Джокер в мультибрендовой колоде

Андрей Федоров
12 февраля 2007, 00:00

Стратегия General Motors в России состоит в том, чтобы иметь «козырный» бренд и несколько других сильных карт, а разветвленную сбытовую сеть подкреплять производством

Уже три года подряд бренд Chevrolet, принадлежащий корпорации General Motors (GM), занимает как минимум вторую строчку в рейтинге продаж иностранных легковых автомобилей в России. Не столь интенсивно, но все же с постоянным ростом идет в стране реализация и других машин GM — Opel, Cadillac, Saab, Hummer. Суммарный сбыт всех пяти брендов в 2006 году достиг 132,6 тыс. единиц, что составляет более 13% от всего рынка новых иномарок. При этом компания не только импортирует свои продукты, но и производит их в России: в Тольятти действует совместное предприятие GM-AvtoVAZ, в Калининграде на условиях аутсорсинга модели GM выпускает «Автотор», а в Петербурге строится собственный завод полного цикла и параллельно там уже работает временное сборочное производство.

О том, за счет чего удается быть все время в числе лидеров и какие цели ставятся на будущее, в интервью «Эксперту» рассказал генеральный директор компании «Дженерал Моторз СНГ» Яцек Горски:

— Успех Chevrolet в России обусловлен целым рядом факторов. Во-первых, это наличие хороших продуктов. Сейчас у нас есть машины практически во всех самых востребованных сегментах: компактные городские модели, семейные авто, седаны бизнес-класса, внедорожники. Я имею в виду такие автомобили Chevrolet, как Spark, Aveo, Lanos, Lacetti, Epica, Niva, TrailBlazer, Captiva. Причем большинство из них были выведены на рынки лишь в последние два года и теперь имеют неплохие перспективы роста.

Второй фактор — мощная сеть дилеров, которую мы интенсивно развиваем. Если в начале 2006 года в нее входило 45 компаний, то в конце — уже 92. Сейчас наши дилеры есть практически во всех крупных городах России, и их число растет — за этот год планируем открыть еще не менее 40 дилерских центров. Должен сказать, что это очень качественная сеть: получить франшизу нашей марки очень нелегко, нужно соответствовать весьма жестким стандартам. К тому же надо иметь в виду, что около 80 процентов дилеров GM работают не только с Chevrolet, но и с другими марками, прежде всего с Opel, а около 20 компаний имеют статус «пятизвездочных» — они продают все пять наших брендов, включая люксовые. Тем не менее мы стремимся и дальше повышать качество услуг. К примеру, сейчас начали проводить исследование уровня удовлетворенности клиентов, и как только выявляем недостатки, сразу же сообщаем о них дилерам, вместе думаем, что и как можно улучшить.

Наконец, очень важный фактор — эффективная маркетинговая поддержка сбыта. В прошлом году мы запустили две программы для клиентов. Первая программа — GM Assistance, бесплатная помощь нашим покупателям в случае поломки в дороге. Вторая — весьма конкурентоспособная фирменная программа автокредитования. Есть также специальный колл-центр, куда всякий человек может бесплатно позвонить из любой точки России, чтобы получить консультацию или выразить недовольство чем-либо. В 2007 году предложим еще несколько новых программ, над ними мы уже работаем. Естественно, все это укрепляет позиции бренда.

— Если взглянуть на итоги 2006 года, то можно подумать, что все ваши усилия были направлены лишь на продажу марок Chevrolet и Opel, а три других бренда отошли на второй план. В чем тут проблема?

— Действительно, машин Cadillac, Saab и Hummer мы в общей сложности продали лишь немногим больше тысячи. Но это люксовые бренды, я бы даже сказал, нишевые. Хотя, согласен, наши конкуренты в премиум-сегменте продавали больше. Однако мы уверены, что уже в 2007 году ситуация изменится. У нас ушло несколько месяцев на то, чтобы вывести на рынок несколько новинок этих брендов, и теперь работа начинает приносить плоды. К примеру, уже сегодня дилерам не хватает внедорожников Hummer H3 — на них есть порядка 400 заказов, но самих машин нет. Дело в том, что этот автомобиль хорошо пошел и в других странах, поэтому теперь все упирается в мощности производства. Мы видим неплохой потенциальный спрос и на новые модели Cadillac, которые сейчас лишь начинаем продавать. Наконец, осенью должен появиться новый Saab 9-3, который еще в своей первой версии был хорошо принят в России.

— Давайте вернемся к вашему сильному звену — Chevrolet. Вы начали активно продавать в России модель Lanos, которую делают на Украине. Чем был обусловлен такой шаг? Не опасались за качество сборки?

