ближнем Востоке, но ведь наши клиенты - это владельцы и топ-менеджеры крупнейших компаний, это политики. Они лучше других могут оценить глубину и возможные последствия любых событий, и это тоже сдерживало покупательский спрос.

Тем не менее мы оптимистично, но вполне взвешенно смотрим в будущее и ожидаем хороших результатов. В прошлом году в России было продано две тысячи семьсот автомобилей Audi, и это лучший результат во всей Восточной Европе. В этом году планируем реализовать как минимум три тысячи триста. Что же касается итогов первого квартала, то обычно они не показательны.

- Очевидно, вы не только рассчитываете на рост покупательской активности, но и как-то стимулируете ее?

- С начала года мы радикально снизили цены на две очень популярных в России модели. Первая - Audi Allroad. Это один из важнейших компонентов в объеме продаж и один из главных носителей имиджа. Но из-за скачков курса евро цена автомобиля превысила семьдесят тысяч долларов, и он фактически перешел в разряд эксклюзивных. Теперь же модель в очень хорошей комплектации стоит около шестидесяти тысяч долларов, и это психологически важная граница.

Похожая ситуация и с моделью A4. На нее мы возлагаем большие надежды, и было бы жаль потерять многих клиентов из-за каких-то перепадов курса валют. На наш взгляд, нынешняя цена в пределах тридцати тысяч долларов вполне приемлема для потребителей.

Кроме того, спрос растет и благодаря нашей планомерной работе по продвижению марки. За последние несколько лет мы сумели продемонстрировать в России такие сильные стороны нашей продукции, как спортивность, динамичность, инновационность. Мы имеем одну из самых прогрессивных модельных линеек и двигатели, которым завидуют конкуренты. Во всех модельных классах мы предлагаем полный привод quattro, который не только доставляет удовольствие водителю, но и становится элементом активной безопасности. Наконец, Audi повсеместно признана лидером в качестве отделки, которая и создает те самые ощущения "премиум".

- Какие новинки появятся в этом году на российском рынке?

- Их две - удлиненная версия представительской модели A8 и новая A3. Они будут показаны на Московском международном автосалоне в августе и сразу же после этого появятся в продаже. На автосалоне мы представим также концепт нашего нового роскошного внедорожника Pikes Peak. Он существует пока только в единственном экземпляре, премьера состоялась зимой в Детройте. Теперь решено выставить его и в Москве. Решение о скором запуске этой модели в серию уже принято, а российский рынок может стать для этого автомобиля очень перспективным.