Итальянский подход к российскому рынку

Андрей Безверхов
24 января 2005, 00:00

Компания Pirelli не отказывается от планов создания собственного производства в России, однако и не форсирует их, предпочитая поэтапную экспансию в регионы

Оценив перспективу российского рынка, крупнейшие мировые производители автомобильных шин начали укреплять свой бизнес в нашей стране - создавать здесь предприятия-импортеры и собственные производства. О том, какую стратегию выбрала компания Pirelli, "Эксперту" рассказал генеральный директор ее дочерней фирмы "Пирелли Тайр Россия" Аймоне ди Савойя Аоста.

- До 2004 года статус импортеров Pirelli имели несколько российских фирм. Они ввозили наши шины в страну и продавали их через свои торговые сети и через субдилеров. Однако значительный рост рынка автомобилей позволил нам пересмотреть принципы работы. И с прошлого года в России действует дочерняя фирма компании. Ее задача - в течение двух лет полностью перевести импорт продукции под свой контроль, сформировать оптимальную логистическую цепочку, усовершенствовать сбыт, наладить контроль над ценами и деятельностью дилеров. И конечно же, осуществлять дальнейшее продвижение наших продуктов на рынок, укреплять позиции бренда в различных сегментах.

- Уже есть конкретные результаты?

- За несколько месяцев работы дочерней компании нам удалось добиться многого. К примеру, если в целом за 2004 год российский рынок шин вырос примерно на двадцать пять-тридцать процентов, то продажи Pirelli увеличились почти в полтора раза. Причем наши главные успехи достигнуты в наиболее качественных классах шин. Кроме того, произошел настоящий прорыв в сегменте зимней резины: если прежде россияне ценили в основном наши летние покрышки, то в ушедшем году мы смогли сломать этот стереотип - последнюю кампанию по сбыту зимних шин я считаю очень успешной.

- Как удалось этого добиться?

- Здесь целый комплекс факторов. Прежде всего это сам продукт. При разработке шин Pirelli использует все новейшие достижения ученых и инженеров, учитывает опыт и пожелания крупнейших производителей автомобилей. Например, зимняя модель Carving создавалась вместе с Volvo, и она великолепно подходит для российской зимы. Автовладельцы делятся друг с другом опытом, а информация о качественных продуктах распространяется быстро. Кроме того, мы провели мощную рекламную кампанию. Очевидно, свою роль сыграло и то, что на зимних этапах чемпионата мира по ралли команда Subaru отлично выступала на шинах Pirelli. Наконец, в последнее время заметно увеличился наш модельный ряд и у потребителей появился более широкий выбор.

- Как правило, ваш бренд ассоциируется с дорогими автомобилями. Между тем Россия - страна, где подавляющая часть людей ездит на машинах стоимостью до десяти-двенадцати тысяч долларов. Вас это не смущает?

- Рынок автомобилей в России растет не только количественно, но и качественно: все больше потребителей склоняется к более дорогим моделям. Я имею в виду не только люксовые автомобили, но и модели среднего класса - стоимостью двадцать-тридцать тысяч долларов. Огромный выбор типоразмеров шин Pirelli позволяет использовать их практически на любом автомобиле. Хотя мы действительно поставляем шины для российских дилеров таких марок, как Bentley, Ferrari, Maserati, Mercedes-Benz, BMW, Audi, Volvo.

Но мы предлагаем продукцию и для массового сегмента. Например, шину P400 с удовольствием ставят на "Лады" и другие российские автомобили (кстати, эта модель очень популярна и в США). Дело в том, что в России сейчас растет культура потребления - все больше автовладельцев понимает, что если купить качественную резину на двадцать-тридцать процентов дороже, то можно получить куда больший уровень безопасности и ресурс эксплуатации.

- Многие автомобильные концерны используют шины Pirelli для заводской комплектации машин. В России такая задача не ставится?

- Первичный монтаж - это ключ к успеху любой шинной компании. И этот аспект мы считаем одним из приоритетов московского офиса. Хотя проблем немало. Скажем, если изначально комплектовать нашими покрышками российские автомобили, то вырастет их цена, а для массового потребителя это не подходит. Однако есть и достижения. К примеру, значительная часть автомобилей Hyundai Sonata, собираемых на ТагАЗе, оснащается шинами Pirelli. Думаю, будут и другие контракты.

- Сегодня на российском рынке представлены все крупнейшие производители шин. Кого из них вы считаете своими главными конкурентами?

- Прежде всего я бы выделил те компании, которые уже построили или создают здесь собственные производства. Думаю, через пару лет их позиции будут весьма крепкими. Что же касается брендов, работающих лишь на коммерческой основе, то их мы не опасаемся. И даже спокойно относимся к тому, что наши дилеры занимаются сразу несколькими марками шин. Во-первых, рынку нужна конкуренция, а покупателю - выбор, во-вторых, Pirelli уверена в качестве своих продуктов. К тому же у нас весьма эффективная организация работы: дилерская сеть Pirelli охватывает не только Европейскую часть России, но и Уральский регион, а сейчас мы осваиваем Сибирь и Дальний Восток. Поставки готовой продукции из Европы осуществляются постоянно, все заказы клиентов стараемся выполнять в самые сжатые сроки.

- Похоже, планов создания собственного производства у вас пока нет?

- Подобные решения - прерогатива высшего менеджмента компании, у которого есть собственные стратегические планы. Скажем, недавно был подписан протокол о намерениях по строительству завода в Китае. Но там динамика рынка автомобилей намного выше, чем в России. А для обеспечения здешнего спроса нам пока достаточно мощностей уже имеющихся предприятий.

Однако если через несколько лет возникнет необходимость в короткие сроки создать производство, то у компании Pirelli к тому времени будет чрезвычайно эффективное решение. Я имею в виду проект MIRS - Modular Integrated Robotized System. Это по-настоящему революционная технология в шинной промышленности: очень компактный производственный комплекс работает почти без участия людей - процессы роботизированы на девяносто процентов. При этом практически нет шума, грязи, неприятных запахов, а технология настолько гибкая, что для замены пресс-форм вместо шести с половиной часов требуется всего несколько минут. Эффективность оборудования возрастает на двадцать три процента, а себестоимость продукции снижается на четверть. На крупных заводах обо всем этом сегодня могут только мечтать. Пилотные комплексы MIRS уже смонтированы в Италии, Германии, Англии, США. Надеюсь, что они появятся и в России.

- Эксперты считают, что через год-другой рост рынка автомобилей в России замедлится. Это может повлиять на ваш бизнес?

- Во-первых, спрос на автомобили все равно будет расти, пусть даже и не так сильно, как в последние два года. Во-вторых, шины будут востребованы постоянно - ведь парк автомобилей, в том числе дорогих, в стране уже в значительной мере сформировался. В-третьих, при снижении темпов продаж автомобильные дилеры переключат внимание со сбыта на более качественное обслуживание машин. А это как раз то, что нам нужно, потому что клиенты станут получать более компетентные советы о том, какие шины позволяют поднять уровень безопасности и комфорта. Так что на ближайшие годы работы нам хватит.