— Это был осознанный и хорошо просчитанный ход. Мы понимали, что нужна машина, которая за счет привлекательной цены сможет обеспечить большой объем сбыта. И прежде всего в регионах. Требовалось поддержать региональных дилеров продуктом стоимостью до 10 тысяч долларов. Потому что Aveo в том же классе — более современная и более дорогая модель.

Наши расчеты полностью оправдались: за прошлый год было продано свыше 37 тысяч машин Lanos. Хотя можно было реализовать гораздо больше — украинцы просто не смогли произвести столько автомобилей, сколько требовал российский рынок. Так что спрос на них остался неудовлетворенным и мы рассчитываем несколько поправить ситуацию уже в нынешнем году. Что же касается качества, то и в самом деле поначалу многие в нем сомневались. Но мы продаем Lanos уже больше года и пока статистика гарантийных ремонтов меня полностью устраивает: обращений на сервис немного, а затраты по гарантии оказались ниже, чем мы думали.

— У компании GM в России несколько производственных проектов. Вы ими удовлетворены?

— Да, всеми тремя. На рынке есть вполне стабильный спрос на Chevrolet Niva, и тольяттинский завод его покрывает. Постоянно наращиваем выпуск машин и на «Автоторе», где собирают уже несколько моделей Chevrolet, Cadillac и Hummer. Там очень хорошо организовано производство, работает квалифицированный персонал, который обеспечивает высокое качество продукции. Что касается Санкт-Петербурга, то строительство нового завода идет по графику. Однако мы уже в конце прошлого года запустили там временное производство внедорожников Chevrolet Captiva. Их сейчас собирают по технологии крупноузловой сборки из комплектов, ввозимых из Кореи. На эти машины уже сформировалась очередь, и нам сейчас надо быстрее наращивать объемы выпуска, потому что в России будут продаваться внедорожники только российской сборки.

— И сколько вы намерены собрать в этом году?

— Мощность линии рассчитана на четыре тысячи автомобилей. Я знаю, что этого мало, спрос будет более высоким, поэтому сейчас рассматриваем варианты роста. Например, можно будет ввести еще одну рабочую смену.

— Вы уже определились с тем, какие машины станет выпускать новый завод в Петербурге после его ввода в строй?

— Прежде всего это Chevrolet Captiva. Но вместе с ней поставим на конвейер и новый компактный седан. Это будет совершенно новая модель, она сейчас в Корее только разрабатывается.

— Какие задачи ставит перед собой «Дженерал Моторз СНГ» на 2007 год?

— Наши главные планы связаны с брендом Chevrolet. Должен сказать, что в прошлом году он с августа по ноябрь был лидером рынка иномарок и лишь в декабре Ford смог обойти нас. Теперь мы снова намерены стать иностранной маркой номер один в России. А более глобальная цель состоит в том, чтобы занять 10 процентов рынка всех новых легковых автомобилей, включая местные, российские марки. То есть речь идет как минимум об удвоении прошлогоднего уровня продаж.

Рассчитываем также на Opel. В 2006 году он увеличил сбыт в России более чем вдвое, занял одиннадцатое место среди иностранных брендов и тринадцатое, если брать весь рынок, считая и российские модели. По итогам 2007-го мы хотели бы увидеть Opel в десятке лучших по всему рынку. По-моему, для этого есть все предпосылки. Во-первых, сейчас очень востребована новая Corsa. Мы приняли на нее заказов больше, чем пятнадцать стран Центральной и Восточной Европы вместе взятые. Сейчас эти машины уже поступают дилерам. Во-вторых, скоро появится обновленная Astra. У нее несколько изменен внешний дизайн, в частности фары, улучшен интерьер, многие детали стали более элегантными и качественными. И я надеюсь, что мы не только получим новую волну спроса на эту модель, но и введем ее в топ-лист самых продаваемых иномарок. В-третьих, в марте выведем на рынок кроссовер Opel Antara. Учитывая, что спрос на внедорожники растет, можем ожидать неплохих результатов.

Что же касается наших премиум-брендов, то, думаю, в общей сложности реализуем не менее четырех тысяч автомобилей Cadillac, Hummer и Saab.

— Ваш оптимизм базируется на чем-то конкретном?

— Прежде всего — на статистике продаж в первые недели этого года. Я смотрю сводки и просто глазам не верю! Уже в январе мы продавали машин больше, чем было в декабре, — ежедневно по 600–700 штук, если брать все пять брендов. Когда такое было? Все привыкли, что январь — это затишье и лишь весной спрос начинает расти. А тут ажиотаж с самого начала. Так что нас ждет очень интересный год.