Силовой экопродукт

Андрей Безверхов
7 июля 2003, 00:00

По экологическим параметрам российские автобусы уже превосходят отечественные легковые машины. Добиться этого удалось за счет партнерства с лидером мирового моторостроения

В июне на городских маршрутах столицы появились первые автобусы особо большого класса - ЛиАЗ-6212. Премьера этих отечественных машин нового поколения состоялась меньше года назад на московском мотор-шоу. Несколько месяцев ушло на доработку, и теперь уровень комфортабельности и технические характеристики модели действительно отвечают международным стандартам. Один из важнейших параметров - соответствие автобуса экологическим нормам "Евро-3", намеченным к повсеместному внедрению в большинстве развитых стран только в 2007 году.

Такие показатели обеспечил автобусу двигатель Caterpillar 3126Е, которым будут оснащаться все ЛиАЗ-6212. В этом моторе американская компания применила свою новейшую технологию впрыска топлива с электронным управлением, позволившую значительно снизить не только объем вредных выбросов, но также расход топлива и уровень шума. Впрочем, и предыдущая модель - Caterpillar 3116 - гарантирует автобусам и грузовикам экологическую безопасность стандарта "Евро-2". Такие моторы поставляются в Россию еще с 1994 года, и на больших городских автобусах ЛиАЗ-5256 их установлено уже более двух тысяч. Судя по динамике, в ближайшие годы сотрудничество российских предприятий с лидером мирового дизельного моторостроения существенно расширится.

Моторы для России

Продвижение двигателей для автомобилей и автобусов на российский рынок компания Caterpillar начала в 1993 году, и уже через несколько месяцев первый мотор был установлен на одну из машин Ликинского автобусного завода. Рассказывают, что представители ЛиАЗа и эксплуатационники тогда очень ревниво и придирчиво следили за экспериментальным автобусом. Но в итоге не могли не признать, что двигатель чрезвычайно эффективен, надежен, ремонтопригоден и обеспечен полной технической поддержкой фирмы-производителя.

Поэтому в 1995 году ЛиАЗ подписал контракт на полтысячи двигателей модели 3116 стоимостью порядка 10 тыс. долларов каждый. Однако по-настоящему прочные связи с Россией у американской фирмы установились в последние три-четыре года - после объединения отечественных автобусных заводов в компанию "Русавтопром", недавно переименованную в "Русские автобусы". Теперь большие сочлененные автобусы с моторами под маркой Cat курсируют по Москве и Подмосковью, Липецку, Белгороду, Калуге, Рязани, Ярославлю, Тольятти. В Санкт-Петербурге один из них прошел 680 тыс. км без единого серьезного ремонта силового агрегата.

Впрочем, случались и казусы. "Придя несколько лет назад на работу в 'Мострансавто', я обнаружил двадцать снятых моторов Caterpillar, - рассказывает главный инженер крупнейшего автотранспортного предприятия Московской области Николай Гривас. - Их чуть ли не готовили к списанию, но затем мы решили разобраться, почему такие дорогие двигатели известной марки у нас не работают. Оказалось, их неверно эксплуатировали".

Новые аргументы в свою пользу Caterpillar смогла предъявить подмосковным транспортникам уже непосредственно на заводе в Бельгии, где эти двигатели делают. Увидев, как на предприятии организован технологический процесс, каков уровень производства и контроля качества, российские инженеры иначе взглянули на чуть было не выброшенные моторы и взялись за их восстановление, освоили капремонт. Теперь моторы вновь стоят в машинах и исправно работают, некоторые прошли уже свыше 600 тыс. километров, а "Мострансавто" приобрело еще около 350 машин с такими двигателями.

Видимо, в Caterpillar учли тот опыт. И недавно вместе с компанией "Русские автобусы" вновь организовали поездку на завод неподалеку от Брюсселя большой группы руководителей отечественных автотранспортных предприятий. Пригласили и корреспондента "Эксперта".

За заводскою проходной

Завод в городке Гесселис - важнейшее предприятие компании за пределами США. Три его огромных корпуса компактно размещены на 98 га, есть своя водонапорная башня и электроподстанция, просторная площадка для готовой продукции, железнодорожная ветка, рядом - крупная дорожная развязка. В 1993 году завершилась реконструкция предприятия по программе "Завод будущего", длившаяся восемь лет. За это время в него было вложено почти 400 млн долларов, и до сих пор объемы ежегодных инвестиций составляют порядка 20 млн.

Сегодня здесь производят шесть моделей погрузчиков и восемь моделей гусеничных экскаваторов грузоподъемностью от 20 до 80 тонн, а также всевозможные транспортные двигатели не ниже стандарта "Евро-2" и приличный ассортимент комплектующих. Чуть более 4 тыс. работников завода в прошлом году произвели продукции на 853 млн евро, а чистая прибыль составила 8,1 млн евро.

Изумрудные травяные лужайки и цветущие кустарники вокруг производственных корпусов поначалу действительно заставляют думать, что "завод будущего" и внутри напоминает хирургическое отделение больницы. Однако управляющий по продажам двигателей для грузовых автомобилей, автобусов и сельхозтехники московского представительства Caterpillar Алишер Оспанханов подчеркивает: "Вы увидите, что это предприятие похоже на многие другие современные заводы, и люди здесь работают совершенно обычные. Но дело организовано так, что на выходе мы получаем самую лучшую продукцию".

