Менеджмент и ментальность

Андрей Безверхов
11 апреля 2005, 00:00

Опыт Mitsubishi Motors Corporation показал, что альянсы глобальных производителей могут быть как благом для компаний, так и причиной их падений. Сегодня японская корпорация преодолевает последствия кризиса

Начиная с прошлой весны самой, пожалуй, будоражащей темой мирового автопрома была судьба Mitsubishi Motors Corporation (MMC). Отказ концерна DaimlerChrysler, тогда крупнейшего акционера ММС, от дальнейшего инвестирования в своего азиатского партнера, отзывные кампании на внутреннем рынке, громкие отставки топ-менеджеров, вето на покупку машин марки для японских чиновников, падение продаж в Японии и США, решение о сокращении производственных мощностей в Японии и Австралии, снятие с производства некоторых моделей - все это заставляло гадать, что будет с компанией дальше. Прогнозы были от самых мрачных, о сворачивании бизнеса в сфере массового производства автомобилей, до оптимистических - о вступлении в стратегический альянс с другими автопроизводителями, способными влить в MMC "свежую кровь".

Решение оказалось иным: на помощь пришла финансово-промышленная группа Mitsubishi. Торгово-инвестиционный дом Mitsubishi Corporation, машиностроительный концерн Mitsubishi Heavy Industries и Bank of Tokyo-Mitsubishi поддержали автомобильную фирму, увеличив ее капитал на 2,6 млрд долларов. Это позволило компании получить доступ еще и к кредитам, благодаря чему ее финансовые ресурсы выросли до 4,75 млрд долларов.

Однако деньгами нужно еще и грамотно распорядиться. В мае 2004-го новое руководство MMC представило план действий по выведению компании из кризиса. Частично эта программа была реализована, но ряд ее положений оказался нереалистичным. Для перелома негативных тенденций вновь потребовались дополнительные меры, способные улучшить имидж бренда и поднять рентабельность бизнеса. Была сформирована новая команда менеджеров, которая приступила к работе с 1 апреля 2005 года. Ее возглавил Такаши Нишиока, избранный председателем совета директоров и главным исполнительным директором (Chairman & CEO) Mitsubishi Motors Corporation. Накануне официального вступления в эти должности г-н Нишиока дал эксклюзивное интервью "Эксперту".

- Господин Нишиока, почему всего через несколько месяцев работы в 2004 году пришлось менять руководителей компании, какие ошибки были ими допущены?

- Ключевой проблемой наших предшественников стало то, что они занимались в основном кризис-менеджментом, решая "горящие" вопросы. Между тем Mitsubishi Motors Corporation - очень крупная компания, где трудятся десятки тысяч человек, у нее миллионы клиентов. В подобных структурах всегда есть риск, что случится нечто экстраординарное. Но такие события не должны быть главными, топ-менеджменту нужно уделять основное внимание стратегическим вопросам.

- А чего вы хотели бы избежать, учитывая опыт сотрудничества с концерном DaimlerChrysler?

- Mitsubishi Motors Corporation была и остается японской компанией, и большинство ее сотрудников - японцы. К сожалению, в DaimlerChrysler этого не осознали. Вместо того чтобы попытаться понять японскую культуру и менталитет и использовать это с максимальной отдачей, они просто присылали к нам десятки менеджеров из Европы и Америки. Эти люди управляли компанией по-своему, а правильно мотивировать всех служащих фирмы так и не смогли.

На мой взгляд, именно это было бы самым слабым местом в менеджменте концерна DaimlerChrysler. При этом вплоть до весны прошлого года компания фактически управлялась его представителями. Сейчас же именно японские менеджеры выступают с наиболее важными инициативами и принимают все решения. Я думаю, мы сможем объединиться и решить свои проблемы.

- Пока в MMC занимались внутренним кризисом, другие производители двигались вперед - создавали новые модели, развивали технологии, забирали вашу долю рынка. Насколько серьезными оказались потери компании?

- Безусловно, кризис повлиял на такие ключевые аспекты, как разработка новых технологий и автомобилей, кадровый потенциал. Хотя я не могу сказать, что мы оказались отброшенными далеко назад. Несмотря на трудности, компания работала, своим делом занимались конструкторы и инженеры, другие служащие. Об этом свидетельствует хотя бы то, что на всех международных автосалонах мы представляем новые серийные или перспективные модели.

