Радости акционеров

Андрей Безверхов
9 мая 2005, 00:00

Рост рынка автомобилей в России позволяет развиваться и крупнейшему отечественному производителю легковых машин

На днях совет директоров ОАО "АвтоВАЗ" рекомендовал намеченному на 28 мая общему собранию акционеров направить на выплату дивидендов по итогам прошлого года 738,8 млн рублей. Это составляет почти 13,2% от чистой прибыли компании и более чем на 107 млн превышает объем средств, полученных владельцами ее акций год назад. Учитывая, что впервые дивиденды акционерам АвтоВАЗа были выплачены только по итогам 2002 года и составили тогда 219,7 млн рублей, можно говорить об устойчивом развитии завода.

Это подтверждается и возросшим интересом к предприятию со стороны профессиональных участников российского фондового рынка. В течение 2004 года цена обыкновенных акций Тольяттинского автозавода выросла на 0,69%, а курсовая стоимость привилегированных акций вообще подскочила на 63,8%. Очевидно, что подобный ход событий обусловлен двумя факторами: общей позитивной ситуацией на авторынке страны и стратегией, осуществляемой нынешним менеджментом АвтоВАЗа.

В 2004 году продолжал увеличиваться спрос на новые автомобили, в сравнении с 2003 годом объем их продаж в России вырос на 4,8%. Прирост АвтоВАЗа оказался поменьше - 2,5%, но и этого было достаточно, чтобы предприятие вышло на высокие показатели. В частности, выручка от продаж по сравнению с предыдущим сезоном увеличилась на 17%, при этом рост себестоимости удалось удержать на уровне 16%. Завод полностью заплатил все налоги (более 16 млрд рублей), а его чистая прибыль выросла на 20% и составила 5,6 млрд рублей. Аудитор Волжского автозавода - PricewaterhouseCoopers - подтвердил все эти цифры.

Комментируя результаты года, вице-президент ОАО "АвтоВАЗ" по стратегическому и корпоративному управлению Михаил Москалев заметил, что это позволит компании продолжить реализацию всех важнейших программ. Прежде всего речь идет о развитии сервисно-сбытовой сети внутри России и за рубежом (экспорт моделей Lada осуществляется более чем в 60 стран). Так, в прошлом году многие открытые торговые площадки были ликвидированы и вместо них появились полноценные шоу-румы. Этот процесс будет развиваться; кроме того, планируется полностью перейти на прямые поставки машин дилерам, исключив из схемы посредников.

Другой приоритет - повышение качества. В Тольятти сейчас пытаются выстроить бизнес так, чтобы дефектные продукты вообще не могли сходить с конвейера. На новом заводе по выпуску "Калины" система уже приближена к зарубежной - любой работник может остановить конвейер, если обнаружит брак. Впрочем, эта проблема многоуровневая, поэтому вазовцы не только лечат собственные "болячки", но и всерьез взялись за смежников. Похоже, изменения к лучшему уже есть: в прошлом году число рекламаций на новые машины снизилось почти вдвое.

Третьим ключевым направлением на Волжском автозаводе считают техническое развитие, которое напрямую связано с финансовой политикой компании. АвтоВАЗ уже вышел на Франкфуртскую и Берлинскую фондовые биржи, а осенью рассчитывает пройти процедуру листинга и на Лондонской бирже. Это позволит повысить доверие со стороны западных инвесторов и привлечь деньги на модернизацию производства и модельного ряда. Здесь речь идет о таких проектах, как приведение вазовских моделей к новым стандартам Евросоюза по безопасности и экологии и запуск в серию автомобиля Lada Priora. Часть этой работы уже выполнена: к примеру, в кузова "десяток" внесены конструктивные изменения, повысившие уровень их пассивной безопасности, а новый двигатель объемом 1,6 л позволяет российским машинам соответствовать экологическим нормам "Евро-3".