Мы убедились в этом, пройдя по всей технологической цепочке сборки двигателей для автомобилей и автобусов. Бельгийские рабочие и впрямь от своих российских коллег внешне почти не отличаются: в перерыве на скамеечках или прямо на полу между станками перекусывают, играют в карты, обсуждают футбол. К работе тоже приступают как бы неспешно, однако все делают четко и слаженно, без лишних движений. Это на тех участках, где без людей не обойтись. А еще массу всевозможных операций выполняют роботы, и даже доставка заготовок и деталей на многих этапах автоматизирована, вплоть до передвижения электрокаров.

Даже мелкие детали (например, болты) отбалансированы и взвешены, так что никаких отклонений в собранном моторе быть не может. Более того, еще на подготовительном этапе для каждого отдельного двигателя готовится свой комплект деталей. Скажем, кольца притираются к конкретным поршням, нумеруются, и затем они уже ни в коем случае не попадут на какой-то другой мотор. А степень усилия, с которым закручиваются болты, фиксируется компьютером и остается в его памяти. На конвейере каждый двигатель сопровождается сборочным листом, где указана его спецификация и установочные параметры; там же каждый сборщик после своей операции ставит личную печать. По этим данным даже через годы можно восстановить всю технологическую цепочку и выявить, где и кем допущен брак, если таковой обнаружится.

Завершающий этап - проверка продукции. Каждый двигатель на стендах по часу гоняют во всех режимах: прогрев, холостые и средние обороты, полная нагрузка. Тут же электроника замеряет параметры выброса вредных веществ, шумов. Так, при обнаружении повышенного шума всего в несколько долей децибела (даже неразличимых человеческим ухом) двигатель разбирают и заново доводят до нужных параметров. Наконец, каждый готовый мотор фотографируют, и затем снимок вместе со спецификацией вкладывается в паспорт.

"Умные" двигатели

Видя на улицах заполненные пассажирами автобусы, мало кто из нас задумывается, чем эти машины приводятся в движение. Между тем современные автомобильные двигатели становятся все более сложными и "умными".

Скажем, поставляемый на ЛиАЗ мотор Caterpillar 3126Е обладает просто фантастическими возможностями. Его электронный блок хранит в памяти информацию о работе всех систем, начиная с момента первого запуска на заводском конвейере. Все данные по 23 параметрам работы двигателя можно в течение минуты вывести на дисплей водителя, экран ноутбука и даже карманной электронной книжки. И узнать, каковы были в тот или иной момент температура охлаждающей жидкости, давление масла или режим работы силового агрегата. При этом одиннадцать параметров тут же можно перепрограммировать (например, выставить максимальные и холостые обороты, ограничение скорости, включение противоугонного устройства, время работы холостого хода, после которого мотор будет автоматически глохнуть).

Информация с электронного блока становится незаменимой при учете и планировании затрат транспортных предприятий. Никакой другой хронометраж и замеры не позволят с точностью до 1 грамма (!) определить, сколько потрачено топлива в тот или иной день или рабочую смену, установить расход топлива на каждый пройденный километр и на холостом ходу, время работы мотора.

Едва ли не самым актуальным в мире сегодня становится вопрос экологической безопасности автомобильных моторов. Руководитель производства двигателей на заводе Caterpillar в Гесселисе Пол Фастре рассказал "Эксперту":

- Пока в разных государствах подобные требования еще заметно отличаются. Так, в Швеции, Германии, Швейцарии, Австрии нормативы по выбросам, шумам, применяемым маслам гораздо жестче, чем в США и некоторых других странах. Наши инженерные и дизайнерские центры действуют в разных регионах.

- Значит, для различных рынков вы разрабатываете и производите разную продукцию?

- Пока некоторые отличия в поставках действительно существуют, но грани постепенно стираются. К примеру, в Калифорнии действуют очень жесткие экологические стандарты. Они близки к европейским, а в чем-то даже превосходят их. Но уже в 2007 году везде будет введен норматив "Евро-3", и тогда требования в Европе и Америке станут полностью идентичными. Поэтому в Caterpillar стремятся как бы заглядывать в будущее и работать на опережение. Наши конструкторы уже разрабатывают двигатели, в которых можно будет использовать биологическое масло и биологическое топливо. Причем подобные исследования касаются всех видов двигателей: автомобильных, тракторных, корабельных, для буровых установок.

О масштабах научных исследований и конструкторских программ Caterpillar можно судить по цифрам: ежегодно компания тратит на них 100-150 млн долларов, при этом цикл создания нового двигателя составляет в среднем пять-шесть лет. Примером может служить программа ACERT (Advanced Combustion Emission Reduction Technology - "Усовершенствованная технология снижения объема выхлопных газов для двигателей внутреннего сгорания"). Она разрабатывалась шесть лет, была впервые представлена в декабре 2002 года и сразу же признана прорывной. Значительно повысив экологическую безопасность дизельных двигателей, технология ACERT сохранила все их характеристики по мощности, надежности и рентабельности.

Начавшиеся с января 2003 года продажи таких моторов показали, что природосберегающая новинка пользуется хорошим спросом, в связи с чем председатель совета директоров и президент компании Caterpillar Глен Бартон заметил: "Реакция потребителей на нашу технологию ACERT отражает мнение рынка и подтверждает, что мы сделали правильный выбор".

Российских предприятий в числе первых покупателей этой весьма недешевой продукции не оказалось. Однако и опыт компании "Русские автобусы", и готовность властей многих регионов вкладывать средства в надежный, комфортабельный и безопасный общественный транспорт обнадеживают.

Гесселис-Москва