В городском режиме

Андрей Безверхов
19 мая 2003, 00:00

Выставка в Мадриде показала, как в ближайшие годы будет развиваться общественный транспорт. Российские производители автобусов приближаются к международным стандартам

Каждые два года члены Международного союза общественного транспорта (UITP) встречаются, чтобы рассказать коллегам о сделанном и определить, где нужно скоординировать усилия, какие проблемы становятся главными. Причем собираются и производители транспортных средств, и те, кто изо дня в день их эксплуатирует. Значимость подобных мероприятий определяется статистикой: в крупнейших городах Западной Европы общественным транспортом сегодня пользуется в среднем от 22 до 54% населения, что прямо влияет на работоспособность всех предприятий и организаций, на загруженность и безопасность городских магистралей, на экологию и даже на самочувствие и настроение людей. В рамках форумов UITP проходят и выставки, иллюстрирующие главные тенденции в этой области.

Автобусы для жизни

Очередной конгресс транспортников прошел в начале мая в Мадриде. Его главной темой стало использование информационных технологий в пассажирских перевозках. Соответственно, богатой на подобные экспонаты оказалась и выставка. На стендах сияли огнями всевозможные информационные табло, работали турникеты и навигационные системы, электронные симуляторы для обучения водителей, диспетчерские комплексы. С одной стороны, все эти приспособления позволяют оптимизировать движение транспорта на городских и пригородных маршрутах, обеспечивают безопасность перевозок и их полную оплату. С другой - заметно повышают комфортабельность общественного транспорта и уровень сервиса при пользовании им.

Этот фактор становится все актуальнее: перенасыщенность мегаполисов личными автомобилями при дефиците проезжей части и парковок ведет к пробкам, авариям, стрессам, загрязнению атмосферы выхлопами. Не случайно муниципалитеты многих европейских столиц сейчас активно "пересаживают" своих жителей с личных машин в общественные автобусы, троллейбусы и метропоезда. Однако для этого нужно создать соответствующие условия пользования таким транспортом.

Несколько фирм на выставке показывали остановочные комплексы для городских улиц. Эти компактные сооружения на редкость функциональны: люди могут с удобством расположиться под навесом или на скамейках, здесь же купить билет, газету или напиток, позвонить с таксофона и даже посетить биотуалет. О времени прибытия нужного автобуса их известит световое табло, входящее в общую навигационную систему.

Электронный сервис предусмотрен и внутри транспортного средства. Те же световые табло информируют о маршруте, билеты продаются или компостируются электронными валидаторами (иногда совмещенными с турникетом), а четкость голосовых объявлений обеспечивает высококачественная аудиосистема. Машины для пригородных и междугородных перевозок оборудуются климат-контролем, да и на городских европейских маршрутах кондиционеры уже не редкость.

Удобство, безопасность и функциональность - эти параметры выходят на первый план при создании интерьера новых моделей общественного транспорта. Причем такие работы зачастую выполняют самые известные дизайнерские фирмы. Скажем, Volvo показала в Мадриде автобус, салон которого был разработан в знаменитом ателье Pininfarina. Если же говорить об общих тенденциях, то сиденья занимают минимум места, но не создают дискомфорта - они просторны, удобны, эстетичны (это относится и к откидным сиденьям, которые применяются все чаще). Широкие двери и проходы позволяют избежать сутолоки. Тщательно продуманы расположение и форма поручней и ручек для стоящих пассажиров, а также всевозможные полочки, отсеки и площадки для багажа. Так, в автобусе для поездок в аэропорт над окнами тянутся ячейки для ручной клади, а между рядами кресел в специальных нишах можно поставить громоздкие чемоданы. Абсолютно все городские модели автобусов и троллейбусов сегодня с низким полом - без ступенек (для удобства посадки и высадки пассажиров), а инвалидные и детские коляски легко вкатываются в салон по выдвижным площадкам (в большинстве европейских стран это даже оговорено законами).

Особое внимание - безопасности. К примеру, в зонах наибольшего риска пассажиры на сиденьях могут пристегиваться ремнями. На перекладинах и вертикальных стойках появляются мягкие травмобезопасные накладки, а полы делаются из нескользящих материалов.

Водительские места по уровню комфорта и оснащенности тоже вплотную приблизились к стандартам хорошего легкового автомобиля. Практически все крупнейшие производители автобусов - Neoplan, Mercedes-Benz, Volvo, Scania, Irisbus, Van Hool - показали в испанской столице ультрасовременные кабины с многочисленными регулировками руля и сиденья, с жидкокристаллическими дисплеями на панели приборов, навигационными системами, электронным контролем всевозможных параметров. Причем все это устанавливается даже на городских машинах, не говоря уже об автобусах туристического класса.

Что же касается размеров, то каждый производитель старается предлагать как можно большую гамму машин - от компактных 16-20-местных до настоящих автопоездов. Модели максимально унифицированы: в них используются одинаковые узлы и агрегаты, элементы кузова, оснащения, отделки, систем управления. Покупателям - транспортным компаниям на такой базе выгодно и удобно формировать свои парки. А для роста эффективности перевозок конструкторы наращивают "полезную площадь" транспортных средств. Так, Neoplan привез на выставку сочлененный пятидверный автобус длиной 18,75 м. Впрочем, немецких коллег обошли бельгийцы из компании Van Hool - их 25-метровый четырехосный гигант состоит из трех сочлененных секций и может перевозить до 200 пассажиров.