Теперь благодаря финансовой поддержке группы Mitsubishi мы активизируем свою деятельность и будем инвестировать средства как в новые проекты, так и в персонал. Тем более что уже восстанавливаются позиции на рынке. Взгляните, за первые два месяца этого года по сравнению прошлогодними результатами продажи автомобилей Mitsubishi в Европе выросли на восемнадцать с половиной процентов и уже на один процент превосходят запланированные темпы сбыта.

- Итоги января-февраля показали также, что в Европе на первое место по объемам реализации автомобилей Mitsubishi вышла Россия. Однако, на мой взгляд, показатели могли быть еще выше: дело в том, что на российском рынке официально не продаются некоторые популярные модели. Например, новый Galant из Америки, к которому сейчас проявляют интерес "серые" дилеры. Не думаете, что расширение модельного ряда смогло бы усилить позиции вашего дистрибутора?

- Я согласен с вами. Нам предстоит тщательно изучить ситуацию на различных рынках мира, и, если мы увидим, что те или иные продукты востребованы, будем выводить их туда.

- Оказывает ли вашей компании какую-то помощь по выходу из кризиса правительство Японии?

- Проблемы Mitsubishi Motors Corporation обусловлены ее собственными ошибками и внутренними причинами, и было бы неправильно направлять на их решение деньги всего общества. Вместе с тем MMC остается весьма значимым предприятием для экономики страны, поэтому определенную поддержку нам оказало министерство транспорта и некоторые другие государственные структуры. Но это была не финансовая помощь.

- Большинство крупнейших автопроизводителей сейчас входит в альянсы, что позволяет им чувствовать себя более уверенно. Планируете ли вы вновь войти в один из них или образовать новый?

- Я не знаю, сможет ли в будущем наша компания в одиночку осуществлять свой бизнес, но пока мы не планируем каких-либо слияний или финансовых альянсов с другими производителями. От одного альянса мы уже пострадали, и теперь нужно восстановиться после кризиса. Я бы сказал так: выздороветь изнутри и вернуть утраченные позиции на рынке. Только после этого мы сможем рассматривать варианты тесного партнерства с другими производителями.

Однако это не значит, что MMC вообще отказывается от кооперации. Напротив, мы готовы сотрудничать с другими фирмами на взаимовыгодной основе и в любой форме, будь то выпуск готового продукта, создание совместных предприятий или осуществление новых разработок. Более того, такое взаимодействие уже осуществляется. Подобные проекты есть с PSA Peugeot-Citroеn, с компанией Nissan и с тем же DaimlerChrysler (Германо-американский концерн остается крупным акционером ММС, в числе совместных с ним проектов - выпуск автомобилей Mitsubishi и Smart в Голландии, производство малолитражных двигателей в Германии, запуск нового американского пикапа Mitsubishi Raider на базе Dodge Dakota, разработка новой платформы для моделей сегмента C. - "Эксперт").

- На всех глобальных рынках сегодня наиболее динамично развиваются японские бренды. На ваш взгляд, в чем секрет этих успехов? Может ли случиться, что японские фирмы создадут свой собственный альянс?

- По-моему, есть три основных фактора, которые определяют силу японских автомобильных компаний. Первый - постоянное внедрение технологических новаций. Второй - непрерывное снижение производственных издержек. Третий - высокая надежность машин, сделанных в Японии. Причем все японские производители прибыльны и имеют отличные продукты в тех сегментах, на которых они специализируются. Поэтому теоретически их слияния, наверное, возможны, но каких-либо прогнозов по этому поводу я делать не буду.

Новый бизнес-план MMC

Команда топ-менеджеров Mitsubishi Motors Corporation, приступившая к работе с апреля, немногим ранее подготовила новый бизнес-план на 2005-2007-й финансовые годы.

План, в частности, предусматривает возврат к прибыльной деятельности уже в 2006-м финансовом году, по итогам которого чистая прибыль должна составить около 75 млн долларов, а в 2007-м достигнуть рекордного показателя в 400 млн долларов. Среднесрочный план продаж предусматривает возвращение на традиционный уровень сбыта - 1,5 млн автомобилей в год.

Новая региональная стратегия MMC ориентирована на крупнейшие рынки, в числе которых выделены Япония, Северная Америка и Европа, а Китай отнесен к сфере ключевых интересов компании. Это предполагает расширение модельной гаммы на китайском рынке, развитие дилерской сети, создание совместных предприятий и инженерно-конструкторского центра.

В числе основных положений бизнес-плана обращают на себя внимание тотальная ориентация на клиента, обеспечение высочайшего качества продукции, расширение кооперации с другими автопроизводителями, выпуск новых моделей.