Иномарки ничем не остановить

Андрей Безверхов
18 августа 2003, 00:00

Одновременно с рекордными продажами импортных автомобилей снижается производство на российских заводах

В первой половине 2003 года на российском автомобильном рынке сохранились все основные тенденции прошлого года: выпуск легковых машин в отечественном автопроме снижается, в то время как продажи новых иномарок бьют все рекорды и их выпуск на сборочных заводах тоже уверенно растет. Однако внутри этих сегментов происходит достаточно любопытное перераспределение позиций.

Сделано в России

Из всех российских автозаводов только "Ижмаш-Авто" сумел увеличить производство по сравнению с первыми шестью месяцами прошлого года, причем рывок сделан ощутимый: прирост составил почти 20%. Это говорит о грамотной маркетинговой политике группы СОК, куда входит удмуртское предприятие. Сделав ставку как на собственные недорогие модели, так и на популярные заднеприводные вазовские машины, оно в последние два года демонстрирует самую высокую в отрасли динамику развития. Если год назад ижевцы лишь чуть-чуть опережали конкурентов с ГАЗа, то теперь они имеют уже более чем двукратное превосходство по объемам изготовленных легковушек (см. график 1). Правда, с января 2004 года все выпускаемые в России автомобили должны будут отвечать экологическим нормам "Евро-2", и тогда устаревшие модели могут стать для "Ижмаш-Авто" серьезной проблемой. О том, как ее планируется решать, пока никто внятно не сказал.

А вот у всех остальных российских предприятий сбытовые трудности налицо уже сегодня. По сравнению с первой половиной прошлого года АвтоВАЗ уменьшил производство на 14%, примерно одинаковое снижение (на 3,6-3,8%) зафиксировано на УАЗе и двух заводах, выпускающих "Оку", - ЗМА и СеАЗе. И совсем плохим оказался спрос на "Волгу" - падение производства легковых автомобилей на ГАЗе за год составило 57,7%. Поэтому специалисты АСМ-холдинга предполагают, что по итогам всего 2003 года российский автопром изготовит примерно 980 тыс. легковушек - как минимум на 6% меньше, чем планировалось.

Между тем все увереннее заявляют о себе автосборочные предприятия иностранных брэндов, о продукции которых уже тоже можно говорить, что это сделано в России. Как и предполагалось, заглавные роли здесь играют завод Ford во Всеволожске и СП GM-AvtoVAZ (см. таблицу). Вместе с тремя другими заводами они за январь-июнь собрали почти столько же легковых автомобилей, сколько Горьковский автозавод. И это при том, что выпуск машин на этих предприятиях пока сдерживается таможенными квотами, развитием производств, недостатком кадров, некоторыми другими факторами. Значит, с решением подобных проблем конкуренция "новых" и "старых" российских автозаводов еще более обострится, и нетрудно понять, чья продукция окажется более востребованной.

Сделано для России

объем спроса на новые иномарки, который показал в первом полугодии российский рынок, оказался неожиданным даже для большинства импортеров легковых автомобилей. Многие из них признаются, что запланированные квоты уже выбраны, в связи с чем клиентам порой приходится ждать выполнения заказа от нескольких недель до двух-трех месяцев, а дистрибуторы тем временем ищут "свободные" машины в других странах или "выбивают" их на заводах-изготовителях.

Впрочем, такой ажиотаж в основном замечен у тех компаний, которые предлагают автомобили в долларовых ценах. В основном это японские, корейские и американские фирмы. А вот брэнды, номинирующие цены в евро, в большинстве своем снизили динамику продаж и отступили с позиций, на которых были год назад (см. график 2). Это объяснимо: значительный рост курса европейской валюты существенно (до 20%) повысил конечную рублевую стоимость автомобилей, и покупатели сразу переключились на близкие по качеству и классу, но более доступные по цене модели.

Лучше всего это заметно на примере таких марок, как Toyota, Mitsubishi, Hyundai, Kia, Opel, Suzuki, которые в рейтинге продаж сумели заметно улучшить свои позиции по сравнению с летом 2002 года. Скажем, Toyota увеличила сбыт сразу на 214% и с прошлогоднего девятого места вышла на второе, а Hyundai на пятую строку переместилась аж с пятнадцатой. Вместе с тем перешедшие на евро Skoda и Volkswagen оказались отброшенными со второго и третьего места на десятое и одиннадцатое. В схожей ситуации пребывают и многие другие "поклонники" европейской валюты, прежде всего немецкие и французские брэнды. Некоторые из них даже снизили сбыт по сравнению с прошлогодними результатами.

На их фоне выделяются Ford и Renault: французы сохранили за собой шестую позицию, а американцы с восьмого места поднялись на третье. Стратегии этих компаний во многом похожи: обе имеют в России свои производства по выпуску очень популярных моделей, обе активно расширяют дилерские сети и проводят агрессивные рекламные акции, обе перешли на цены в евро лишь с марта. Видимо, все это и позволяет им уверенно конкурировать с "долларовыми" иномарками.

Наконец, нельзя не сказать о лидере - марке Daewoo. Еще весной (после первого квартала) этот брэнд по объемам продаж находился на скромном для себя шестом месте, и многим казалось, что даже в первую тройку ему уже не вернуться. Однако совместное предприятие UzDaewooAuto все же сумело восстановить статус-кво: оно отладило четкие поставки автомобилей в Россию через нового дистрибутора, "освежило" и расширило модельный ряд, сохранив при этом привлекательные цены. Результат: более 12% российского рынка новых иномарок и вновь первое место в рейтинге продаж, взятое с помощью всего двух моделей - Nexia и Matiz.

Всего же официальными дилерами зарубежных компаний за шесть месяцев реализовано более 80 тыс. новых легковых автомобилей. Год назад за тот же период они смогли продать менее 50 тыс. машин, а за весь 2002 год - около 110 тыс. Очевидно, что этот рекорд будет побит уже в начале предстоящей осени. По мнению специалистов, активному сбыту новых импортных автомобилей способствуют такие факторы, как рост покупательской активности среднего класса, пугающая нестабильность курсов валют, введение высоких таможенных пошлин на подержанные машины, а также бурное развитие автокредитования.

Если же говорить о рынке иномарок в целом (включая подержанные), то, как сообщили "Эксперту" в Государственном таможенном комитете, за январь-июнь 2003 года в страну было ввезено 259084 легковых автомобиля. Это на 23% меньше, чем в первом полугодии 2002 года и на 12% меньше объемов второй половины того же года. Треть ввезенных легковушек - 82689 единиц - приходится на юридические лица, и это почти совпадает с объемами продаж официальных дилеров. Остальные машины ввезены частниками, и можно утверждать, что во втором полугодии их будет гораздо меньше - в связи с недавним введением новых таможенных ставок на трех-семилетние иномарки для физических лиц перегонять их стало невыгодно.