Маршруты "Русских автобусов"

Впервые в выставке UITP в Мадриде участвовала компания "Русские автобусы", объединяющая пять крупнейших отечественных предприятий. Ее стенд дал представление о том, какие машины выводятся сегодня на рынок под марками ПАЗ, ЛиАЗ, ГолАЗ, КАВЗ, КААЗ. Некоторые модели по ряду параметров уже сопоставимы с импортными аналогами, и это подтверждается их экспортом в страны СНГ и Восточной Европы, растущим сбытом внутри России.

Однако, как выяснилось, присутствие на выставке было не главным. "Участие в ней позволило нам решить более важную стратегическую задачу, - пояснил 'Эксперту' директор по маркетингу компании 'Русские автобусы' Виктор Новоченко. - Мы организовали приезд в Испанию руководителей и ведущих специалистов крупнейших автотранспортных предприятий Москвы и Московской области, других регионов России. Это наши партнеры и клиенты, и нам важно, чтобы они понимали, как развивается мировое производство автобусов и троллейбусов, какие задачи они должны ставить перед нами - производителями транспортных средств. Ведь новая модель закладывается за три-четыре года до серийного выпуска, поэтому и конструкторам, и заказчикам надо правильно уловить основные направления как инженерных разработок, так и методов организации пассажирских перевозок".

Видимо, поставленной цели удалось достичь. И представители "Русских автобусов", и эксплуатационщики по итогам выставки вполне четко сформулировали важнейшие требования к общественным транспортным средствам, которые появятся на российских дорогах в ближайшие годы. Среди них - кардинальное изменение дизайна автобусов и троллейбусов, установка широких передних дверей, применение современных отделочных материалов, внедрение низкопольных моделей, снижение шумов и вибраций, повышение надежности и экологичности машин.

Многое из перечисленного уже делается. К примеру, внешний вид, интерьер и уровень комфорта у туристического автобуса ГолАЗ-5290 "Круиз" ничем не хуже, чем у большинства европейских моделей, а мерседесовские двигатель и трансмиссия обеспечивают ему высокие технические характеристики. Глубокой переработке подверглись также ПАЗы и главные городские перевозчики - ЛиАЗы. Их производители одновременно с обновленным дизайном переходят на вклеенные стекла и стеклопакеты, противоскользящие напольные покрытия, кондиционеры.

Не менее важна и скрытая от глаз модернизация. Мало кто знает, что начиная с 2003 года абсолютно вся продукция "Русских автобусов" выходит из цехов с немецкими ABS, чего нет даже на многих импортных легковушках. Немецкими же отопителями теперь комплектуются и все автобусы Ликинского завода. На тот же ЛиАЗ ежегодно увеличиваются поставки двигателей американской компании Caterpillar, отвечающие стандартам "Евро-2" и "Евро-3". О качестве и надежности этих моторов свидетельствует тот факт, что даже в российских условиях фирма-производитель сейчас повышает их гарантийный пробег до миллиона километров.

- Это соответствует нашей стратегической позиции - переходу от "натурального хозяйства" к современной организации бизнеса, - говорит Виктор Новоченко. - Раньше отечественные производители автобусов делали все комплектующие сами, теперь же мы намерены производить хорошие кузова, а остальное брать на условиях тендера у лучших европейских поставщиков. Причем стараемся делать это не по дорогостоящему импорту, а за счет выпуска компонентов в России. Для этого инициируем создание производств иностранных компаний - это могут быть их дочерние предприятия или совместные фирмы. Так, например, был налажен выпуск лицензионных трансмиссий немецкой компании Voith. Сейчас "подводим" к собственному российскому производству одного из мировых лидеров в области тормозных систем.

Одновременно в "Русских автобусах" оптимизируют внутренние ресурсы. Прежде на заводах были свои технологические, конструкторские, дизайнерские службы, а теперь их объединяют, и компания переходит на модульное производство: различные модели войдут в одну технологическую линейку, где основные элементы станут стандартными.

Это позволяет не только внедрять западные схемы организации бизнеса, но и добиваться высокого качества при сохранении конкурентных цен. Например, новый сочлененный автобус ЛиАЗ-6212 с двигателем Caterpillar стандарта "Евро-3" стоит 122 тыс. долларов, в то время как такие же лицензионные машины ровно в полтора раза дороже, а цена импортных аналогов зашкаливает уже за 200 тыс. долларов. Московские власти это оценили и в нынешнем году приобретут как минимум полторы сотни больших ЛиАЗов. А в Румынии сейчас сертифицируется другая модель Ликинского завода, что позволит еще активнее действовать на зарубежных рынках. Так что в компании "Русские автобусы" рассчитывают в итоге не просто сохранить отечественное автобусостроение, но и вывести его на среднеевропейский уровень.

Мадрид-Москва